Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:59, реферат
Кондитерская промышленность является самостоятельной производственной отраслью в пищевой перерабатывающей отрасли агропромышленного ком-плекса, призванная обеспечивать потребности населения кондитерскими изде-лиями.
Кондитерская промышленность |
Кондитерская
промышленность является самостоятельной
производственной отраслью в пищевой
перерабатывающей отрасли агропромышленного
ком-плекса, призванная обеспечивать потребности
населения кондитерскими изде-лиями.
Кондитерская отрасль России имеет более чем двухвековую историю, одна из старейших фабрик - Московская кондитерская фабрика им. Бабаева (ранее им. Абрикосова) отмечала в 2005 г. 200-летие. Кондитерская промышленность представлена сотнями (около 1400) предприятий, занимающихся производством кондитерских изделий. Настоящее время характеризуется ростом числа предприятий, производящих кондитерские изделия. Большая часть отечественных производителей кондитерских изделий входит в российскую ассоциацию кондитеров «АСКОНД». Производство кондитерских изделий осуществляется на специализированных предприятиях - кондитерских фабриках, а также на предприятиях, относящихся к другим отраслям: хлебопекарной, винодельческой и др., где в новых рыночных условиях стало возможно производить нехарактерную продукцию. Общие производственные мощности предприятий по производству кондитерских изделий составляют примерно около 3 млн. т в год. За единицу производственной мощности в отрасли принята выработка продукции в ассортименте в тыс. т за год. Основная доля выработки приходится на 127 кондитерских фабрик, разли-чающихся производственной мощностью (малой мощностью - до 12 тыс. т в год, от 12 до 20 тыс. т в год - средней мощности, более 20 тыс. т в год - большой мощности) и профилем (специализированные, универсальные и пищекомбинаты). Большая часть кондитерских фабрик большой и средней мощности (более 70-ти предприятий) представляют собой высокомеханизированное про-изводство, оснащенное высокопроизводительными поточно-механизирован-ными специализированными линиями. Наряду с этим многие предприятия (особенно малой мощности, включая малые предприятия и специализированные цехи предприятий других отраслей) имеют довольно низкий технический уровень производства, который не удовлетворяет современным требованиям. Одна из тенденций отрасли - создание групп предприятий, из них можно выделить наиболее устоявшиеся четыре. Это группа фабрик «Красный Октябрь» (9 предприятий), кондитерский концерн «Бабаевский» (5 предприятий); российские предприятия, контрольные пакеты акций которых принадлежат швейцарской фирме «Нестле» (4 предприятия), и группа с контрольными паке-тами акций, приобретеных английскими компаниями (3 предприятия). Совершенно новым направлением в развитии отечественной кондитерской отрасли является строительство иностранными компаниями предприятий на территории нашей страны (фабрика «Штольверк Рус» в г. Покров Владимир-ской обл.) После осуществления акционирования и приватизации кондитерская от-расль России оказалась раздробленной на множество самостоятельных предприятий, приспосабливающихся к условиям рыночной экономики. При перехо-де к рынку производство кондитерских изделий значительно уменьшилось: в 1998 г. выработка, по данным АСКОНД, снизилась по сравнению с 1990 г. вдвое и составила 1310 тыс. т. Как видно, производственные мощности используются менее чем на 50 %. В то же время наблюдается увеличение объема импортируемых кондитерских изделий, которым занимается около 800 фирм. За 1994-96 гг. объем импортируемых КИ составлял около 36 % (476 тыс. т в год - из Германии, Польши, Турции, Дании, Нидерландов и др.). С 1997 г. объем импортируемых кондитерских изделий из стран дальнего зарубежья сократился, но вырос импорт из стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия и др.) и составлял 42 % от общего объема производства. Главными причинами резкого спада производства кондитерских изделий являлся общий кризис в экономике страны, низкие доходы основной части населения и, как следствие, слабая покупательская способность и снижение потребления продуктов питания. Высокие цены на кондитерские изделия также являются одной из причин снижения спроса и соответственно падения производства. Высокие цены связаны со структурой себестоимости кондитерских изделий: 75-80 % приходится на сырье и материалы, половина и более из которых импортируется, а также множеством посредников между производителем и покупателем. В связи с этим многие предприятия модернизировали свои сбытовые структуры и создали собственную торговую сеть и представительства. В то же время существенная часть рынка занята импортируемыми кондитерскими изделиями. Снижение доли импорта требует выпуска более конкурентоспособной отечественной продукции. Конкурентоспособность кондитерских изделий определяется рядом факторов: потребительскими достоинствами (органо-лептическими свойствами), фирмой-изготовителем, упаковкой, сроком годно-сти, стоимостью, ассортиментом и др. Основными сдерживающими причинами в повышении конкурентоспособности являются низкий уровень нормативно-технической документации, который позволяет использовать сырье с большими колебаниями качественных показателей; низкий технический уровень производства; отсутствие современной базы для контроля качества сырья и изделий; таможенная и налоговая политика государства и др. Низкий технический
уровень заключается в том, что
большая часть предприятий Стоящие перед отраслью проблемы определяют задачи и основные на-правления развития: - техническое переоснащение производства, создание и внедрение новой техники и прогрессивных технологий; - применение высокопроизводительных, автоматизированных поточных линий с компьютерной техникой; - внедрение новых ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих более полное использование сырья, материалов, энергетических ресурсов; - совершенствование ассортимента изделий с учетом рыночного спроса; - увеличение сроков годности кондитерских изделий; - увеличение выработки завернутых и фасованных кондитерских изделий; - разработка и внедрение технологий кондитерских изделий для детского питания различных возрастных групп; - освоение технологий КИ профилактического назначения с биологически активными добавками, повышающими устойчивость организма в неблагопри-ятных условиях; - расширение ассортимента
и увеличение объемов выработки диабетических
кондитерских изделий. |