Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 12:36, реферат
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.
Объектом правоотношений здесь выступает коммерческая тайна.
Коммерческая тайна - это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, имеющая действительную потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности меры охраны. В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям (представляющим собой критерии правовой охраны):
В законодательстве России нет исчерпывающего перечня основных объектов коммерческой тайны (создать его нереально в силу многообразия субъектов и универсальности объекта правоотношений), имеются лишь отдельные указания. Так, в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" (п. 4 ст. 10) установлено, что "содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной".
В то же время наряду с общим перечнем сведений, доступ к которым по закону не может быть ограничен, в действующем законодательстве (постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35) содержится перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Сюда относятся:
В Федеральном законе от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п. 7 ст. 19) также указывается, что сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.
Приведенный перечень будет утвержден (или изменен) федеральным законом "О коммерческой тайне". К коммерческой тайне не может быть отнесена информация:
Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.
Обладатели коммерческой тайны - это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.
Под предпринимательством понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).
Правопреемники - это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.
Ответственность за разглашение коммерческой тайны.
С 2008 года вступили в силу четвертая часть Гражданского Кодекса и изменения к закону № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
В целом, изменения уточнили понятие коммерческой тайны, а именно трактуют ее как секрет производства (ноу-хау), однако ничего не привнесли в ужесточение ответственности за ее разглашение.
Умышленное разглашение коммерческой тайны подразумевает под собой разглашение без согласия ее владельца лицом, которому коммерческая тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, совершенное из корыстных или иных личных побуждений и причинившее крупный ущерб хозяйствующему субъекту.
Закон № 98-ФЗ устанавливает, что действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору, является разглашением тайны.
Говоря об ответственности работника за разглашение коммерческой тайны, отграничиваются два случая:
- разглашение имело место в
период действия трудового
- разглашение имело место после прекращения (расторжения) трудового договора.
Если работник разгласил служебную коммерческую тайну в период действия трудового договора, то он может быть привлечен как к материальной, так и к дисциплинарной ответственности.
В случае, когда отсутствует письменное подтверждение того, что работник был ознакомлен с перечнем конфиденциальных сведений и ответственностью за их разглашение, фирма должна доказать, что уволенный знал (должен был знать) об этом. Подтверждением может служить, к примеру, гриф секретности на документах, к которым сотрудник имел доступ в силу своих должностных обязанностей.