Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 12:36, реферат

Описание работы

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

Коммерческая тайна.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны. На практике наряду с термином "коммерческая тайна" широко используются такие термины, как "конфиденциальная информация", "ноу-хау", "секреты производства". Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется "коммерческой тайной".

История.

В 1817 году в Великобритании, а в 1837 году в США впервые на судебных процессах обсуждалась коммерческая тайна, а решения этих судов стали важными прецедентами. Первым в мире законом, охраняющим коммерческую тайну, стал закон, подписанный в 1844 году французским королём Луи-Филиппом. В 1845 г. российский император Николай I ввел наказание за разглашение коммерческой тайны в "Уложении о наказаниях общего определения". К началу XX века во всех европейских странах защищалась коммерческая тайна.

Однако, в XX веке почти все развитые государства отошли от защиты коммерческой тайны. В одних случаях это было связано с введением антитрестовского законодательства, в других - с борьбой с коррупцией. Во многих государствах были даже введены законы, принуждающие акционерные общества раскрывать определённую информацию. В России, а в дальнейшем - в СССР и странах Восточной Европы, коммерческая тайна была отменена как пережиток капитализма.

Тем не менее, как правило, во всех западных странах предприниматели сохранили право уволить работника за промышленный шпионаж. Швейцария была одним из немногих государств, где законодательство об охране коммерческой тайны не переставало действовать в течение всего XX века.

Во второй половине XX века стал популярным довод о том, что введение коммерческой тайны в области технологий ускорит научно-технический прогресс, поощряя предпринимателей создавать оригинальные разработки вместо копирования чужих. В 1974 году Верховный суд США разрешил штатам принимать свои законы об охране коммерческой тайны. В 1996 году в США был принят Закон об экономическом шпионаже, криминализирующий (объявлявший преступлением) кражу технологических секретов в пользу иностранных государств (§1831 Кодекса Соединённых Штатов) и кражу технологических секретов в коммерческих целях (§1832). В течение 1990-х годов законы о коммерческой тайне вновь (а иногда - впервые) появились в России, Германии, Чехии, Венгрии, Таиланде, Японии, Китае. В одних государствах (например, в Японии, Франции) наказание ограничивается штрафом или возмещением ущерба, в других (например, в Германии) возможна и уголовная ответственность, если информация, составляющая коммерческую тайну, была получена с помощью незаконных действий. В России защита коммерческой тайны регламентирована достаточно жёстко и подразумевает выполнение организацией, защищающей свою информацию, целого ряда требований.

Вопросы коммерческой тайны.

В соответствии со ст.139 Гражданского кодекса РФ Коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Из данного определения вытекают следующие обязательные признаки коммерческой тайны.

Первый признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.

Второй признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному круги лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев - отсутствие к информации свободного доступа.

Третий признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться в качестве охранной меры.

Коммерческая тайна, как разновидность информации, может являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых условий (информация приносит доход и может быть использована в течение периода, превышающего 12 месяцев) права на указанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виде нематериальных активов. В то же время законодательство не рассматривает факт отражения в бухгалтерском учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных прав не может свидетельствовать об отсутствие самой коммерческой тайны.

Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 05.12.91г. № 35 установлен перечень таких сведений, к которым, в частности, относятся учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; документы о платежеспособности; сведения о численности работающих и их заработной плате; документы об уплате налогов; сведения об участии должностных лиц предприятия в других организациях. В соответствии с п.89 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н) годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с указанной отчетностью.

Говоря о правовых способах судебной защиты коммерческой тайны, следует констатировать, что наиболее распространенным способом является предъявление иска о возмещении убытков, причиненных разглашением конфиденциальной информации. Однако следует подчеркнуть, что обязанность доказать факт разглашения, а также размер убытков лежит на самом истце. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть заявлены и другие иски. Например, предприятие может заявить иск о признании права на коммерческую тайну, когда данное право кем-либо оспаривается, или иск о запрете использовать конфиденциальную информацию лицом, неправомерно завладевшим такой информацией.

Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне.

Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений.

К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования статьи 5 ФЗ «О коммерческой тайне» [c. 2, 1], в которой оговорены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

    • выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент
    • исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий
    • определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.

Так, для сведений научного характера - это, как правило:

    • идеи, изобретения, открытия
    • отдельные формулы
    • новые технические проекты
    • новые методы организации труда и производства
    • программное обеспечение ЭВМ
    • результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

    • конструкторская документация, чертежи, схемы, записи
    • описания технологических испытаний
    • “ноу-хау”
    • точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)
    • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.
    • используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

    • сведения о заключенных или планируемых контрактах
    • данные о поставщиках и клиентах
    • обзоры рынка, маркетинговые исследования
    • информация о конфиденциальных переговорах
    • калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли
    • планы развития предприятия и его инвестиций.

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной.

Правовая охрана и защита коммерческой тайны.

Государство издавна содействует сохранению коммерческой тайны. Примером могут служить многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну (например, для защиты секретов производства фарфора в Китае), в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России коммерческая тайна была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х годов XX в. и впоследствии в связи с огосударствлением экономики защищалась как государственная и служебная тайна. Сейчас предпринимаются попытки вернуться к прежней системе, но поскольку многие отечественные традиции практики правоприменения в этой сфере утрачены, неизбежны трудности. В Государственной Думе уже второй год идет рассмотрение проекта федерального закона "О коммерческой тайне", который в настоящий момент подготовлен ко второму чтению. В ходе его подготовки и обсуждения выявились разные подходы к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые взгляды на ее соотношение с другими видами конфиденциальной информации, на определение правового режима охраны (в том числе охраны "ноу-хау" в режиме коммерческой тайны).

Объект и субъекты права на коммерческую тайну.

В ст. 139 ГК РФ коммерческая тайна обозначена в одном ряду со служебной тайной, что значительно затрудняет определение объекта правового регулирования и практику правоприменения в этой области.

С одной стороны, действующая редакция ст. 139 ГК РФ позволяет признавать служебную информацию в коммерческих и иных организациях служебной тайной, что закреплено даже в названии гл. 23 УК РФ "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях".

С другой стороны, в соответствии с трактовкой этой статьи Гражданского кодекса РФ служебная тайна в государственных органах власти, даже не имеющая никакого отношения к предпринимательской деятельности, может иметь коммерческую ценность, так как условия отнесения информации к коммерческой и служебной тайне, определенные в ст. 139 ГК РФ, в соответствии с международной практикой характерны в основном для коммерческой тайны. Это требует исключения термина "служебная тайна" из ст. 139 ГК РФ и уточнения названия гл. 23 УК РФ.

Информация о работе Коммерческая тайна