Конкуренция как главный элемент рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга.

Содержание работы

1. Введение.
2. Сущность и основные типы современной конкуренции.
3. Оценка состояния конкуренции на рынке продукта.
4. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

   Тема: Конкуренция как главный элемент рыночного механизма.

                                             Содержание:

  1. Введение.
  2. Сущность и основные типы современной конкуренции.
  3. Оценка состояния конкуренции на рынке продукта.
  4. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

 

   1. Введение.

Свобода ценообразования  создает условия для конкуренции  между производителями. Рынки выполняют  регулирующую функцию лишь при условии  существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся  на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Конкуренция — это соперничество  между участниками рыночного  хозяйства. Рыночная борьба за выживание  и экономическое процветание  — экономический закон товарного  хозяйства.

Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения  за последние десятилетия, тем не менее продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место в рыночном механизме. Соотношение конкурентных и монополистических сил в экономике ныне таково, что позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.

Конкуренция воплощает в  себе стихийно-регулирующее начало. силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих в обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего воспроизводственного процесса.

Разумеется, в силу своего стихийного характера, конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и  социальные последствия. Однако в целом  можно утверждать, что конкуренция с ее безжалостными законами — главный двигатель современного прогресса.

Цель: моей курсовой работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций, определить его основные элементы, как они взаимодействуют.

 

2.Сущность и основные типы современной конкуренции.

Конкуренция - термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ''сталкивание''. Понятие конкуренции  многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция - это и способ хозяйствования, и  такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижения лучших результатов в  области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение  наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов  в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и  частных подразделений.

 

1.Формы конкуренции:

1.1 Монополистическая конкуренция

Монополия - блокирует вход на рынок других продавцов. Она предполагает абсолютное господство на рынке продавца, обладание монопольной властью. Идеализируя господство монополий, предполагают возможность любого повышения  цен на товары без изменения количества продаваемых ими товаров. С древности  возникали такие ситуации на рынке, но они были весьма редки и эпизодичны. Если цены монополиста рынка поднимались  до определенного уровня, то происходил просто отказ покупателя от данного  товара из-за возможности его замены другими благами. Возможно, только цены на наркотики не влияют на уровень  потребления, да и то, в определенных пределах. Поэтому реально монополии  используют гибкую стратегию ценообразования.

1.2Олигополия

Олигополия - возникает при  ограниченном числе конкурентов. Олигополисты знают друг друга. Их взаимная борьба учитывает множество факторов. Она, как правило, ведется неценовыми методами: «насилием» (ложь, обман, запугивание, убийство и т.п.), путем улучшения качества своих товаров, через рекламу, а также развитием послепродажного обслуживания техники и т.п. Отраслевые цены в таких условиях стабильны в силу согласования цен фирмами.

Поведение олигополий определяется множеством факторов, а поэтому необходим  ряд моделей для отражения  их деятельности. Олигополисты учитывают не только издержки своих товаров, но и ответные действия со стороны конкурентов. Обычно практику ценообразования олигополий иллюстрируют ломаной кривой спроса. Она предложена в 1939 году рядом экономистов. В соответствии с этой моделью понижение цены одной фирмой ведет к аналогичному понижению цены другими фирмами. При повышении же цены фирмой, другие фирмы не будут следовать за ней, а начнут захватывать ее рынок более дешевыми товарами.

    1. Дуополия

Дуополия - позволяет господствовать на рынке по причине отказа от ценовой  конкуренции. Поскольку такое состояние  в целом приобретает идеализированный характер (оно временно и редко  имеет место на практике), то естественно, что цены все же имеют большое  значение для таких субъектов  рынка.

Дискриминационная монополия

Дискриминационная монополия - сегментирует рынок и устанавливает  для каждого из этих сегментов  особую цену на один и тот же товар. В результате она изымает «ренту покупателя» заставляет платить  каждого ту цену, которую он может.

Естественная монополия

Естественная монополия - работает на общественные потребности. Ей устанавливают тарифы, т.е. фиксированные  государством цены, и проводят политику стандартизации товаров. В связи  с этим теряет прежнее значение прибыль  и главным становится удовлетворение общественных потребностей. Возникает  особый тип трансфертных цен в  рамках всей национальной экономики. При  необходимости государство защищает эти цены всеми способами. Например, правительство США законом запрещает  конкуренцию с местными поставщиками электроэнергии. В этих условиях госсектор  оказывается в трудном финансовом положении, а его работники становятся объектом финансовой эксплуатации монополий.

Значение монополистического и монопольного секторов рынка постоянно  растет.

Монополизация рынка преобладающая  тенденция в развитии современных  экономических отношений. Она усиливает  господство финансовой олигархии и  подрывает устои всех остальных  слоев общества. Государство, выражая  интересы всех слоев населения, выступает  с политикой ограничения монополий. Государственная политика антимонопольного регулирования давно стала важным методом сдерживания монополий. Однако не следует преувеличивать её значение и сводить только к ней  роль государства. Государство не только ограничивает монополии, но и защищает их интересы всеми способами, вплоть до административных запретов конкуренции  с монополиями.

Правительство США законодательно ограничивает конкуренцию в тех  случаях, когда это надо экономической  системе.

Возникновение современных  монополий привело к их господству во всех сферах экономики. Они определяют развитие экономики, подчиняют ее себе. Монополизм обеспечивает им получение  высоких прибылей, во многом превышающих  среднюю прибыль.

Виды конкуренции:

Функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно  удовлетворить по-разному;

Видовая конкуренция - это  конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

Предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия  и по притягательности марки;

Анализ деятельности конкурентов  осуществляется: для выявления существующих и возможных товаров-конкурентов; определения настоящих и потенциальных конкурентов - производителей этих товаров: разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов. В результате анализа деятельности конкурентов фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют так, а не иначе, и выработать свою собственную стратегию.

Следует отметить, что в  сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции: предметную, видовую  и функциональную.

Функциональная конкуренция  возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.

Если предметная конкуренция  более характерна для случаев  массовых продаж, то для персональной продажи дорогостоящих товаров, уникальных устройств или при  продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая  и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать  долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.

Для выработки подобной стратегии  следует начать с быстрого теста  оценки конкурентов.

Видовая конкуренция возникает  при удовлетворении потребности  покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, автомобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками.

 

Предметная конкуренция  возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для  производящих и посреднических фирм.

Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения). Таким образом, при предметной конкуренции  на рынке соперничают между собой  товары, полученные из конкретного  основного продукта лишь с добавлением  различной рыночной атрибутики, либо с различным качеством.

Методы конкуренции:

Ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

 

  • продажа личного товара по цене конкурента
  • снижение цены потребления товара

Ценовая конкуренция базируется на использовании цены в качестве основного инструмента рыночной политики в процессе конкуренции. Следует  иметь в виду, что рыночная практика многих стран убедительно доказала неэффективность такого подхода  к конкуренции. Эффект в этом случае, если и имеет место, то существует в течение весьма непродолжительного периода времени. Рыночная конкуренция  развивается только на доступных  сегментах рынка.

Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают  фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит  в уходе на недоступные для  других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию  на:

  • ценовую (конкуренцию на основе цены)
  • неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости)

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного  соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым  разнообразным ценам.

Снижение цены было той  основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая  совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной  конкуренции:

бесконечное множество равноценных  продавцов и покупателей

однородность и делимость  продаваемой продукции

отсутствие барьеров для  входа или выхода с рынка

высокая мобильность факторов производства

равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним  из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в  явном и неявном виде различным  представителям государства в обмен  на различного рода преференции.

Информация о работе Конкуренция как главный элемент рыночного механизма