Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

В современной рыночной экономике основным конкурентным преимуществом любого предприятия становится качество. В современной экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей.

Содержание работы

Введение 2
Качество и конкурентоспособность продукции 3
Заключение 13
Список использованной литературы: 14

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной  рыночной экономике основным конкурентным преимуществом любого предприятия становится качество. В современной экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их - он является качественным. Качество - есть способность товара или услуги наилучшим образом удовлетворять потребности людей.  В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество  и конкурентоспособность продукции

Качество –  один из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции  в условиях рыночной экономики. В современных условиях выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности, которая связана с ценой и качеством продукции.

 Под конкурентоспособностью  товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов. Абсолютно конкурентными являются основные виды товаров, не имеющие аналогов на рынке при удовлетворении потребности покупателя.

 В настоящее время на международных рынках имеют спрос товары высокого качества по относительно умеренным ценам. Продукция низкого качества, как правило, не находит сбыта даже по низким ценам. Это обстоятельство имеет большое значение для организации работ по управлению качеством продукции. Отличительной особенностью проблемы качества в современных условиях является то, что с изменением условий и жизни людей она не упрощается, а становится все более сложной.

  В начале 70-х годов ХХ века японцы разработали метод обеспечения конкурентоспособности, известный, как «применение систем качества», включающий 4 этапа:

1.Проектирование изделия на основе результатов анализа рыночной ситуации и выявления количественных значений основных характеристик нового изделия;

2. Проектирование детали осуществляется с помощью матрицы тестирования качества, которая позволяет выявить параметры деталей, предопределяющих качество изделия в целом;

3. Проектирование технологического процесса предусматривает, определение практических этапов и разработку режимов технологии, обеспечивающих достижение заданного качества изделия;

4. Проектирование производственного процесса и разработка должностных инструкций, выполнение которых обеспечивает поддержание высокой технологической дисциплины.

 Другой вариант  данного метода предусматривает  параллельное выполнение следующих  операций:

  • Разработку качественных показателей, его узлов и деталей с учетом требований потребителей;
  • Разработку технологии, обеспечивающей изготовление изделий с требуемыми качественными параметрами;
  • Стоимостной анализ, включающий разработку мероприятий по снижению издержек;
  • Анализ надежности, позволяющий на основе обработки данных об отказах в процессе эксплуатации вносить соответствующие изменения в конструкцию и технологию производства изделия.

Для более высокой  оценки уровня конкурентоспособности  товара промышленная продукция классифицирована на 5 групп.

Первая  группа - изделия, самостоятельно участвующие в процессе производственной эксплуатации (далее – готовые изделия), например, автомобили, тепловозы, станки и т.д.

Вторая  группа – изделия, самостоятельно не участвующие в процессе эксплуатации и предназначенные для комплектования готовых изделий (далее- комплектующие изделия) и для замены узлов и деталей, вышедших из строя в процессе эксплуатации готовых изделий (далее- сменные изделия).

Третья  группа – продукция, используемая в качестве конструкционных материалов для изготовления готовых, комплектующих и сменных изделий (основные материалы), например, черные, цветные металлы, пластмасса и т.п.

Четвертая группа – продукция, обеспечивающая нормальное функционирование готовых изделий (эксплуатационные материалы), например, смазочные материалы и масла, топливо с различным октановым числом и т.д.

Пятая группа – продукция, используемая для производства основных и вспомогательных материалов (сырье), повышения качества промышленной продукции.

 Каждая из  перечисленных групп промышленной  продукции характеризуется определенными технико-экономическим показателями и организационно-технологическим уровнем производства.

  Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79).

 Согласно  международному стандарту ISО  8402.1994, качество определяется как  совокупность характеристик объекта  (деятельности или процесса, продукции,  услуги и др.), относящихся к  его способности удовлетворять  установленные или предполагаемые потребности.

Характеристика – это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально.

  Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойства продукции выражаются показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Качество продукции  важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория  она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость – это полезность товара вообще, то качество продукции – это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и не отделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.

 Качество  продукции как экономическая  категория выполняет следующие  функции:

  1. Наиболее полное удовлетворение потребностей продукции;
  2. Является важнейшим свойством (признанием) любого товара или услуги, без которых они таковыми не являются;
  3. Характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности;
  4. Качество продукции является основой для оплаты труда работников, цены продукции, прибыли и рентабельности предприятия.

  Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

 Повышение  качества продукции на макроуровне  позволяет:

  • Увеличить экспорт товаров и услуг;
  • Улучшить структуру экспорта;
  • Осуществить на практике ускорение НТП; повысить эффективность общественного производства, т.к. улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;
  • Повысить благосостояние народа, т.к. с улучшением качества продукции увеличивается реальная з/плата;
  • Повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями и т.д.

 Таким образом,  высокий уровень качества продукции  для государства означает ускорение  НТП, повышение эффективности  общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества отечественной продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, и в первую очередь, правовые основы.

 Качество продукции  относится к числу наиважнейших  показателей деятельности предприятий  любой формы собственности.

 Для предприятий  в условиях рыночных отношений  постоянный выпуск качественной  продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня – это известность и  популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам услугам и атрибутам  фирменного стиля, т.е товарному  знаку, средствам рекламы и т.д. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.

 Таким образом,  решение проблемы качества продукции  на предприятии – это высокий  имидж у покупателей, это выход  на внутренний и внешний рынок,  это основа для получения максимальной  прибыли и устойчивого финансового  положения предприятия.

В России различают два понятия: технический уровень продукции и качество продукции. Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

Уровень качества продукции – относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении  значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство и безопасность использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

 Оценка уровня  качества продукции – относительная  характеристика качества продукции,  основанная на сопоставлении  значений показателей, характеризующих  техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями (ГОСТ 15467-79). В международных стандартах нет понятия «технический уровень», поэтому в них отсутствует и определение этого понятия.

 Согласно  ГОСТ 15467-79 под оценкой технического  уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

  Определение технического уровня продукции позволяло проводить относительную оценку технического совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами. Но само понятие технического уровня не включает в себя категории рыночной экономики: оценки покупательского спроса, конкурентоспособности и т.д. Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества.

Показатель  качества – количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Наименование показателя определяет характеризуемое свойство: прочность, мощность, надежность и т.д.

 Показатели  качества продукции необходимы  для анализа и планирования  уровня качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.

Показатель  конкурентоспособности продукции  выражается отношением качества продукции  к цене потребления. Оценка конкурентоспособности  продукции производится на основе сопоставления  данной продукции с соответствующей продукцией других фирм.

  Цена потребления – важный, но не единственный фактор конкуренции. Сегодня выход на современный мировой уровень определяют потребительские свойства продукции (функциональность, дизайн) и уровень сервиса.

 Существует  несколько видов классификации  показателей качества продукции.

 Эксплуатационные  показатели характеризуют средства  труда в процессе эксплуатации. Основными показателями из них  являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость и др.

Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

 Среди экономических  показателей особое значение  имеет цена потребления, которая  складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления обычно существенно выше продажной цены ( так, в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы грузовика продажная цена занимает лишь 15%, магистрального – примерно 11%, бытового холодильника – 10%, трактора – 25%).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции