Концепция исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:22, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования настоящей работы обусловлена практической значимостью исследования систем управления (ИСУ), поскольку в условиях рынка практически каждый хозяйствующий субъект, в целях выживания и успешной деятельности, вынужден проводить исследования систем управления.

Содержание работы

Введение
1. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления
2. Функциональная роль исследования в развитии систем управления
3. Логический аппарат исследования систем управления
4. Приемы анализа и обоснования
5. Состав и выбор методов исследования систем управления
6. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования
7. Тестирование в исследовании систем управления
8. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления
9. Экспертные оценки в исследовании систем управления
Заключение

Файлы: 1 файл

концепция иследования систем управления.docx

— 32.92 Кб (Скачать файл)

содержание

Введение

1. Разработка гипотезы  и концепции исследования системы  управления

2. Функциональная роль  исследования в развитии систем  управления

3. Логический аппарат  исследования систем управления

4. Приемы анализа и  обоснования

5. Состав и выбор методов  исследования систем управления

6. Исследование управления  посредством социально-экономического  экспериментирования

7. Тестирование в исследовании  систем управления

8. Параметрическое исследование  и факторный анализ систем  управления

9. Экспертные оценки  в исследовании систем управления

Заключение

 

Введение

Актуальность темы исследования настоящей работы обусловлена практической значимостью исследования систем управления (ИСУ), поскольку в условиях рынка практически каждый хозяйствующий субъект, в целях выживания и успешной деятельности, вынужден проводить исследования систем управления.

Растут число методов исследований и объем знаний, накопленных в процессе исследований при разработке целей, в маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике систем управления, теории и практике экспериментальных исследований..

Возрастающая важность исследования систем управления определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:

- продолжающейся интеграцией  функций развития, маркетинга, менеджмента  и контроля в их деятельности;

- усложнением технико-организационной  среды как системной совокупности  методов и технических средств  управления.

Необходимость в дальнейшей интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в деятельности различных организаций, социально-экономической системы в целом продиктована стремлением к своевременной адаптации (приспособлению) и обеспечению их живучести в быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Задачами настоящей работы являются:

· Определение функциональной роли исследований в развитии систем управления;

· Анализ логического аппарата исследования систем управления;

· Изучение состава и методов исследований систем управления

 

1. Разработка гипотезы  и концепции исследования системы  управления

Исследование - это научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования ит.п.).

Проблема исследования - противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Первоначально возникает в форме проблемной ситуации и только потом осознаётся и формулируется в виде проблемы. На разрешение проблем направлена, как правило, вся научно-исследовательская деятельность.

Гипотеза - один из этапов ИСУ. Гипотеза - не вполне доказанное состояние системы в будущем. Гипотеза принимается, отвергается, корректируется.

Гипотезы могут рассматриваться как часть научной теории или как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости её структурируют на вспомогательные гипотезы.

По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными.

«Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной гипотезы.

Концепция может быть как объектом и предметом изучения в ходе исследования, так и результатом исследования.

Концепцию понимают:

как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемых явлений или систем;

как комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека и направленных на достижение определенной цели.

Концепция исследования СУ есть комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения, совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе. Она должна определить содержание многих компонентов и звеньев механизма разрешения исследуемых проблем.

2. Функциональная роль  исследования в развитии систем  управления

Функция - одна из главных категорий СУ. Она ярко проявляется при взаимодействии и взаимосвязи её элементов. Функция - явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере его изменения.

Применительно к системам управления функция - это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели; действие осуществляемое системой для достижения определённых целей.

Функционирование предполагает зависимость чего-либо от осуществления определённой деятельности. Функциональная роль исследования СУ - мера результата, получаемая за счёт выполнения исследовательских функций при изучении СУ, зависящего от их научного и практического целевого использования.

Для повышения эффективности исследований СУ следует предварительно определять ту конкретную функциональную роль, которая может в итоге повлиять как на внутреннюю, так и на внешнюю среду.

Контакт между механизмами мышления и механизмами управления осуществляется с помощью функциональных связей. Это связи между должностными лицами, подразделениями и службами организации в процессе осуществления ими своих функций.

Связь - процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и функционирование систем.

Связи могут быть синергетическими и рекурсивными. Синергетические обеспечивают при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей., чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.

Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое - следствие, какая в системе величина аргумент, а какая функция.

В целом широкое использование и реализация значимых результатов исследований СУ на практике может иметь глобальные позитивные последствия.

3. Логический аппарат  исследования систем управления

Логические методы исследования представляют собой приёмы, относящиеся к логике и соответствующими её законам, закономерностям и принципам. Они отличаются целенаправленностью, упорядоченностью и последовательностью использования. Это позволяет использовать их при анализе СУ в ретроспективном плане, управленческом учёте, финансовой деятельности, маркетинге.

Логика является простым и практически действенным аппаратом изучения СУ. Основные логические приёмы:

понятие, позволяет выделить в исследуемом предмете самое существенное и общее;

суждение, следует рассматривать как форму мышления, утверждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения между различными предметами, определяя истинность или ложность этих связей и отношений. Суждения могут быть простыми или сложными;

умозаключение, используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создаётся новое знание, являющееся следствием известных положений;

доказательство;

аргумент;

тезис;

демонстрация.

Логические принципы исследования основаны на соблюдении следующих основополагающих законов:

закон тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе;

закон непротиворечия - два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. как минимум одно из них ложно;

закон исключения третьего - два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, т.к. одно из них истинно;

закон достаточного основания - любая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание.

Формально-логические методы исследования:

аналогия - представляет собой способ получения нового знания об изучаемом предмете, опирающийся на ранее приобретённые знания о другом объективно подобном, но по существу различном объекте;

метод средних величин;

формулирование исследовательского вопроса;

обобщение, результат использования логических приёмов по переходу от рассматриваемых схожих свойств отдельной группы изучаемых явлений к более глубокому пониманию и новым знаниям о целой совокупности исследуемых однородных объектов.

гипотеза концепция аппарат

4. Приемы анализа и  обоснования

При построении и функционировании СУ возникает множество вопросов и проблем. Проблема - противоречие, которое требует разрешения на основе проведения исследований. Вопрос - высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. Вопрос имеет сложную структуру, в нём имеется проблематическая и ассерторическая стороны, последняя характеризует предмет вопроса, выясняет нечто, существование чего подразумевается в нём и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного.

При исследовании СУ используется множество методов решения поставленных задач и вопросов. Для лучшего понимания их необходимо классифицировать.

Классификация - разделение исследуемого объекта по определённым правилам на соответствующие классы. - группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направление использования. Различают два подхода к классификации:

деление общего;

разделение целого;

Декомпозиция - вид классификации исследуемого объекта на связанные содержательные части., в совокупности представляющие единое целое, и исключающее использование другого какого-либо произвольного классификационного признака.

Стратификация - разделение многослойного исследуемого объекта на определенные слои (страты).

Обычно придерживаются правил классификации:

использование единого классификационного признака;

соблюдение соразмерности деления объекта;

отнесение каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе;

использование многоступенчатой классификации, способной обеспечить её разветвленность в виде дерева исследуемого объекта;

обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации.

Особое место в исследованиях занимают виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный., при проведении которых используется совокупность конкретных методов.

Доказательство, как категория исследовательской деятельности, предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и авторитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и определенного состояния, положения объектов исследования.

Основные приёмы доказательства:

гипотетический, основан на доказательствах по гипотезам;

фактологический, базируется на систематизированных достоверных фактах, в том числе экспериментальных;

аксиоматический, базируется на аксиомах;

ключевых категорий которые распространяются на реальные явления;

правовой, основанный на положениях норм права;

обратный, предполагающий использование абсурдных аргументов - противоположных доказываемому состоянию;

анализа свойств исследуемого объекта;

классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.

Очень важно, чтобыаргументы, используемые при доказательствах, были истинными и независимыми.

5. Состав и выбор методов  исследования систем управления

В основе методов исследования СУ лежат определённые принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по следующим основаниям:

философский подход (всеобщие, общие, частные);

сложность (простые, сложные, комплексные);

охват явлений (общие и частные);

области применения (физические, химические, биологические, экономические, социологические);

точность результатов использования (достоверные, вероятностные);

структура (алгоритмические, эвристические);

содержание (математические, статистические и др.);

стадии исследования (подготовительные, исследовательские, внедренческие);

направление использования;

отношение к теории и эмпирики;

отношение к источнику информации;

охват научного инструментария;

отношение к науке и особенностям управления.

Результативность исследований СУ зависит от выбора методов. При это необходимо учитывать:

цели исследовательских работ;

требования, предъявляемые к конечным результатам исследования;

ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей;

имеющиеся данные об аналогичных исследованиях;

достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор того или иного метода осуществляется:

интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

эвристически, используя приёмы логики и формальные методические правила;

экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов.

Наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. При этом одни могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие на другом.

Информация о работе Концепция исследования систем управления