Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 15:28, реферат

Описание работы

Другие авторы под конкурентоспособностью понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной.
Поведенческая трактовка конкурентоспособности предприятия – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Содержание работы

1 Сущность Конкурентоспособности 2
2 Объекты и виды Конкурентоспособности 4
3 Конкурентоспособность предприятия 6
4 Конкурентоспособность продукции 8
5 “Мягкие” составляющие конкурентоспособности 10
6 Виды конкуренции и комплекс конкурентоспособности 12
7 Факторы, влияющие на конкурентоспособность 14
8 Общие стратегии конкуренции 17
9 Устойчивость конкурентных преимуществ 19
10 Оценка конкурентоспособности предприятия 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность Предприятия, понятия и хар-ка.(1).docx

— 108.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Сущность Конкурентоспособности                                                            2

2 Объекты и виды Конкурентоспособности                                                 4

3 Конкурентоспособность  предприятия                                                        6

4 Конкурентоспособность  продукции                                                           8

5 “Мягкие” составляющие  конкурентоспособности                                   10

6 Виды конкуренции и  комплекс конкурентоспособности                        12

7 Факторы, влияющие на  конкурентоспособность                                     14

8 Общие стратегии конкуренции                                                                  17

9 Устойчивость конкурентных  преимуществ                                              19

10 Оценка конкурентоспособности  предприятия                                       21

Список использованных источников                                                           24

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность конкурентоспособности

Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкурентоспособность. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкурентоспособности. 

С экономической точки зрения, конкурентоспособность – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуги за наиболее выгодные условия производства.

Другие авторы под конкурентоспособностью понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной.

Поведенческая трактовка конкурентоспособности предприятия – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкурентоспособности предприятия – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкурентоспособности предприятия – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Объекты и виды конкурентоспособности

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:

  • Товары
  • Предприятия (как производители товаров)
  • Отрасли (как совокупности предприятий, предлагающие товары или услуги)
  • Регионы (районы, области, страны или их группы)

В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

  1. Национальная конкурентоспособность.
  2. Конкурентоспособность товара.
  3. Конкурентоспособность предприятия.

Можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:

  • потребители
  • производители
  • инвесторы
  • государство

Потребитель оценивает конкурентоспособность товара с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения.

Производитель оценивает товар с точки зрения суммы прибыли, которую тот может принести.

Инвестор оценивает эффективность своих вложений (как свершившихся, так и потенциальных), поэтому важнейшими характеристиками товара с точки зрения инвестора являются его востребованность и уровень рентабельности продаж.

Государство оценивает конкурентоспособность товара с точки зрения его востребованности и социальной значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

  1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  2. Близость предприятия к клиенту.
  3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  6. Умение твёрдо стоять на своём.
  7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. 

Конкурентоспособность товара - это уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.

Показатели конкурентоспособности товара:

1. Технические показатели товара - определяются оценкой соответствия  его технического уровня, качества  и надежности современным требованиям.

2. Качество товара.

3. Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий  и динамичный, он меняется в  соответствии с темпами научно-технического  прогресса.

Коммерческие условия конкурентоспособности:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 “Мягкие” составляющие конкурентоспособности

Рыночное состязание предприятий и конкуренция стран, в которых они расположены, оказывают взаимное влияние. Интервенционистская политика сама по себе может нанести большой ущерб предприятию и в то же время конкурентоспособность такой страны, как Швейцария, не может быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и сами предприятия. В основе этих главных аспектов конкурентоспособности лежит нечто, что можно назвать “мягкими” составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному определению.

 “Мягкие” составляющие не поддаются политическому манипулированию, а их изменение требует больше времени, чем, например, такие трудноосуществимые мероприятия, как повышение производительности труда или построение инфраструктуры. Несмотря на отсутствие разработанных методик изучения, игнорировать эту группу факторов конкурентной борьбы нельзя. Среди них можно выделить следующие:

  1. Трудовая этика. Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться.
  2. Гибкость и готовность к самосовершенствованию.
  3. Готовность работать в сфере обслуживания. Нежелание этого может оказаться фатальным для развития общества, особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей экономики.
  4. Уровень претензий.
  5. Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику.
  6. Мобильность рабочей силы
  7. Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Виды конкуренции и комплекс конкурентоспособности

Различают следующие виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, незаконная.

Функциональная - может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному.

Видовая - выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.

Предметная - как правило, между аналогичными товарами разных предприятий.

Ценовая - наиболее простой вид. Снижая цену, можно осуществить захват рынка.

Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара.

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.

  1. Технические параметры. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, это также и эргономические показатели.
  2. Экономические параметры. Они представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи.
  3. Социально - организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия