Конкурентная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:31, доклад

Описание работы

Компания действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами. Состояние конкурентной среды и действия конкурентов влияют на маркетинговые решения компании, ее планы и политику.

Файлы: 1 файл

КОНКУРЕНТНАЯ.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

Сегодня перечисленные функции  осуществляются слишком слабо, чтобы  говорить о достижении соответствующих  целей. Поэтому современным российским предприятиям при выработке собственных  стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной  базы предпринимательства, нелогичные и противоречивые действия государственных  органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную  помошь и поддержку.

1.Теоретические  основы формирования конкурентной среды.

Под конкуренцией обычно понимается соперничество, на каком - либо деловом поприще (в бизнесе) между отдельными юридическими или физическими лицами - конкурентами, заинтересованными в достижении, как правило, одних и тех же целей.

С точки зрения фирмы или  предприятия такой целью является максимизация прибыли, рост объемов  продаж, и борьба за ограниченный объем  платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах  рынка, причем, как правило, за счет выпуска высококачественного продукта (товаров и услуг) по более низким ценам, чем у конкурента, завоеванием  стойких предпочтений у клиентов (потребителей) путем удовлетворения их нужд, потребностей и запросов. Основные условия возникновения конкуренции:

1) полная хозяйственная  (экономическая) обособленность  каждого товаропроизводителя;

2) полная зависимость  товаропроизводителя от конъюнктуры  рынка;

3) противостояние всем  другим товаропроизводителям в  борьбе за покупательский спрос.

К концу XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в четырех классических моделях:совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии,эти три вида являются несовершенными. В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции:

Для чистой конкуренции (совершенная) характерно большое количество фирм и предприятий, реализующих стандартизированную продукцию, контроль над ценой отсутствует, спрос очень эластичный, неценовые методы конкуренции не практикуются, отсутствуют препятствия для организации бизнеса.

Рынок чистой конкуренции  состоит из достаточно большого числа  продавцов, конкурирующих между  собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может  оказывать заметного влияния  на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр. Участники конкурентного  рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все  продавцы имеют представление о  цене, технологии производства, возможной  прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о  ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного  товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок. Колебания  цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене - это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс  взаимодействия спроса и предложения  на данном рынке.

На практике во все времена - чистая конкуренция - явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд  отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое  число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и  предложением.

Для монополистической  конкуренции характерно небольшое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, диапазон контроля цен узкий, используются неценовые методы конкуренции.

Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить: существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию; вступление в отрасль является относительно легким.

Для олигополистической конкуренции характерно небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности пост действий предприятий: преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса.

Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к  совершенной или несовершенной  конкуренции. Олигополистические отрасли  характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся  в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает  непосредственное воздействие и  само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов.

Продукта могут быть фактически одинаковыми или значительно  дифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а  также преимущества слияния. Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих  в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней. Рыночные доли в олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции.

Для чистой монополии характерно одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный, спрос неэластичный, вход в отрасль для других фирм заблокирован. Чистая монополия характеризуется следующими основными признаками: В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги; продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют;чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.

Если по определению чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование  монополии во многом зависит от существования  барьеров для вступления на рынок. Чистый монополист будет максимизировать  прибыли путем уравнивания предельного  дохода и предельных издержек. При  одних тех же издержках чистый монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить  боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может  увеличивать свои прибыли посредством  ценовой дискриминации. Однако в  любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. Монополистическая  конкуренция подразумевает такую  рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Различают несколько типов монополий.

1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений. В результате концентрации производства могут возникнуть

разные организационные  формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.

1. Картель -- простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства.

2. Синдикаты -- организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно.

3. Трест -- форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную,и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн -- организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем.

5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинг -- акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распро3. Достоинства и недостатки конкуренции. Виды конкуренции

Положительные стороны конкуренции:

· конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

· конкуренция требует  совершенствовать технику и технологии;

· конкуренция стимулирует  повышение качества товара;

· конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

· конкуренция требует  от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

· конкуренция ориентирует  на ассортимент товаров повышенного  спроса;

· конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

· конкуренция вводит новые  формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

· при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по отношению  к неудачнику;

· многочисленность «жертв»  в виде банкротств и безработицы.

· Любой товар или услуга в большей или меньшей степени  конкурентоспособна. На конкурентоспособность  влияют следующие факторы:

а) при его производстве:

· производительность труда;

· уровень налогообложения;

· внедрение научно-технических  разработок;

· размеры прибыли предприятия;

· величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

· продажная цена товара;

· качество;

· новизна;

· послепродажное обслуживание;

· уровень предпродажной  подготовки.

Существует шесть  видов конкуренции:

функциональная  конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

скрытая ценовая  конкуренция: бывает двух видов

· продажа личного товара по цене конкурента

· снижение цены потребления  товара

незаконные методы:

· антиреклама товаров  конкурентов;

· производство товаров имитаторов (подделка).

4. Методы конкурентной борьбы

Диапазон методов, который  может быть использован конкурирующими сторонами, достаточно широк.

Первая группа - экономические формы конкуренции. Часть из них существовала и ранее, другая возникла вследствие появления качественно новых объектов производства (акционерные общества, товарищества, ассоциации и т.д.), которые будут развиваться по мере становления рынка.

Вторая группа - методы, связанные с сохранением искусственного монополизма и командно-административных структур, которые, однако, постепенно теряют свое значение с переходом от внешнего принуждения производителей к экономическим рычагам и стимулам.

Существуют также рыночные формы конкурентной борьбы. Широко распространен такой метод конкуренции, как продажа в рассрочку, позволяющий избежать затоваривания. Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты - от готовых завтраков до загородных коттеджей, тур поездок, дорогих автомашин и т.п. Для повышения конкурентоспособности своей продукции многие фирмы продлевают сроки гарантийного обслуживания, особенно когда технология отработана и брака практически нет. Важную роль в конкурентной борьбе играют также товары-заменители, позволяющие получать высокие прибыли.

При стратегии ценообразования, основанной на конкуренции, цены могут  быть ниже рыночных, на уровне рыночных или выше их - в зависимости от спроса потребителей, предоставленного сервиса, реальных и предлагаемых различий между товарами и конкурентной средой. Такой тип ценообразования используется предпринимателями, которые сталкиваются с конкурентами, продающими аналогичную  продукцию.

Важное условие в конкурентной борьбе - сокращение производственных и непроизводственных расходов. Чтобы выстоять в конкуренции производителей на рынке, чтобы гарантировать своему предприятию финансовых успех, необходимо сокращать издержки производства, прежде всего переменные издержки, лидерство в которых обеспечивает высокое преимущество в ценовой политике фирмы. Ценовая конкуренция производителей в условиях массового производства выступает главной формой конкурентной борьбы.

Главное в рыночных условиях - способность производителя дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-то особыми свойствами, притом за ту же цену, при тех же издержках производства. Связь же цены и качества - это конкуренция, согласно которой потребители часто полагают, что высокие цены означают высокое качество, и наоборот. При установлении цен это особенно важно для ситуации, когда о качестве можно судить только по цене; потребители полагают, что «качество отдельных видов продукции существенно различается, высокие цены исключают массовый рынок. Важно, чтобы цены должным образом отражали качество. Все это требует принципиально новых подходов к конкуренции, которые позволили бы успешно решать, казалось бы, взаимоисключающие проблемы.

Выбор конкурентной стратегии определяет два главных  момента.

Первый момент - структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях различается, так как вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова.

Информация о работе Конкурентная среда