Коммерческие объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:50, реферат

Описание работы

Коммерческие объединения - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Существуют различные критерии классификации коммерческих объединений:
1).По правовым формам объединения подразделяются на ассоциации, союзы (некоммерческие организации), холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).
2).По критерию экономического содержания, основанному на различии целей создания объединений, принципов, централизации производственно-хозяйственных и коммерческих функций, на распределении полномочий между участниками объединения- концерны, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.
3).по способу организации объединения (добровольной или принудительной). Равноправные объединения основаны на добровольной договорной кооперации (ассоциации, союзы). Неравноправные объединения (вертикального типа) основаны на экономической субординации и контроле одного участника над другим (холдинги, ФПГ).

Файлы: 1 файл

Коммерческие объединения.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

 
Первая – представляет, по сути, холдинговую компанию, которая становится основой создания ФПГ. В этом случае дочерние общества- участники ФПГ – находятся изначально в зависимости от центральной компании, поскольку она владеет пакетами их акций. 
 
Вторая – добровольное договорное предпринимательское объединение, участники которого, заключившие договор как равноправные партнеры, учреждают центральную компанию как юридическое лицо на договорной основе. В настоящее время в России более распространены ФПГ в форме так называемых «мягких» холдинговых корпораций (ФПГ второго вида). 
 
Закон устанавливает обязательность участия в ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций; кроме них в состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Также участники ФПГ могут объединяться вокруг: 
 
а) одного или нескольких промышленных предприятий; 
 
б) торговой организации; 
 
в) коммерческого банка. 
 
Создание ФПГ преследует, главным образом, три цели: 
 
Во-первых, восстановление там, где это возможно, ранее существовавших технологических, кооперационных взаимосвязей с прежними партнерами для производства той или иной продукции; 
 
Во-вторых, установление таких связей с другими партнерами на основе экономической целесообразности либо объединения усилий ряда производителей для расширения рынков сбыта товаров и услуг; 
 
В-третьих, привлечение инвестиций и целенаправленное их использование (реализация производственного потенциала). При этом основным доходом банка, входящего в группу, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам. 
 
Первая российская ФПГ была создана в 1993г., а на 1-ое января 2001г. в стране были зарегистрированы 83 ФПГ, в т.ч. 9-межгосударственных и 5-транснациональных. 
 
Анализ деятельности ФПГ показал, что в целом их формирование и развитие оказало положительное влияние на рост производства и производительности труда, позволило компаниям выжить в сложных условиях экономического и финансового кризиса. 
 
В первом полугодии 2000г. по отношению к сопоставимому периоду 1999г. наблюдалась тенденция роста основных показателей производственной деятельности ФПГ. Более 80% ФПГ имели рост объемов производства и реализации продукции при положительной динамике выручки. 
 
Наиболее жизнеспособными показали себя те российские ФПГ, которые были сформированы путем объединения хозяйствующих субъектов производственного и торгового профиля вокруг крупных кредитно-финансовых организаций. 
 
Вместе с ним ФПГ не выполняют роли как базы, основы экономического роста, а именно такие надежды связывались с их появлением в середине 90-х годов. 
 
Во-первых, ФПГ оказывают негативное влияние на уровень конкуренции и возможности появления на рынке новых фирм. При этом особенностью российских ФПГ (в отличие, скажем, от японских) является то, что за их рамками остаются, как правило, средние и мелкие компании, оказывающиеся практически оторванными от кредитных рынков. 
 
Во-вторых, крупные ФПГ замыкают своих членов в рамках определенного вида деятельности, делая их менее восприимчивыми к быстро меняющейся среде, к обновлению продукции и услуг. 
 
В-третьих, доминирующая на рынке ФПГ закрывает выход на рынок другим компаниям, даже если они имеют неплохую перспективу по обновлению продукции. Все это в конечном счете угрожает не только развитию конкуренции, но и экономическому росту в целом. 
 
К основным причинам, не позволяющим ФПГ стать более эффективными формами предпринимательских объединений можно отнести следующие: 
 
- отсутствие мер государственной поддержки, в т.ч. финансовой. При этом значительное число российских горизонтально интегрированных ФПГ изначально создавались только в расчете на получение государственной поддержки, прежде всего в виде зачетов задолженностей, инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки, включая оплаченный госзаказ. Сегодня они находятся либо в предкризисном состоянии, либо уже распались и существуют только на бумаге. Практически ни одно из положений законодательства по поддержке ФПГ не выполнялось. В частности, для банков- участников группы - законом предусматриваются льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. 
 
Однако ЦБ РФ, как правило, не реализует эту предоставленную ему возможность. Кроме того, закон устанавливает, что центральной компании группы могут быть переданы в доверительное управление временно закрепленные за государством пакеты акций этой ФПГ, но и эта льгота не реализуется. Также игнорируется норма закона, предоставляющая ФПГ право самостоятельно определять сроки амортизации и использовать амортизационные средства. ФПГ практически не участвуют в разработке и реализации федеральных программ, не получают регулярных заказов на выполнение целевых программ правительства РФ. 
 
Отсутствуют налоговая и банковская политика, которая стимулировала бы как самофинансирование, так и инвестирование, и кредитование ФПГ; 
 
- банки, входящие в состав ФПГ, не обладают ресурсами, необходимыми для реализации крупных инвестиционных проектов. Кредитная их активность остается невысокой. Только около 30% ФПГ получили кредиты от «собственных» банков, в большей части кредитные средства привлекались из внешних источников ( под высокие проценты и на сроки, как правило, не превышающие шести месяцев); 
 
- опережающий рост объемов промышленного производства по сравнению с объемами  
 
реализации, что приводит к росту запасов и ухудшению финансового состояния групп. Основная причина такой ситуации связана с высокой себестоимостью, недостаточной конкурентоспособностью и качеством продукции, отсутствием платежеспособного спроса, неэффективной целевой стратегией групп; 
 
- наличие существенных недостатков в правовом регулировании статуса, организации и функционировании ФПГ, сдерживающих интеграцию банковского капитала и производственного потенциала. 
 
Сегодня реального соединения финансового и промышленного капитала в действующих ФПГ не происходит практически, а крупнейшие бизнес – группы России, контролирующие большую часть национальной промышленности, фактически являются промышленными группами. 
 
Последние данные свидетельствуют, что в развитых странах ФПГ начинают испытывать все большие трудности под влиянием усиливающейся конкуренции и ее глобализации. Анализ деятельности 500 крупнейших компаний, публикуемых в газете «Файнэншл таймс», показывает, что многоотраслевые и многопрофильные компании не только теряют свой рейтинг, но и вообще покидают список ведущих корпораций мира (прежде всего, ряд американских и европейских компаний). Вхождение даже в ведущие японские ФПГ не спасает компании от потерь конкурентных позиций. Трудности с ликвидностью испытывают и южно-корейские группы.


Информация о работе Коммерческие объединения