Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:05, курсовая работа
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
К незаконным методам неценовой
конкуренции относятся
2. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
«Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны»1.
Впервые теория конкуренции была обобщена известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
Конкуренция может протекать в самых различных формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.
В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности
Россия находилась на 127 месте из 180
стран, оцениваемых Всемирным
Одной из главных причин такого положения является то, что в России системно и профессионально проблемами создания конкурентной среды никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.
Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или анти либеральным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.
Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества – США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.
Можно выделить следующие основные тенденции и особенности построения развитой конкурентной и удержания конкурентных преимуществ среды в этих странах:
2.2 ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА
«Конкуренция является движущей
силой рынка, она является его
главным механизмом и ведет к
наилучшему использованию способностей
и знаний. Большая часть достигнутых
человеческих благ достигнута именно
путем состязания, путем конкуренции.
Конкуренция требует
Конкуренция не может функционировать
среди людей, лишенных предпринимательского
духа. Более того, конкуренция –
это особый метод воспитания умов,
великих изобретателей и
Экономисты сходятся во взглядах,
что подверженная определенным ограничениям
и исключениям, чисто конкурентная
экономика приведет к наиболее эффективному
использованию редких ресурсов общества.
Таким образом, экономика конкурентных
цен стремится распределить ограниченные
количества ресурсов, имеющихся в
распоряжении общества, так, чтобы максимизировать
удовлетворение потребностей. Действительно,
эффективное использование
Вполне очевидно, что эти
два условия полностью
Говоря об эффективности
распределения ресурсов, стоит заметить,
что в условиях чистой конкуренции
руководящиеся мотивом прибыли
предприниматели будут
2.3 ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК
Совершенной конкуренции
отводится ведущая роль в создании
экономических стимулов, заинтересованности
граждан и юридических лиц
в развитии производственных отношений;
гарантий безопасности в политической,
социальной, экологической, оборонной
и других сферах; разработке программных
и прогнозных документов, стратегии
действий долгосрочного и краткосрочного
характера с ориентированием
на соответствующие приоритеты; введении
необходимых ограничений
Рассматривая проблему отрицательного
воздействия несовершенной
Эффективно развивать
внешнюю торговлю в условиях несовершенной
конкуренции практически
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
2.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Конкуренция напрямую зависит от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В после кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя.
Индексы доверия потребителя и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя и доверия инвесторов. Вместе с тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл. Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл.
Усилия денежных властей России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 19999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.