Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.

Файлы: 1 файл

курсач.НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ТОРГОВЛЕ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

Неценовая конкуренция путём  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие  на потребителя через рекламу, совершенствованье  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Сильнейшим орудием неценовой  конкуренции всегда была реклама, сегодня  ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно  худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

2. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ  СОДЕРЖАНИЕ

2.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

«Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или  субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня  движущей силой развития субъектов  и объектов управления, общества в  целом, рыночного хозяйства страны»1.

 

Впервые теория конкуренции  была обобщена известным экономистом  Адамом Смитом в работе «Исследование  о природе и причине богатства  народов». Новизна теории конкуренции  А. Смита заключается в том, что  он впервые:

  1. сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;
  2. сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
  3. разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли;
  4. определил основные условия создания эффективной конкуренции;
  5. разработал модель усилия и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов общества в масштабе общества в целом.

Конкуренция может протекать в самых различных формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.

В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности  Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим  форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке.

Одной из главных причин такого положения является то, что  в России системно и профессионально  проблемами создания конкурентной среды никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.

Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном  уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что  все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого  политика в отдельности должны оцениваться  не с точки зрения соответствия либеральным  или анти либеральным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.

Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества – США, Японии, Англии, Франции  по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних  конкурентных преимуществ.

Можно выделить следующие  основные тенденции и особенности  построения развитой конкурентной и  удержания конкурентных преимуществ среды в этих странах:

  1. отлаженная правовая система демократического государства;
  2. ограниченность природных ресурсов (исключение - США);
  3. отлаженная система управления (менеджмента) на всех уровнях иерархии;
  4. значительный удельный вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет (особенно у США);
  5. значительный удельный вес высоких безотходных технологий производства (особенно в Японии и США);
  6. стремление к нахождению и удержанию сфокусированных конкурентных преимуществ фирм в узком секторе глобальной экономики;
  7. развитие международной стандартизации и интеграции;
  8. высокая надежность техники (особенно немецкой и японской);
  9. устойчивая финансовая система;
  10. высокая эффективность использования ресурсов;
  11. значительные затраты на рекламу при относительном равенстве качества конкурирующих товаров;
  12. высокое качество товаров и услуг;
  13. рост темпов расхода государства на науку, образование и развитие человека;
  14. высокая продолжительность жизни населения;
  15. высокие позиции в мировой иерархии по конкурентоспособности как результат рациональной экономической политики государства.

2.2 ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ  НА РАЗВИТИЕ РЫНКА

«Конкуренция является движущей силой рынка, она является его  главным механизмом и ведет к  наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых  человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального  поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует  рациональность».

Конкуренция не может функционировать  среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция –  это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в  распоряжении общества, так, чтобы максимизировать  удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения  ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями  так, чтобы получить определенный ассортимент  продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность  распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру  совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для  общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной  продукции, производился наименее дорогостоящим  способом.

Вполне очевидно, что эти  два условия полностью выполняются  в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так  как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные  издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать  большее количество товара и получить максимальную прибыль.

 

Говоря об эффективности  распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции  руководящиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить  каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что  ресурсы в условиях конкуренции  распределены эффективно. В тоже время  экономисты признают четыре возможных  фактора, препятствующих эффективности  распределения ресурсов в конкурентной экономике:

  1. отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
  2. распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
  3. отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
  4. конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

2.3 ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ  НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА  РЫНОК

Совершенной конкуренции  отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц  в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной  и других сферах; разработке программных  и прогнозных документов, стратегии  действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием  на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной  деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции  на рынок, заметим, что несовершенная  конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная  конкуренция не способствует повышению  эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего  к государственному монополизму, отрицательное  воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:

  • единая общенародная зависимость;
  • централизованная плановая система;
  • мало субъектная система хозяйствования;
  • централизованное распределение всех ресурсов;
  • регламентированные связи по отраслевому признаку;
  • централизованная система установления фиксированных цен;
  • единство номенклатуры продукции во внешней торговле;

Эффективно развивать  внешнюю торговлю в условиях несовершенной  конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной  конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной  конкуренции выше, так как фирма  не стремиться к минимизации своих  издержек, ее продукт все равно  будет реализован, так как других альтернатив нет.

 

Практика показывает, что  в условиях конкуренции рынок  развивается гораздо быстрее. Фирмы  вынуждены осуществлять научно-технические  разработки, совершенствовать и обновлять  свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что  если одна фирма остановится на месте  и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.

2.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА  СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Конкуренция напрямую зависит  от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная  экономическая конъюнктура. В после кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя.

Индексы доверия потребителя  и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу  между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении  экономической конъюнктуры. Индикатор  доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских  расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских  расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя  и доверия инвесторов. Вместе с  тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно.

Финансовый кризис в Юго-Восточной  Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл. Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл.

Усилия денежных властей  России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового  кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 19999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

Информация о работе Конкуренция