Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:35, реферат
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной предприятия понимается конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Коммерческая тайна
В условиях развивающейся
рыночной экономики и самостоятельности
субъектов рынка всё большее
значение приобретает защита коммерческой
информации, позволяющей компании поддерживать
конкурентоспособность своих
Одним из эффективных средств защиты коммерческой тайны предприятия является введение в организации режима коммерческой тайны, т. е. принятие правовых, организационных, технических и иных мер по охране конфиденциальности информации.
Несмотря на то что термин «коммерческая тайна» у всех на слуху, достаточно многие руководители и специалисты не в полной мере понимают, что это такое и как именно необходимо защищать конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну.
Что за зверь коммерческая тайна?
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной предприятия понимается конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Синдром «повышенной секретности»
Вводя режим коммерческой
тайны, многие предприятия стремятся
«засекретить» всё что можно,
порой создавая анекдотическую ситуацию.
Так, например, в одной из компаний
Волгограда в перечне информации,
составляющей коммерческую тайну предприятия,
значатся даже цены на собственные
товары. В итоге у работников и
партнёров компании складывается впечатление,
что работают и сотрудничают они
как минимум со сверхсекретной, транснациональной
разведывательной организацией или
что-то вроде того. С одной стороны,
комичная ситуация, а с другой —
такое состояние дел
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в ст. 5 содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия. Это сведения:
содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
содержащиеся в документах,
дающих право на осуществление
о составе имущества
о загрязнении окружающей
среды, состоянии противопожарной
безопасности предприятия, санитарно-эпидемиологической
и радиационной обстановке, безопасности
пищевых продуктов и других факторах,
оказывающих негативное воздействие
на обеспечение безопасного
о численности, составе работников предприятия, системе оплаты труда, условиях труда (в том числе об охране труда), показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;
о задолженности работодателя по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
о нарушениях предприятием законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
об условиях конкурсов
или аукционов по приватизации объектов
государственной или
о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
о перечне лиц, имеющих
право действовать без
обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
Что касается перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, то он законодательно не определён и должен составляться каждой организацией, вводящей режим коммерческой тайны, самостоятельно, исходя из специфики бизнеса и особенностей самой организации. Исходя из практического опыта в области разработки положений о коммерческой тайне, можно привести следующий примерный перечень:
Информация об условиях сотрудничества
(порядок, форма оплаты, предоставляемые
скидки, условия доставки и т. д.)
с действительными и
Информация о сделках (текущих и планируемых), включая сведения о предварительных переговорах, условиях договоров и любых дополнениях к ним, порядке заключения и исполнения договоров, а также о достигнутых результатах по сделкам.
Данные оперативного бухгалтерского учёта и регистры бухгалтерского учёта, включая содержание аналитических счетов и проводок.
Бухгалтерские и планово-финансовые документы предприятия, а также выписки из документов, копии, дубликаты, дополнения и приложения, включая: финансовые планы, сметы, лимиты, нормативы и т. д.
Документы внутреннего и внешнего делопроизводства организации, а также выписки из документов, копии, дубликаты, дополнения и приложения, включая:
а) организационные документы предприятия: структуры, процедуры, положения, документы системы менеджмента качества;
б) распорядительные документы предприятия: приказы, распоряжения и указания, инструкции, задания, поручения, требования;
в) информационно-справочные документы предприятия: протоколы, акты, отчёты, планы, программы, обзоры, сводки, перечни и т. д.
Сведения, раскрывающие содержание программ обучения, программ и материалов семинаров, курсов, методических материалов, предназначенных для служебного пользования, и т. д.
Детализированные сведения об имуществе, в том числе и в его стоимостном выражении, включая информацию о наличии денежных средств на расчётном счёте, а также о его дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Сведения, содержащие информацию
о методах, средствах и способах
анализа конъюнктуры рынка, а
также данные (полученные и расчётные)
по проведённому анализу (спроса, предложения
и конкуренции), ценовой политике
и планированию цен, анализу потребителей,
планированию товаров (услуг), планированию
сбыта и продвижения товаров (услуг),
определению стратегии и
Информация о методах и средствах поиска новых контрагентов и партнёров (покупателях, поставщиках, посредниках и т. д.).
Информация о содержании
телефонных переговоров,
Информация о краткосрочных и долгосрочных планах, направлениях и прогнозах по развитию.
Сведения, раскрывающие
систему, средства и методы
обработки и защиты от
Сведения, раскрывающие
организацию, силы, средства и
методы обеспечения
Сведения о проектировании,
разработке, сооружении, установке
и эксплуатации специальных
Сведения о местах
расположения, назначении, степени
готовности или защищённости
объектов (земельных участков, зданий,
помещений, складов, гаражей,
Сведения о юридических
лицах и индивидуальных
К конфиденциальным сведениям, составляющим коммерческую тайну, может быть отнесена и иная информация, связанная с хозяйственной деятельностью организации, разглашение которой может причинить вред интересам организации. Необходимо лишь отметить, что, создавая и вводя режим коммерческой тайны, важно чётко определить, конфиденциальность каких сведений необходимо охранять. «Засекречивание» лишней информации будет создавать неудобства в работе и порождать лишний документооборот, связанный с получением разрешения у руководителя (либо начальника службы безопасности) на использование сведений, составляющих коммерческую тайну. Кроме того, перед тем как создавать и вводить режим коммерческой тайны, необходимо оценить, насколько он вообще актуален для компании в данный момент времени.
Также важно помнить, что введение режима коммерческой тайны предприятия не может быть причиной отказа в предоставлении соответствующей информации по мотивированному требованию государственных (муниципальных) следственных, судебных, контрольно-надзорных, статистических и иных органов.
Руководство по введению режима коммерческой тайны
Для того, что бы ввести в организации режим коммерческой тайны, необходимо разработать определённый пакет документов и провести ряд организационных мероприятий.
Во-первых, необходимо чётко определить в виде перечня совокупность сведений конфиденциального характера, которые будут составлять коммерческую тайну организации.
Во-вторых, необходимо определить в виде положения, каким образом будет осуществляться защита коммерческой тайны, как будут маркироваться носители коммерческой тайны, кто будет иметь право с ними работать, как это будет учитываться, на кого будет возложена функция контроля, какова будет ответственность за разглашение коммерческой тайны и т. д.
В-третьих, на основе разработанных
документов необходимо внести соответствующие
изменения в должностные
В-четвёртых, необходимо обеспечить ознакомление под роспись всех сотрудников предприятия (работающих в настоящее время и вновь принимаемых) с разработанными и вводимыми документами и взять у каждого письменное обязательство по сохранению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, которые стали известны в процессе работы в организации. В этом документе желательно указать обязанность по неразглашению коммерческой тайны как во время работы на предприятии, так и в течение определённого времени после увольнения.
В-пятых, необходимо создать
работникам все необходимые условия
для соблюдения установленного компанией
режима коммерческой тайны. Как правило,
необходимыми условиями являются создание
возможности хранить документы,
содержащие конфиденциальные сведения
в запираемом месте, обеспечение
доступа к персональному
В-шестых, весьма желательно
сразу после введения режима коммерческой
тайны, а также периодически в
дельнейшем проводить с работниками
обучающие мероприятия, в процессе
которых рассказывать и объяснять,
зачем нужен режим коммерческой
тайны, в чём он состоит, почему он
важен и т. д. Весьма полезным также
оказывается раздача