Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:22, реферат
Описание работы
Актуальность темы исследования настоящей работы обусловлена практической значимостью исследования систем управления (ИСУ), поскольку в условиях рынка практически каждый хозяйствующий субъект, в целях выживания и успешной деятельности, вынужден проводить исследования систем управления.
Содержание работы
Введение 1. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления 2. Функциональная роль исследования в развитии систем управления 3. Логический аппарат исследования систем управления 4. Приемы анализа и обоснования 5. Состав и выбор методов исследования систем управления 6. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования 7. Тестирование в исследовании систем управления 8. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления 9. Экспертные оценки в исследовании систем управления Заключение
1. Разработка гипотезы
и концепции исследования системы
управления
2. Функциональная роль
исследования в развитии систем
управления
3. Логический аппарат
исследования систем управления
4. Приемы анализа и
обоснования
5. Состав и выбор методов
исследования систем управления
6. Исследование управления
посредством социально-экономического
экспериментирования
7. Тестирование в исследовании
систем управления
8. Параметрическое исследование
и факторный анализ систем
управления
9. Экспертные оценки
в исследовании систем управления
Заключение
Введение
Актуальность темы исследования
настоящей работы обусловлена практической
значимостью исследования систем управления
(ИСУ), поскольку в условиях рынка практически
каждый хозяйствующий субъект, в целях
выживания и успешной деятельности, вынужден
проводить исследования систем управления.
Растут число методов исследований
и объем знаний, накопленных в процессе
исследований при разработке целей, в
маркетинге, менеджменте, прогнозировании,
планировании, контроле и диагностике
систем управления, теории и практике
экспериментальных исследований..
Возрастающая важность исследования
систем управления определяется развитием
двух тенденций в реальной деятельности
организаций:
- продолжающейся интеграцией
функций развития, маркетинга, менеджмента
и контроля в их деятельности;
- усложнением технико-организационной
среды как системной совокупности
методов и технических средств
управления.
Необходимость в дальнейшей
интеграцией функций развития, маркетинга,
менеджмента и контроля в деятельности
различных организаций, социально-экономической
системы в целом продиктована стремлением
к своевременной адаптации (приспособлению)
и обеспечению их живучести в быстро изменяющихся
внешних и внутренних условиях.
Задачами настоящей работы
являются:
· Определение функциональной
роли исследований в развитии систем управления;
· Анализ логического аппарата
исследования систем управления;
· Изучение состава и методов
исследований систем управления
1. Разработка гипотезы
и концепции исследования системы
управления
Исследование - это научный
труд или научное изучение рассматриваемого
предмета, какого-либо объекта с целью
определения закономерностей его возникновения,
совершенствования, развития и получения
новых знаний. Это в полной мере относится
к исследованию теории и практики управления,
которое связано как со специализированной
научной функцией, так и с практической
профессиональной работой в различных
областях и сферах деятельности человека
(менеджмента, экономики, производства,
искусства, образования ит.п.).
Проблема исследования - противоречие
в познании, характеризующееся несоответствием
между новыми фактами и данными и старыми
способами их объяснения. Первоначально
возникает в форме проблемной ситуации
и только потом осознаётся и формулируется
в виде проблемы. На разрешение проблем
направлена, как правило, вся научно-исследовательская
деятельность.
Гипотеза - один из этапов ИСУ.
Гипотеза - не вполне доказанное состояние
системы в будущем. Гипотеза принимается,
отвергается, корректируется.
Гипотезы могут рассматриваться
как часть научной теории или как научное
предположение, требующее последующей
экспериментальной проверки.
По иерархической значимости
гипотеза может быть генеральной; при
необходимости её структурируют на вспомогательные
гипотезы.
По широте использования гипотезы
могут быть универсальными и частными.
«Рабочая гипотеза представляет
собой предварительное предположение,
выдвигаемое на начальном этапе исследования
и служащее лишь первичным условным объяснением
исследуемого явления. В дальнейшем, по
мере уточнения названных условных объяснений
и получения знаний с помощью рабочих
гипотез, приходят к принятию конкретной
гипотезы.
Концепция может быть как объектом
и предметом изучения в ходе исследования,
так и результатом исследования.
Концепцию понимают:
как комплекс основополагающих
идей, принципов, правил, раскрывающих
сущность и взаимосвязи исследуемых явлений
или систем;
как комплекс положений, связанных
общей исходной идеей, определяющих деятельность
человека и направленных на достижение
определенной цели.
Концепция исследования СУ
есть комплекс основополагающих взглядов,
идей, принципов, подходов и механизмов
разрешения, совокупности проблем управления,
проявляющихся в изучаемой системе. Она
должна определить содержание многих
компонентов и звеньев механизма разрешения
исследуемых проблем.
2. Функциональная роль
исследования в развитии систем
управления
Функция - одна из главных категорий
СУ. Она ярко проявляется при взаимодействии
и взаимосвязи её элементов. Функция -
явление, зависящее от другого и изменяющееся
по мере его изменения.
Применительно к системам
управления функция - это свойство системы,
которое посредством связи воздействует
на объект управления для достижения какой-либо
цели; действие осуществляемое системой
для достижения определённых целей.
Функционирование предполагает
зависимость чего-либо от осуществления
определённой деятельности. Функциональная
роль исследования СУ - мера результата,
получаемая за счёт выполнения исследовательских
функций при изучении СУ, зависящего от
их научного и практического целевого
использования.
Для повышения эффективности
исследований СУ следует предварительно
определять ту конкретную функциональную
роль, которая может в итоге повлиять как
на внутреннюю, так и на внешнюю среду.
Контакт между механизмами
мышления и механизмами управления осуществляется
с помощью функциональных связей. Это
связи между должностными лицами, подразделениями
и службами организации в процессе осуществления
ими своих функций.
Связь - процесс обмена информацией
и материально-техническими средствами,
обеспечивающий целостность и функционирование
систем.
Связи могут быть синергетическими
и рекурсивными. Синергетические обеспечивают
при совместном функционировании отдельных
элементов системы увеличение общего
эффекта до величины большей., чем сумма
эффектов этих же элементов, действующих
независимо.
Рекурсивная связь позволяет
определить, какое явление, происходящее
в системе, причина, а какое - следствие,
какая в системе величина аргумент, а какая
функция.
В целом широкое использование
и реализация значимых результатов исследований
СУ на практике может иметь глобальные
позитивные последствия.
3. Логический аппарат
исследования систем управления
Логические методы исследования
представляют собой приёмы, относящиеся
к логике и соответствующими её законам,
закономерностям и принципам. Они отличаются
целенаправленностью, упорядоченностью
и последовательностью использования.
Это позволяет использовать их при анализе
СУ в ретроспективном плане, управленческом
учёте, финансовой деятельности, маркетинге.
Логика является простым и
практически действенным аппаратом изучения
СУ. Основные логические приёмы:
понятие, позволяет выделить
в исследуемом предмете самое существенное
и общее;
суждение, следует рассматривать
как форму мышления, утверждающую или
отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета
с его тем или иным признаком или отражающую
отношения между различными предметами,
определяя истинность или ложность этих
связей и отношений. Суждения могут быть
простыми или сложными;
умозаключение, используется
для получения новых заключений из других
исходных посылок. С его помощью на основе
абстрактного мышления создаётся новое
знание, являющееся следствием известных
положений;
доказательство;
аргумент;
тезис;
демонстрация.
Логические принципы исследования
основаны на соблюдении следующих основополагающих
законов:
закон тождества, согласно
которому любая мысль в процессе рассуждения
должна быть тождественна самой себе;
закон непротиворечия - два
несовместимых суждения не могут быть
одновременно истинными, т.е. как минимум
одно из них ложно;
закон исключения третьего
- два противоречащих суждения не могут
быть одновременно ложными, т.к. одно из
них истинно;
закон достаточного основания
- любая мысль признаётся истинной, если
она имеет достаточное основание.
Формально-логические методы
исследования:
аналогия - представляет собой
способ получения нового знания об изучаемом
предмете, опирающийся на ранее приобретённые
знания о другом объективно подобном,
но по существу различном объекте;
метод средних величин;
формулирование исследовательского
вопроса;
обобщение, результат использования
логических приёмов по переходу от рассматриваемых
схожих свойств отдельной группы изучаемых
явлений к более глубокому пониманию и
новым знаниям о целой совокупности исследуемых
однородных объектов.
гипотеза концепция аппарат
4. Приемы анализа и
обоснования
При построении и функционировании
СУ возникает множество вопросов и проблем.
Проблема - противоречие, которое требует
разрешения на основе проведения исследований.
Вопрос - высказывание, фиксирующее неизвестные
и подлежащие выяснению элементы какой-либо
ситуации, задачи. Вопрос имеет сложную
структуру, в нём имеется проблематическая
и ассерторическая стороны, последняя
характеризует предмет вопроса, выясняет
нечто, существование чего подразумевается
в нём и признаки чего пока неизвестны,
а также очерчивает класс возможных значений
неизвестного.
При исследовании СУ используется
множество методов решения поставленных
задач и вопросов. Для лучшего понимания
их необходимо классифицировать.
Классификация - разделение
исследуемого объекта по определённым
правилам на соответствующие классы. -
группы, позволяющие раскрыть их сущность,
содержание, специфику и направление использования.
Различают два подхода к классификации:
деление общего;
разделение целого;
Декомпозиция - вид классификации
исследуемого объекта на связанные содержательные
части., в совокупности представляющие
единое целое, и исключающее использование
другого какого-либо произвольного классификационного
признака.
Стратификация - разделение
многослойного исследуемого объекта на
определенные слои (страты).
Обычно придерживаются правил
классификации:
использование единого классификационного
признака;
соблюдение соразмерности
деления объекта;
отнесение каждой однородной
группы классифицируемого объекта только
к одной видовой группе;
использование многоступенчатой
классификации, способной обеспечить
её разветвленность в виде дерева исследуемого
объекта;
обеспечение классификационной
полноты для каждой ступени классификации.
Особое место в исследованиях
занимают виды анализа. Среди них следует
отметить прогностический, диагностический,
детальный и глобальный., при проведении
которых используется совокупность конкретных
методов.
Доказательство, как категория
исследовательской деятельности, предполагает
приведение соответствующих аргументов,
фактов и авторитетных точек зрения, подтверждающих
на основе формальной логики истинность
какого-либо суждения и определенного
состояния, положения объектов исследования.
Основные приёмы доказательства:
гипотетический, основан на
доказательствах по гипотезам;
фактологический, базируется
на систематизированных достоверных фактах,
в том числе экспериментальных;
аксиоматический, базируется
на аксиомах;
ключевых категорий которые
распространяются на реальные явления;
правовой, основанный на положениях
норм права;
обратный, предполагающий
использование абсурдных аргументов -
противоположных доказываемому состоянию;
анализа свойств исследуемого
объекта;
классификации факторов, влияющих
на состояние и свойства объекта исследования.
Очень важно, чтобыаргументы,
используемые при доказательствах, были
истинными и независимыми.
5. Состав и выбор методов
исследования систем управления
В основе методов исследования
СУ лежат определённые принципы, теории
и законы, но их всегда можно классифицировать
по следующим основаниям:
философский подход (всеобщие,
общие, частные);
сложность (простые, сложные,
комплексные);
охват явлений (общие и частные);
области применения (физические,
химические, биологические, экономические,
социологические);
точность результатов использования
(достоверные, вероятностные);
структура (алгоритмические,
эвристические);
содержание (математические,
статистические и др.);
стадии исследования (подготовительные,
исследовательские, внедренческие);
направление использования;
отношение к теории и эмпирики;
отношение к источнику информации;
охват научного инструментария;
отношение к науке и особенностям
управления.
Результативность исследований
СУ зависит от выбора методов. При это
необходимо учитывать:
цели исследовательских работ;
требования, предъявляемые
к конечным результатам исследования;
ограничения по срокам, ресурсам,
возможностям исследователей;
имеющиеся данные об аналогичных
исследованиях;
достоинства и недостатки
каждого из рассматриваемых методов.
Выбор того или иного метода
осуществляется:
интуитивно, руководствуясь
опытом исследователя;
эвристически, используя приёмы
логики и формальные методические правила;
экспертными способами, исходя
из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;
консультативным способом,
т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов.
Наибольший эффект и объективность
исследовательских работ может быть достигнута
комплексным применением приемлемых для
целей исследования СУ методов. При этом
одни могут быть эффективны на одном этапе
исследования, а другие на другом.