Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:05, курсовая работа
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Кредитование сектора
домашних хозяйств существенно не изменилось.
Обзор свидетельствует о
Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходе синдицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев.
Экономическая конъюнктура
не только чутко реагирует на колебания
денежно-кредитной политики, но в
определенной мере и обусловливается
этой политикой, что дает возможность
предсказывать изменения
Ограничение условий кредитования сжимает спрос, а предоставление льготных условий кредитования расширяет его предложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые это сделали, так и на суммарный удельный вес банков, которые ограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно-кредитной политике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условий кредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как следствие, о повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры.
Таким образом, несмотря на
существенные трудности в экономике
России, рынок развивается и уже
сегодня можно говорить о том,
что современные тенденции
3. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ
3.1 РЫНОК, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Возникновение рынка непосредственно
связано с появлением общественного
разделения труда. Уже на заре цивилизации
произошло крупное разделение труда
между земледельческими и скотоводческими
племенами. Все усиливающееся разделение
труда, его дифференциация и специализация
в конечном итоге привели не только
к повышению производительности
и эффективности общественного
производства, но и к неизбежности
обмена продуктами этого труда. Постепенно
такой обмен расширялся и совершенствовался
от случайного обмена продуктами труда
первобытных племен до современного
рынка, где в качестве всеобщего
эквивалента стоимости
Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится к другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был связан с розничной торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.
Наиболее организованными
являются рынки товаров, пользующихся
всеобщим спросом, поддающихся точной
спецификации, перевозке на далекие
расстояния и т.п. Ясно, что рынок,
например, обычных кирпичей будет
ограничиваться ближайшими районами кирпичного
завода, в то время как рынок
драгоценных металлов, камней и ювелирных
изделий, а также хлопка, зерна, металлоизделий
будет охватывать территорию всей страны
и даже других государств. Особое значение
среди организованных рынков имеют
рынки ценных бумаг, к которым
относятся акции и облигации,
выпускаемые частными компаниями, акционерными
обществами и правительствами. Наибольшим
спросом среди них пользуются
акции крупных, известных компаний,
в особенности международных, а
также облигации, выпускаемые правительствами,
ввиду их надежности и гарантированности
дохода по ним. По образцу фондовых
рынков, на которых продаются и
покупаются акции, организован мировой
рынок драгоценных металлов. Благодаря
своим природным качествам
К менее организованным относятся рынки товаров, пользующихся спросом узкой группы лиц, например, продажи одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественных ремесел и т.п. То же самое следует сказать о местных рынках по реализации скоропортящихся товаров, объемных вещей и всего, что не поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узко локальные рынки, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но тем не менее и для них сохраняется главное условие: цены товаров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденции к выравниванию.
Существуют, по меньшей мере, четыре признаков рынка, отличающих его от других типов организации экономической деятельности.
Подлинный рынок предполагает
свободный доступ в него и свободный
выход из него, поэтому число участников
рынка ничем не ограничивается. Более
того, чем больше таких участников,
тем заметнее проявляются рыночные
законы. Вступление в рынок и участие
в нем можно осуществить
Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.
Рынок, должен обеспечить, в
принципе, равные шансы для всех
его участников. Поэтому признается
право каждого на полную информированность
о предложении и спросе, о ценах,
спецификации товаров и др. Это
позволяет каждому участнику
сделать; наилучший выбор среди
имеющихся возможностей, хотя фактически
о полной информированности приходится
говорить далеко не всегда, а выбор
наилучшей возможности
На свободном рынке
исключаются какие-либо привилегии
для каких-либо групп продавцов,
связанные, например, с торговыми
марками и иными
Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарактеризовали пятью основными признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается - порой значительно - от рынка реального.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому
Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.
Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ