Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:43, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
- Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.
- Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий.
- Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия
1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе
1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2. аспекты формирования стратегий повышения конкурентоспособности
2.1 Виды стратегий
2.2 Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 3. Реализация конкурентных стратегий
3.1 Подходы к реализации конкурентных стратегий
3.2 Процесс реализации конкурентных стратегий и оценка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренции
Признаки |
Внутриотраслевая |
Межотраслевая |
Субъекты |
предприятия одной отрасли |
предприятия разных отраслей |
Объекты |
лучшие условия производства и сбыта |
сферы наиболее прибыльного вложения капитала |
Предпосылки |
различие индивидуальной стоимости однородных товаров |
различие нормы прибыли в отраслях экономики |
Результат |
рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары |
средняя прибыль и цена производства |
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция
- борьба между производителями за
получение дополнительной прибыли
посредством уменьшения издержек производства
и снижения цен на продукцию без
изменения ее ассортимента и качества.
Ценовая конкуренция
Конкуренция сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды:
- монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
- олигополия - власть
нескольких крупных фирм (олигопсония
- власть нескольких крупных
- монополистическая - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.
Формы конкуренции и типы их рыночных структур показаны в табл. 2.
Таблица 2
Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций
основные черты |
Совершенная конкуренция |
Чистая монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
количество фирм на рынке |
множество независимых |
одна крупная |
несколько крупных |
достаточно много |
тип продукта |
стандартизированный |
уникальный |
стандартизированный |
дифференцированный |
контроль над ценой |
отсутствует |
полный контроль |
влияние ценового лидера |
влияние ограничено |
вход в отрасль |
относительно легкий |
очень трудный |
трудный |
вход и выход возможны |
Далее следует рассмотреть факторы оценки конкурентоспособности предприятия.
1.3 Этапы анализа
конкурентоспособности
В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка; лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.
Как показывает практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия. Чтобы оценить конкурентоспособность предприятия, необходимо понять существо проблемы, вычленив несколько следствий этого положения, а именно, что:
1. Конкурентоспособность
включает три основные
2. Покупатель -
главный оценщик товара, следовательно,
все элементы
3. Каждый рынок
характеризуется «своим»
«Результатом процесса согласования возможностей компании и запросов потребителей является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности и получение компанией прибыли, необходимой для ее существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем»[3].
Подходы к оценке
конкурентоспособности
В существующем многообразии методик и моделей, ориентированных на классический рыночный инструментарий, а также на ресурсную базу, выделены подходы, которые предполагают наиболее широкий взгляд на проблему: анализ конкурентной среды М. Портера, акцентирующий внимание на внешнем окружении; SWOT-анализ, реально оценивающий собственные ресурсы предприятия и возможности относительно потребностей внешней среды, в которой работает предприятие.
Эти подходы, полно отражающие специфику областей возникновения конкурентного преимущества, положены в основу методики выявления и оценки потенциальных конкурентных преимуществ, охватывающей оба аспекта возможного возникновения потенциала успеха. Она базируется на синтезе идей матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.
Такой синтез позволяет обеспечить единый методический подход при проведении SWOT-анализа за счет стандартизации оцениваемых параметров, по которым осуществляется анализ источников потенциальных конкурентных преимуществ; ранжировать выявленные потенциальные конкурентные преимущества; обеспечить сопоставимость данных за разные периоды времени.
Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ предполагает проведение семи этапов.
Первый этап анализа - изучение внутренней среды. Область внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон. Критерии анализа внутренней среды основаны на предложенной М. Портером цепочке ценности, состоящей из блоков:
- основные виды
деятельности: поставки сырья и
материалов; выпуск продукции; обеспечение
сбыта продукции; маркетинг;
- поддерживающие
виды деятельности: материально-техническое
снабжение; разработка
Второй этап анализа - оценка внешней среды, подразделяемая на два поля: возможностей и угроз. На данном этапе вводятся критерии, по которым будут составляться списки с характеристиками среды: угроза появления конкурентов; способность покупателей торговаться; способность поставщиков торговаться; угроза появления товаров и услуг-заменителей; соперничество между существующими конкурентами.
Третий этап - новая матрица с введенными в нее критериями.
Четвертый этап - определение характеристик для анализа внутренней среды предприятия. Каждая зона области (сильные, слабые стороны) последовательно заполняется характеристиками, описывающими состояние предприятия по тому или иному критерию, с указанием всех относящихся к этому подразделу характеристик. Анализ слабых сторон компании осуществляется аналогично оценке ее сильных сторон.
Пятый этап - поиск потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных внешней средой. Возможности и угрозы анализируются с учетом характеристик, которые, в зависимости от их значения, могут быть указаны в зоне угроз либо возможностей. Наиболее сильная конкуренция - между фирмами, представляющими одну отрасль и предлагающими однотипные товары или услуги. Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется в том, насколько эффективно они используют находящиеся у них средства конкурентной борьбы: низкие цены; улучшенные характеристики товара; более высокий уровень обслуживания потребителей; длительные сроки гарантийного обслуживания; специальные способы продвижения продукции на рынок; выпуск новых товаров; рекламу. Конкурентная среда чрезвычайно динамична, изменения на одной из фирм-конкурентов влекут за собой изменения на других предприятиях. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и оценивать происходящие во внешней среде изменения.
Шестой этап - ранжирование привлекательности конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли. Перечень преимуществ анализируется с учетом вероятностной степени их появления, перспективной силы их влияния на предприятие.
Седьмой этап - определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам со стороны внешней среды.
Предложенная методика выявления конкурентных преимуществ предложена М. Портером, и обеспечивает достижение следующих результатов: определение и классификация возможной среды поиска источников конкурентных преимуществ; введение стандартного набора параметров, по которым осуществляется анализ источников потенциальных конкурентных преимуществ; исключение обобщающего фактора и обеспечение тем самым проведения сфокусированного анализа источников конкурентных преимуществ для конкретного предприятия; ранжирование выявленных потенциальных конкурентных преимуществ для определения наиболее сильных преимуществ и их использование при создании уже реальных преимуществ; сопоставление потенциальных конкурентных преимуществ, источником которых является внешняя среда, и их оценка с точки зрения наличия/отсутствия у предприятия необходимых ресурсов, использование которых будет способствовать или препятствовать трансформации потенциальных преимуществ в реальные; обеспечение сопоставимости данных анализа за разные периоды времени за счет единого набора параметров; использование методики на практике в рамках деятельности служб маркетинга различных предприятий.
Анализируя характеристики состояния предприятия и подходы к оценке, повышению конкурентоспособности, можно сформулировать принципы концепции обеспечения его конкурентоспособности:
- Задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия.
- Следует выделять
разные критерии
- Основным показателем конкурентоспособности на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции.
- На тактическом
уровне конкурентоспособность
- На стратегическом
уровне конкурентоспособность
ГЛАВА 2. аспекты формирования стратегий повышения конкурентоспособности
2.1 Виды стратегий
Особенностью современных
«К успеху в условиях жесткой конкурентной борьбы могут привести следование одной из рыночных стратегий функционирования: а) стратегия лидерства в снижении издержек; б) стратегия дифференциации; в) стратегия фокусирования».[4]
Рассмотрим следующие основные виды конкурентных стратегий:
Стратегия лидерства в
снижении издержек - ориентирует организацию
на получение дополнительной прибыли
за счет экономии на постоянных издержках.
Реализация такой стратегии на практике
осложняется рядом
Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации предприятия своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, где оно пытается достичь превосходства над другими. Поскольку эти направления могут быть самыми разнообразными, то вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. В то же время дифференциация обычно связана со значительными затратами, поэтому даже при ориентации на нее предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.
Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий. Эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также возможности легкого проникновения в этот сегмент конкурентов.