Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:50, реферат
Коммерческие объединения - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Существуют различные критерии классификации коммерческих объединений:
1).По правовым формам объединения подразделяются на ассоциации, союзы (некоммерческие организации), холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).
2).По критерию экономического содержания, основанному на различии целей создания объединений, принципов, централизации производственно-хозяйственных и коммерческих функций, на распределении полномочий между участниками объединения- концерны, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.
3).по способу организации объединения (добровольной или принудительной). Равноправные объединения основаны на добровольной договорной кооперации (ассоциации, союзы). Неравноправные объединения (вертикального типа) основаны на экономической субординации и контроле одного участника над другим (холдинги, ФПГ).
Первая – представляет, по сути, холдинговую
компанию, которая становится основой
создания ФПГ. В этом случае дочерние общества-
участники ФПГ – находятся изначально
в зависимости от центральной компании,
поскольку она владеет пакетами их акций.
Вторая – добровольное договорное предпринимательское
объединение, участники которого, заключившие
договор как равноправные партнеры, учреждают
центральную компанию как юридическое
лицо на договорной основе. В настоящее
время в России более распространены ФПГ
в форме так называемых «мягких» холдинговых
корпораций (ФПГ второго вида).
Закон устанавливает обязательность участия
в ФПГ организаций, действующих в сфере
производства товаров и услуг, а также
банков или иных кредитных организаций;
кроме них в состав участников ФПГ могут
входить инвестиционные институты, негосударственные
пенсионные и иные фонды, страховые организации,
участие которых обусловлено их ролью
в обеспечении инвестиционного процесса
в финансово-промышленной группе. Также
участники ФПГ могут объединяться вокруг:
а) одного или нескольких промышленных
предприятий;
б) торговой организации;
в) коммерческого банка.
Создание ФПГ преследует, главным образом,
три цели:
Во-первых, восстановление
там, где это возможно, ранее существовавших
технологических, кооперационных взаимосвязей
с прежними партнерами для производства
той или иной продукции;
Во-вторых, установление
таких связей с другими партнерами на
основе экономической целесообразности
либо объединения усилий ряда производителей
для расширения рынков сбыта товаров и
услуг;
В-третьих, привлечение
инвестиций и целенаправленное их использование
(реализация производственного потенциала).
При этом основным доходом банка, входящего
в группу, должны быть дивиденды от повышения
эффективности работы производственных
предприятий, а не процент по кредитам.
Первая российская ФПГ была создана в
1993г., а на 1-ое января 2001г. в стране были
зарегистрированы 83 ФПГ, в т.ч. 9-межгосударственных
и 5-транснациональных.
Анализ деятельности ФПГ показал, что
в целом их формирование и развитие оказало
положительное влияние на рост производства
и производительности труда, позволило
компаниям выжить в сложных условиях экономического
и финансового кризиса.
В первом полугодии 2000г. по отношению к
сопоставимому периоду 1999г. наблюдалась
тенденция роста основных показателей
производственной деятельности ФПГ. Более
80% ФПГ имели рост объемов производства
и реализации продукции при положительной
динамике выручки.
Наиболее жизнеспособными показали себя
те российские ФПГ, которые были сформированы
путем объединения хозяйствующих субъектов
производственного и торгового профиля
вокруг крупных кредитно-финансовых организаций.
Вместе с ним ФПГ не выполняют роли как
базы, основы экономического роста, а именно
такие надежды связывались с их появлением
в середине 90-х годов.
Во-первых, ФПГ оказывают
негативное влияние на уровень конкуренции
и возможности появления на рынке новых
фирм. При этом особенностью российских
ФПГ (в отличие, скажем, от японских) является
то, что за их рамками остаются, как правило,
средние и мелкие компании, оказывающиеся
практически оторванными от кредитных
рынков.
Во-вторых, крупные ФПГ
замыкают своих членов в рамках определенного
вида деятельности, делая их менее восприимчивыми
к быстро меняющейся среде, к обновлению
продукции и услуг.
В-третьих, доминирующая
на рынке ФПГ закрывает выход на рынок
другим компаниям, даже если они имеют
неплохую перспективу по обновлению продукции.
Все это в конечном счете угрожает не только
развитию конкуренции, но и экономическому
росту в целом.
К основным причинам, не позволяющим ФПГ
стать более эффективными формами предпринимательских
объединений можно отнести следующие:
- отсутствие мер государственной поддержки,
в т.ч. финансовой. При этом значительное
число российских горизонтально интегрированных
ФПГ изначально создавались только в расчете
на получение государственной поддержки,
прежде всего в виде зачетов задолженностей,
инвестиционных кредитов и иной финансовой
поддержки, включая оплаченный госзаказ.
Сегодня они находятся либо в предкризисном
состоянии, либо уже распались и существуют
только на бумаге. Практически ни одно
из положений законодательства по поддержке
ФПГ не выполнялось. В частности, для банков-
участников группы - законом предусматриваются
льготы по снижению норм обязательного
резервирования на величину инвестиций
в ФПГ.
Однако ЦБ РФ, как правило, не реализует
эту предоставленную ему возможность.
Кроме того, закон устанавливает, что центральной
компании группы могут быть переданы в
доверительное управление временно закрепленные
за государством пакеты акций этой ФПГ,
но и эта льгота не реализуется. Также
игнорируется норма закона, предоставляющая
ФПГ право самостоятельно определять
сроки амортизации и использовать амортизационные
средства. ФПГ практически не участвуют
в разработке и реализации федеральных
программ, не получают регулярных заказов
на выполнение целевых программ правительства
РФ.
Отсутствуют налоговая и банковская политика,
которая стимулировала бы как самофинансирование,
так и инвестирование, и кредитование
ФПГ;
- банки, входящие в состав ФПГ, не обладают
ресурсами, необходимыми для реализации
крупных инвестиционных проектов. Кредитная
их активность остается невысокой. Только
около 30% ФПГ получили кредиты от «собственных»
банков, в большей части кредитные средства
привлекались из внешних источников (
под высокие проценты и на сроки, как правило,
не превышающие шести месяцев);
- опережающий рост объемов промышленного
производства по сравнению с объемами
реализации, что приводит к росту запасов
и ухудшению финансового состояния групп.
Основная причина такой ситуации связана
с высокой себестоимостью, недостаточной
конкурентоспособностью и качеством продукции,
отсутствием платежеспособного спроса,
неэффективной целевой стратегией групп;
- наличие существенных недостатков в
правовом регулировании статуса, организации
и функционировании ФПГ, сдерживающих
интеграцию банковского капитала и производственного
потенциала.
Сегодня реального соединения финансового
и промышленного капитала в действующих
ФПГ не происходит практически, а крупнейшие
бизнес – группы России, контролирующие
большую часть национальной промышленности,
фактически являются промышленными группами.
Последние данные свидетельствуют, что
в развитых странах ФПГ начинают испытывать
все большие трудности под влиянием усиливающейся
конкуренции и ее глобализации. Анализ
деятельности 500 крупнейших компаний,
публикуемых в газете «Файнэншл таймс»,
показывает, что многоотраслевые и многопрофильные
компании не только теряют свой рейтинг,
но и вообще покидают список ведущих корпораций
мира (прежде всего, ряд американских и
европейских компаний). Вхождение даже
в ведущие японские ФПГ не спасает компании
от потерь конкурентных позиций. Трудности
с ликвидностью испытывают и южно-корейские
группы.