Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:58, контрольная работа
Сегодня среди средств, предлагаемых рынком информационных технологий, по обработке и визуализации данных для принятия управленческих решений в наибольшей мере отвечают OLTP- и OLAP-технологии. OLTP-технология ориентирована на оперативную обработку данных, а более современная OLAP-технология - на интерактивный анализ данных. Системы, разработанные на их основе, позволяют достигнуть понимания процессов, происходящих на объекте управления, путем оперативного доступа к разнообразным срезам данных (представлениям содержимого баз данных, организованным так, чтобы отразить различные аспекты деятельности предприятия). В частности, обеспечивая графическое представление данных, OLAP способна сделать результаты обработки данных легкими для восприятия.
Введение. 3 1. Общая характеристика методов формирования решений. 5
2. Этапы принятия решений и критерии их оценки. 9
3. Формирование решений в условиях определенности. 12
4. Формирование решений в условиях неопределенности. 14
5. Формирование решений в условиях риска. 17
6. Архитектура системы мультимедиа как источника информационной и интеллектуальной поддержки управленческих решений. 18
7. Особенности использования интернета при интеллектуальной поддержке процесса принятия решений. 21
Заключение. 23
Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
2. Этапы принятия решений и критерии
их оценки.
3. Формирование решений в условиях определенности.
4. Формирование решений в условиях неопределенности.
5. Формирование решений в условиях
риска.
6. Архитектура системы мультимедиа
как источника информационной и интеллектуальной
поддержки управленческих решений.
7. Особенности использования
интернета при интеллектуальной поддержке
процесса принятия решений.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно считалось, что руководитель вынужден принимать управленческие решения при недостатке информации. Однако с внедрением компьютерных информационных систем, которые способны хранить большие массивы данных, возникает задача оптимального использования данных. Сегодня руководители сталкиваются с необходимостью принимать множество решений, опираясь при этом на большие объемы данных, которые необходимо обрабатывать в сжатые сроки. В связи с этим возникает задача разработки систем интеллектуальной поддержки процесса принятия управленческих решений на базе современных информационных технологий. Однако разработка таких систем принадлежит к областям наиболее трудно поддающимся автоматизации.
Чтобы понять сложность ситуации,
достаточно сравнить интеллектуальные
возможности компьютера и человека.
По большинству показателей, например,
по вычислительной возможности, по скорости
реакции, работоспособности
Так обстоит дело со способностью к решениям в неопределенных ситуациях, способностью к анализу событий. Поэтому компьютерная поддержка принятия решений может быть решена с помощью такого распределения функций между компьютером и человеком: компьютеру отводится вспомогательная роль, роль "поддержки", а основная роль принадлежит человеку. Тогда возникает вопрос: как обеспечить наиболее эффективную помощь искусственного интеллекта управленцу. В решении возникшего вопроса следует исходить из особенностей человеческого мышления: представленная в каком виде информация лучше всего (т.е. легче, быстрее, глубже, полнее) воспринимается человеком; как происходит оперирование полученной информацией в процессе мышления. В частности следует учитывать то, что согласно психологии, человек мыслит образами, используя ассоциацию, из чего вытекает, что преобразование цифровой и текстовой информации в образы сложнее преобразования графической. Поэтому становится актуальной задача визуализации данных, т.е. представление их в виде, удобном для восприятия человеком.
Сегодня среди средств, предлагаемых рынком информационных технологий, по обработке и визуализации данных для принятия управленческих решений в наибольшей мере отвечают OLTP- и OLAP-технологии. OLTP-технология ориентирована на оперативную обработку данных, а более современная OLAP-технология - на интерактивный анализ данных. Системы, разработанные на их основе, позволяют достигнуть понимания процессов, происходящих на объекте управления, путем оперативного доступа к разнообразным срезам данных (представлениям содержимого баз данных, организованным так, чтобы отразить различные аспекты деятельности предприятия). В частности, обеспечивая графическое представление данных, OLAP способна сделать результаты обработки данных легкими для восприятия.
Но чем выше занимаемая должность,
тем меньше времени у руководителя
остается на работу с компьютером. Высокопоставленный
руководитель не должен отвлекаться
на технологию получения информации.
В этом случае наилучшим решением
вопроса будет являться ситуационный
центр, оборудованный всеми
Конечный продукт работы любого менеджера – это решение и действия.
Принятое им решение ведет либо к преуспеванию предприятия, либо к неудачам.
Принятие решения – это всегда выбор определенного направления деятельности из нескольких возможных.
Следует различать два процесса: формирование решения и принятие решения.
Формирование решения – это подготовка исходных данных и их обработка таким образом, что бы было ясно последствия его принятия.
Принятие решения – это изучение различных вариантов их последствий и утверждение одного из них.
Цели классифицируются следующим образом:
Оперативные решения принимаются в условиях определенности. Поэтому процесс их принятия является относительно рутинным и почти беспроблемным. Параметры (характеристики) производства, используемые в процессе принятия решения, определены, их оценка известна с требуемой точностью.
Например, работники отдела поставок для принятия решений проверяют соответствие запасов выполнению заказов, договорам и потребностям предприятия и изменяют предыдущее количество заказов, если количество товаров на складе снизилось.
Тактические решения обычно принимаются управленцами среднего уровня, ответственными за обеспечение средствами для достижения целей и намерений, поставленных ЛПР верхнего звена.
Ответы на такие вопросы как: "Каковы должны быть кредитные лимиты для определенного класса заказчиков?", "При каких условиях давать скидку заказчику?" – это примеры тактических решений, принимаемых на среднем уровне.
Стратегические решения принимаются на основе целей компании, определенных в его уставе и уточненных высшим руководством предприятия. Эти цели определяют основу, на которой должно базироваться долгосрочное планирование, а также определение критических факторов деятельности предприятия.
Эти решения обеспечивают базу для принятия тактических и оперативных решений. "Какой стратегии мы должны придерживаться, чтобы быть конкурентоспособными другим фирмам: дешевый поставщик или что-то другое?", "Хотим ли мы завоевать весь рынок или его часть?".
Принимаемые решения можно классифицировать по следующим признакам:
- по степени определенности;
- по критериальности;
- по коллективности.
Степень определенности зависит от условий, в которых принимается решение. Известно три степени определенности: полная определенность, рисковая ситуация и неопределенность.
Принятие решений в условиях определенности.
А). Понятие определенности весьма относительное, так как предполагает абстрагирование, то есть отбрасывание или незнание факторов, так или иначе влияющих на результаты принятия решения. Под определенностью понимается ситуация, при которой каждому варианту решения известен вполне определенный набор последствий. Для расчетов, как правило, применяются детерминированные зависимости, а исходные данные достаточно достоверны. При этом:
- задача хорошо формализована (имеется модель решения);
- существует критерий оценки качества решения;
- последствия принятия решения можно предвидеть.
Б). Принятие решений в условиях риска.
В этом случае каждый вариант решения характеризуется несколькими ситуациями, которые могут наступить с разной вероятностью и, при этом, известны для каждого варианта набор последствий. Вероятность может быть вычислена, для чего должны быть статистические данные.
В). Принятие решений в условиях неопределенности.
Эти задачи возникают при условии применения в процессе принятия решений неточной, неполной или слабо структурируемой информации. Формальные модели либо отсутствуют, либо сложны. Вероятности наступления событий не определяются.
С помощью следующего признака все задачи принятия решений можно разделить на два класса:
- однокритериальные;
- многокритериальные.
Если процесс принятия
решения характеризуется
Можно делить все задачи принятия решений на те, что принимаются одним лицом и те, что принимаются коллективом. На практике задача принятия решения характеризуется одновременно несколькими значениями перечисленных выше признаков классификации.
Методы формирования решений создаются в соответствии с их типом.
Понятие "метод формирование решений" является многоуровневым и включает в себя сочетания базовых и специфических методов решения разного рода задач.
Базовые – это общие методы, предназначенные для решения широкого круга задач
Специфические – отражают особенности специальных задач.
Метод формирования решений, как правило, включает в себя несколько специфических методов решения задач.
Устойчивое, широко применяемое их сочетание может приобретать собственное название. Например, такое сочетание как сетевое планирование и управление в сочетании с методами оптимизации и методами управления перевозками получило название "Оперативный анализ и управление перевозками".
Практика принятия решений многообразна. Однако все они реализуются по определенной схеме, подсказываемой здравым смыслом. Для того чтобы принять эффективное решение необходимо выполнить ряд работ, складывающихся из отдельных этапов, процедур и операций.
Среди многочисленных подходов к формированию решений выделим трехэтапную модель Г. Саймона, являющуюся основой для реализации большинства известных на сегодня технологий.
Рассмотрим содержание каждого из этапов.
На первом этапе применяются в основном неформальные методы для того, чтобы:
а) сформулировать проблему, которую следует решить;
б) выявить цель принятия решения;
с) сформулировать критерий оценки результатов принятия решений.
1. Проблема выражает объективно возникающий в процессе управления вопрос, решение которого диктуется интересами лица принимающего решение (ЛПР). Если проблема осознана и идентифицирована количественными показателями или качественными признаками, то далее можно сформулировать цели.
Цель – это антипод проблемы. Если проблема это то, чего не хочет ЛПР, то цель – это то, к чему он стремиться.
Достижение целей возможно различными путями – альтернативами.
Для их оценки может быть использована теория полезности.
Выведена формула для расчета среднего результата, который будет получен после принятия решения.
Если имеется две альтернативы, то формула имеет вид:
где R- математическое ожидание результата принятия решения;
p- вероятность появления результата ;
1-p - вероятность появления результата ;
x, y - альтернативы принятия решения.
На практике направление развития предприятия задается c помощью показателей, количественно отражающих уровень достижения той или иной цели.
Информация о работе Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки процесса принятия решений