Конкуренция как главный элемент рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга.

Содержание работы

1. Введение.
2. Сущность и основные типы современной конкуренции.
3. Оценка состояния конкуренции на рынке продукта.
4. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок  совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических  кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

 

 

3.Оценка состояния конкуренции на рынке продукта.

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 4

Закона РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках" с целью применения:

  • "Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного 
    законодательства", зарегистрированных Министерством юстиции 
    Российской Федерации 5 августа 1996 г. N 1143 в части нарушений 
    статей 5, 6, 17, 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении 
    монополистической деятельности на товарных рынках"; 
  • Приказа МАП России от 13.11.95 N 145 "Об утверждении и 
    направлении на регистрацию Положения о порядке представления 
    антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с 
    требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и 
    ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации

24 ноября 1995 г. N 981.

(в ред. Приказа МАП  РФ от 11.03.99 N 71)

  1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок  используется:

  • при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и

региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке

Государственного доклада  по конкурентной политике, государственной

программы демонополизации, отраслевых и региональных программ

демонополизации;

  • при разработке программы мер по преодолению барьеров входа

на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства  и

развития конкуренции; 

  • в процессе анализа социально - экономических последствий 
    принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции 
    на товарных рынках;
  • при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного 
    законодательства;

Настоящий Порядок также  может быть использован при решении

вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных,

финансовых и налоговых  льгот и в других случаях, требующих  анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и положения на них хозяйствующих субъектов.

1.2. При практическом использовании  настоящего Порядка

необходимо учитывать  региональные и отраслевые особенности

конкретных товарных рынков (федеральных, региональных).

1.3. В настоящем Порядке  используются определенные Законом

РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности

на товарных рынках" с  изменениями и дополнениями, внесенными

Федеральным законом "О  внесении изменений и дополнений в Закон

РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности

на товарных рынках" понятия  товара, взаимозаменяемых товаров,

товарного рынка, хозяйствующих  субъектов, конкуренции,

доминирующего положения, а  также следующие понятия:

продуктовые (товарные) границы  товарного рынка - группа

(набор) взаимозаменяемых  товаров;

географические (территориальные) границы товарного рынка -

территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести

изучаемый товар (товары - заменители) и не имеют такой возможности

за ее пределами;

структура рынка - совокупность количественных и качественных

показателей, к которым  относятся: число хозяйствующих  субъектов и

доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной

концентрации; условия входа  на рынок; открытость рынка для

межрегиональной и международной  торговли;

барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие

возможностям для новых  хозяйствующих субъектов войти  на товарный

рынок.

1.4. Для оценки состояния  конкурентной среды на товарных

рынках проводится расчетно - аналитическая работа по определению:

- продуктовых границ товарного  рынка;

- субъектов товарного  рынка (количества и состава  продавцов и

покупателей);

 

 

  4. Основные направления развития конкуренции в условиях экономики РБ.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пересечение  не добросовестной конкуренции необходимость  развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлено прежде всего построением в республике социально ориентированные рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведение бизнеса, добросовестного продвижения товаров и услуг. 

Исходя из изменившихся экономических  условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций – монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной  политики является работа по созданию условий для ликвидации самих  возможностей злоупотребления монопольным  положения хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость  регулирования цен ( тарифов ) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов.

Формирование конкурентной среды, развитие конкуренции в банковском секторе экономики России является важнейшим условием эффективной банковской деятельности, повышения роли банков в жизни страны. В условиях перехода к рыночной экономике российские банки накопили значительный опыт функционирования в конкурентной среде. Однако, эта актуальная проблема, имеющая и научное, и практическое значение, не по-

лучила еще достаточного освещения в отечественной литературе. Ее плодотворное изучение в значительной степени находится в зависимости от осмысления теоретико-методологических основ исследования.

 

   5.Заключение .

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно  она отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным. Рост конкуренции  сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда мы ассоциируем конкуренцию  с развивающейся экономикой, мы часто  забываем, как много изменений  произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой  экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной  стороны, и усиление конкуренции  с другой, связаны с известным  экономическим рывком Германии и  Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня  отрасли экономики Японии, такие  как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями  конкуренции.

Так же в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня  в состоянии противостоять влиянию  конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.

 

  6.Список литературы.

1. «Толковый словарь рыночной  экономики». Москва. 1993.

2. Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 1992.

3 Элвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель». Санкт-Петербург. 1992.

4 Дж. В. Робинсон «Экономическая  теория несовершенной конкуренции». Москва. 1986.

5 Э. Х. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости». Москва. 1959.

6. Арутюнова Г.И. Экономическая  теория для студентов технических  вузов. - М., 2003. - 561 с.

7. Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия. - 2006.

8. Кураков Л.П., Тарасевич Г.Е. Курс экономической теории. - М., 2005. - 491 с.

9. Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. - М.: Экономика, 1995. - 212 с.

10. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.  Тарасевича. 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. - 544 с.

11. Юданов А.В. Конкуренция:  теория и практика. - М., 1996. - 297 с.

12. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: ИНФА-М, 1999. - 529 с.

13. Янова В.В. Экономика. - М., 2007. - 328 с.


Информация о работе Конкуренция как главный элемент рыночного механизма