Коммерческие объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:50, реферат

Описание работы

Коммерческие объединения - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Существуют различные критерии классификации коммерческих объединений:
1).По правовым формам объединения подразделяются на ассоциации, союзы (некоммерческие организации), холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).
2).По критерию экономического содержания, основанному на различии целей создания объединений, принципов, централизации производственно-хозяйственных и коммерческих функций, на распределении полномочий между участниками объединения- концерны, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.
3).по способу организации объединения (добровольной или принудительной). Равноправные объединения основаны на добровольной договорной кооперации (ассоциации, союзы). Неравноправные объединения (вертикального типа) основаны на экономической субординации и контроле одного участника над другим (холдинги, ФПГ).

Файлы: 1 файл

Коммерческие объединения.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

Коммерческие объединения - организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие объединения - это организации, не преследующие извлечение прибыли  в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль  между участниками.

Существуют различные критерии классификации коммерческих объединений: 
 
1).По правовым формам объединения подразделяются на ассоциации, союзы (некоммерческие организации), холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).

2).По критерию экономического  содержания, основанному на различии  целей создания объединений, принципов,  централизации производственно-хозяйственных  и коммерческих функций, на  распределении полномочий между  участниками объединения- концерны, консорциумы, картели, синдикаты,  пулы и пр. 
 
3).по способу организации объединения (добровольной или принудительной). Равноправные объединения основаны на добровольной договорной кооперации (ассоциации, союзы). Неравноправные объединения (вертикального типа) основаны на экономической субординации и контроле одного участника над другим (холдинги, ФПГ).

Финансово-промышленная группа — объединение типа концерна, взятое под

опеку государством на определенный срок, чтобы создать мощную базу для

удовлетворения стратегических потребностей общества. Например, в  электронной

или оборонной технике, в товарах повышенного спроса.

     Концерн — долговременное договорное объединение ряда организаций

транспорта, промышленности, банков, рекламных агентств и других для

формирования системной  технологической цепи:

производство—сбыт—производство—сбыт. Руководящим органом выступает обычно

самая крупная организация  этой системы. Каждая входящая организация  сохраняет

свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность  при решении своих

уставных задач, не связанных  с деятельностью концерна. Синонимом термина

«концерн» является термин «группа», например группа Моргана (США).

Термин «концерн»  был заимствован из немецкого  языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями  немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там  появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и  прообраз будущих конгломератов  создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты. 
 
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

Конгломерат – это разновидность концерна, возникающего в результате поглощения и слияния большого количества разнородных компаний, не имеющих ни функциональных связей (т.е. связей, обусловленных последовательностью выполнения операций производственного процесса) между собой, ни профилирующей специализации. Отличие конгломерата от концернов заключается в том, что участники конгломератов пользуются широкой автономией в производственной деятельности и в осуществлении финансовой политики. Конгломераты могут включать в себя предприятия самых различных отраслей промышленности, сферы обслуживания. Например, в состав одного и того же конгломерата могут входить одновременно предприятия металлургические и фармацевтические, текстильные и строительные, страховые и туристические компании и т.п. Смысл создания подобных конгломератов заключается в том, чтобы, во-первых, максимально обезопасить вложенные в них средства, а, во-вторых, обеспечить устойчивое в масштабах всего объединения получение прибыли даже в тех случаях, когда кризисными явлениями в экономике могут быть захвачены отдельные предприятия того или иного конгломерата. Это выгодно как конгломерату в целом, так и отдельным входящим в него предприятия, поскольку временная убыточность входящей в конгломерат, например, гостиничной компании может быть перекрыта за счет более высоких прибылей, получаемых в то же время строительной компанией. 
 
От обычного концерна конгломерат отличается не только большими масштабами диверсификации производства, но и большим объемом финансовых операций. 
 
Диверсификация- разнообразие, одновременное развитие многих, не связанных друг с другом производств, расширение ассортимента производимых изделий. Диверсификация является современной формой концентрации производства и образования крупных многоотраслевых фирм. 
 
В состав конгломерата входят мощные банковские структуры, при поддержке которых можно осуществить покупку контрольных пакетов акций интересующих производственных и финансовых компаний. В качестве материнской компании конгломерата могут выступать концерн, банк или холдинговая компания. Цель создания – увеличение прибыли. Данный вид объединения, особенно широко представленный в экономике развитых стран в 60-е годы, стал уступать место ФПГ, обладающими возможностями более мобильного перемещения капитала, а также более эффективной концентрации на перспективных направлениях. 
 
Следует подчеркнуть, что с течением времени, особенно в условиях перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, факторы, ранее определявшие высокую конкурентность фирмы, превращаются в свою противоположность и начинают оказывать негативное воздействие на конкурентные позиции. 
 
Так, в послевоенный период процесс диверсификации и создание на этой основе многоотраслевых холдингов, ФПГ, конгломератов, достигших своего шика к середине 70-х годов, в рамках мирового экономического развития рассматривался в качестве одного из важнейших рычагов повышения конкурентоспособности компаний. 
 
В 80-е и особенно в 90-е годы в наиболее развитых странах в качестве решающих факторов конкурентоспособности уже выступают интенсивность внутренней конкуренции и децентрализация корпоративной деятельности, связанная с дедиверсификацией (специализацией) компаний.  
 
В это время начали активно развиваться процессы, связанные с расформированием конгломератов, освобождением от непрофильных производств и концентрацией усилий на основных видах деятельности, что, в конечном счете, усиливает интенсивность конкуренции на внутреннем рынке. 
 
В настоящее время Россия находится в своеобразной «противофазе» с мировой тенденцией. В условиях слабости контрактных отношений, непрозрачности рынка и информационного отставания процессы диверсификации и концентрации деятельности, формирования многоотраслевых холдингов и ФПГ здесь усиливаются.

Консорциум — долговременное договорное объединение ряда однородных

организаций. Особенностью консорциума  является то, что он выступает как  единое

целое с другими партнерами, при этом каждая его организация  в отдельности не

теряет своей фирменной  независимости, управления и характера  деятельности.

Консорциумы могут состоять из организаций одной страны или  различных стран.

Могут быть консорциумы банков, консорциум организаций по производству и

реализации программного обеспечения и др. Консорциумы  создаются для:

•   размещения займов,

•   осуществления единого  капиталоемкого промышленного проекта,

Консорциумы могут быть зарегистрированы как общество с ограниченной

ответственностью, акционерное  общество и др.

Они эффективны для размещения займов, проведения эмиссионных операций,

осуществления единого капиталоемкого промышленного проекта. Консорциумы

могут быть оформлены как акционерное общество открытого или закрытого типа.

Например, ОАО «Консорциум  по строительству и эксплуатации спортивно-

оздоровительных комплексов, гостиниц, спортивных и деловых клубов и оказанию

услуг спортивного назначения».

Финансово-промышленная группа — объединение типа концерна, взятое под

опеку государством на определенный срок, чтобы создать мощную базу для

удовлетворения стратегических потребностей общества. Например, в  электронной

или оборонной технике, в товарах повышенного спроса.

 

 

Холдинг-компания (ХК) — акционерное общество, владеющее контрольным

пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских фирм с целью

осуществления контроля над  их операциями.

В настоящее время не допускается  создание ХК в следующих сферах деятельности:

•  торговля товарами производственно-технического назначения;

•   сельскохозяйственное   производство,   обеспечение   сельского хозяйства;

•   общественное питание, бытовое обслуживание населения;

•   транспорт (кроме  железнодорожного, трубопроводного). ХК могут быть

созданы при:

•   преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава юридических

лиц;

•   объединении пакетов акций юридических лиц;

•   учреждении новых АО.

 

. Холдинг – это чаще всего акционерная компания, использующая свой капитал 
 
для приобретения контрольных пакетов акций других, дочерних АО с целью проведения единой политики и осуществления финансового и хозяйственного контроля за их работой, а также получения дохода на вложенный в акции капитал. Активы холдинга представлены акциями преимущественно других АО. Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании. 
 
Выделяются два основных типа холдинговых компаний: 

  1.  
    чистый холдинг, создаваемый специально для вышеуказанных функций;
  2.  
    смешанный, занимающийся, кроме того, и определенной предпринимательской деятельностью и создаваемый, как правило, в связи с основанием промышленными и прочими компаниями дочерних фирм или поглощением ими других АО. Поэтому в широком смысле холдинговой компанией следует считать совокупность двух или более коммерческих организаций, в которой один из участников основное (материнское) или преобладающее (участвующее) общество выполняет определенные руководящие функции на основе экономического преобладания в отношении других участников (дочерних или зависимых обществ).

 
Во главе холдинговой компании стоит так называемая компания- держатель, имеющая контрольные пакеты акций  и действующая через нижестоящие, промежуточные компании. Чистые холдинги возглавляются, как правило, крупными банками, в то время как во главе  смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, связанное  с производством. 
 
Образование холдинговых структур происходит двумя путями: 
 
1).по инициативе и под контролем государственных органов; 
 
2).в процессе слияния и поглощения АО посредством выкупа контрольного пакета акций. 
 
В России используются оба пути, при этом многие холдинги, созданные государством, в настоящее время проводят активную политику в соответствующих отраслях (преимущественно топливно-энергетического комплекса) и на фондовом рынке, а кроме того, сами властные структуры как федеральные так и субъектов РФ принимают активное участие в борьбе за контрольные пакеты акций приватизированных предприятий, за право, за право осуществлять контроль и руководство их деятельностью. 
 
В условиях рыночной экономики холдинги в России возникли не только в процессе приватизации, но и в результате интеграции нескольких организаций одной отрасли (например, нефтяные компании АО «ЮКОС», АО «Сиданко»). Попытки создания крупных холдингов вместо упраздняемых министерств не увенчались успехом, тем не менее опыт показывает, что целый ряд холдинговых структур, формировавшихся с учетом особенностей и нужд конкретных отраслей, сумели не только выжить, но и занять уже в условиях рыночных отношений доминирующее положение на соответствующих рынках.К их числу можно отнести, например, такие крупнейшие холдинги, как российские АО РАО  
 
«ЕЭС России» и «Газпром». Они изначально были нацелены на монополизацию соответствующих отраслей, поскольку их функционирование неразрывно связано с такими естественными монополиями, как трубопроводный транспорт и энергетические сети. Естественно, что организационные структуры управления этими корпорациями должны соответствовать задачам удержания уже имеющихся рынков и приобретения новых, т.е укрепления преобладающего положения данных корпораций на соответствующих рынках. Вследствие этого российские корпорации холдингового типа, изначально возникшие как форма реорганизации гос. хозяйствующих субъектов, входивших в соответствующие отраслевые системы, объективно стали организационно-правовой формой усиления монополизации в соответствующих отраслях. 
 
Имеются также холдинговые компании, возникшие в результате и межотраслевой интеграции (н-р, компания АО «Лукойл», распространяющая свою деятельность в нефтяной отрасли, сфере машиностроения, фармацевтике и пр.). 
 
Оформившиеся в российской экономике к настоящему времени корпорации холдингового типа можно подразделить на четыре основные категории: 

  1.  
    Государственные холдинговые структуры. Это холдинги, в которых государство владеет определенной долей уставного капитала (не обязательно контрольным пакетом акций). Среди этих образований наряду с РАО «ЕЭС России» и АО «Газпром» можно отметить гос. корпорации РАО «Росуголь», Российская металлургия», «Связьинвест», ряд министерств и ведомств, преобразовавшихся в АО.
  2.  
    Холдинги в интегрированных компаниях. В основном это компании, возникшие на базе вертикальной или горизонтальной интеграции нескольких предприятий одной отрасли. Типичными здесь являются корпорации, сложившиеся в результате интеграции предприятий нефтяной промышленности (компании «ЮКОС», «Сиданко» и др.) Государство имеет в уставных капиталах ряда интегрированных компаний свою долю, однако соответствующие госпакеты акций предназначены для продажи.
  3.  
    Холдинги в конгломератах. В России в качестве таковых можно рассматривать АО, возникшие на базе межотраслевой интеграции. Этот тип компаний распространен мало, но отдельные структуры такого рода уже есть (АО «Лукойл»).
  4.  
    Банковские холдинговые структуры. В наших условиях это промышленные корпорации, находящиеся под банковским контролем. Этот контроль развит пока недостаточно, но в основном из-за существующих нормативных ограничений на приобретение банками контрольных пакетов акций других АО. В качестве примера банковского контроля над промышленными предприятиями можно привести акционерный контроль ОНЭКСИМбанка над РАО «Норильский никель» в рамках финансово-промышленной группы Интеррос.

 
Холдинговые компании как форма  организации крупного бизнеса имеют  значительные преимущества перед другими  способами концентрации капитала, заключающиеся  в следующем: 
 
1.В повышении устойчивости бизнеса, снижении рисков потерь собственности объединения. Рискованные операции могут быть перенесены в дочерние фирмы, т.к. будучи самостоятельными юридическими лицами, они несут ответственность только принадлежащим им имуществом. 
 
2.В возможности централизации целого ряда функций и за счет этого экономии управленческих затрат. В частности основные общества выполняют такие обязанности как планирование, организация финансовых потоков, централизованный бухучет, правовое обеспечение, кадровая политика, информационное обеспечение, статистика, маркетинг и организация сбыта. 
 
3.В обеспечение единой внутри холдинговой компании налоговой и финансовой политики. Корпоративные схемы налоговой политики, направленные на снижение налогов, могут быть основаны, в частности, на «трансфертном» ценообразовании. 
 
4. В обеспечении конфиденциальности контроля. В холдинге на верхушке «холдинговой пирамиды» может быть общество, созданное отдельными лицами, чей реальный контроль через органы управления основного общества практически скрыт ( и может быть выявлен только через систему аффилированных лиц) 
 
5.Вхождение в холдинг ранее независимых структур позволяет им значительно расширить свои инвестиционные возможности, использовать увеличение размеров производства и сбыта, упростить расчеты между собой, сохранить и развить свои производственные связи, диверсифицировать производство, обеспечить в конечном счете свою устойчивость и выживаемость, успешнее конкурировать на международном рынке. Для вошедших в крупную холдинговую систему вероятность банкротства почти исключена. 
 
Так, после распада СССР в России холдинги и другие объединения создавались не только ради прибыли, но и для сохранения прежних производственных связей и взаимопомощи, без которых не могли бы функционировать многие отрасли экономики. Перечисляя в распоряжение холдинга части прибыли, предприятия получали взамен поддержку при заключении договоров на поставку сырья и материалов, топлива и других средств производства, а также помощь при организации сбыта своих изделий. Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним фирмам льготные кредиты, оказывают помощь в вопросах технического перевооружения производства. 
 
Российские холдинги до недавнего времени в основном базировались на государственной собственности ( в отличие от зарубежных, являющихся в подавляющем большинстве, частными корпорациями) и соответственно создавались гос. органами - либо путем выделения из состава существующего крупного предприятия подразделений в качестве самостоятельных юридических лиц и преобразования их в дочерние предприятия, либо объединением пакетов акций юридически самостоятельных предприятий или учреждением новых АО. В подобных управленческих структурах, формировавшихся с целью сохранить объединения предприятий, поддержать сложившиеся технологические цепочки и кооперативные связи между ними, предполагается жесткое подчинение дочерних предприятий материнской компании, что создает опасность возрождения административных методов управления, а, кроме того, в условиях слабого антимонопольного законодательства, превращения холдингов в монопольные структуры. 
 
Эти и другие отрицательные явления, связанные с функционированием холдингов ( возможность ущемления интересов акционеров дочерних компаний, снижение гарантий кредиторам) должен нивелироваться мерами государственного правового регулирования. 
 
За рубежом процесс создания холдингов был напрямую связан с развитием интеграционных процессов. В частности, холдинговые компании часто выходят за рамки национальных границ, образуя транснациональные компании (ТНК). Холдинговая компания осуществляет управление в рамках ТНК преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой родственной фирмы основные финансовые показатели – размер прибыли. Издержки производства, а, кроме того, размеры и способы перевода дивидендов, способы перевода прибылей. Наряду с финансовыми рычагами воздействий используются и другие средства. Инструментом централизованного управления может служить, например, техническая политика, т.е. сосредоточение научных исследований и технических разработок в едином центре головной компании предоставление результатов дочерним компаниям. Часто в качестве таких инструментов используется распределение между дочерними компаниями номенклатуры выпускаемой продукции (план производства), раздел между ними рынков сбыта. Это характерно для таких ТНК, как «Зингер», IBM, «Кодак», «Сименс» и др. 
 
в). Финансово-промышленные группы. 
 
ФПГ - основа функционирования экономики развитых стран. 
 
ФПГ – объединение финансового и промышленного капитала, базирующаяся на долгосрочных связях и различных системах участия в капитале корпораций – способны обеспечить развитие НТП, позволяют осваивать наукоемкие производства, способствуют развитию базовых, капиталоемких отраслей. 
 
Так, высокие темпы роста экономики Японии, Германии, Южной Кореи и других стран обеспечивались, главным образом, за счет выдвижения на передний план финансово-промышленных гигантов: «Мицубиси», «Тойота Моторс», «Даймлер-Бенц», «Сименс», Самсунг», «ДЭУ» и др. Как показывает зарубежный опыт, 40 крупнейших транснациональных ФПГ проводят и реализуют около половины мировой промышленной продукции. 
 
Значение формирования подобных объединений особенно возрастает в период инвестиционного кризиса, когда для структурной перестройки экономики требуются значительные инвестиционные ресурсы. ФПГ являются привлекательным заемщиком капитала, что значительно повышает их инвестиционную способность. Эффект объединения организаций в интегрированную группу (синергетический эффект) проявляется и в повышении приспособляемости участников ФПГ к изменению экономических условий, достигаемой на основе взаимодействия и сотрудничества участников группы, распределения между ними функций и предпринимательского риска. 
 
Все это очень актуально для современной России. Поэтому создание ФПГ на данном этапе может рассматриваться как один из возможных вариантов решения проблемы возрождения отечественной промышленности. 
 
ФПГ представляют входящим в них предприятиям следующие возможности: 
 
- контроль значительной доли рынка; 
 
- оптимальное перераспределение средств через единый финансовый центр с целью поддержания бесприбыльных, но необходимых для бизнеса подразделений: 
 
- оптимизация схемы кредитования предприятий – участников ФПГ, через головную фирму группы по всей технологической цепочке; 
 
- привлечение крупных инвестиций под гарантии совокупных активов ФПГ; 
 
- экономия средств за счет использования общих подразделений; 
 
- проведение внутренних хозяйственных операций на базе условно – расчетных цен, внутригрупповых векселей и кредитов. Входящие в ФПГ предприятия, связанные единой технологической цепочкой, заинтересованы в оптимизации цен на продукцию, поэтому рост цен перестает провоцироваться на внутригрупповом уровне. 
 
Отечественные ФПГ делают пока лишь первые шаги, поэтому правовые основы и сам механизм их хозяйствования и функционирования находятся еще в стадии становления. Принятый 30 ноября 1995г. Закон РФ «О финансово-промышленных группах» определил, что ФПГ – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших полностью или частично свои материальные или нематериальные активы на основе договора о создании такой группы в целях технической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. 
 
В соответствии с указанным определением можно выделить две разновидности ФПГ.

Информация о работе Коммерческие объединения