Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:45, реферат
Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков. Применение таких категорий, как цена, прибыль, финансы, кредит, приводит к необходимости применения особой формы финансового контроля, основанного на использовании стоимостных категорий. В современных условиях этот контроль приобретает все большее соответствие.
Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Применение таких категорий, как цена, прибыль, финансы, кредит, приводит к необходимости применения особой формы финансового контроля, основанного на использовании стоимостных категорий. В современных условиях этот контроль приобретает все большее соответствие.
При помощи финансового контроля выверяется соответствие натуральных и стоимостных показателей, соответствие производственной деятельности законодательству, правильности взаиморасчетов с бюджетом.
Контроль внутри предприятия способствует эффективности производственно-хозяйственной деятельности, сохранности имущества предприятия. Контроль за наличием и эффективным использованием как основных, так и оборотных средств непосредственно влияет на рентабельность и экономическое стимулирование производства. Эффективность использования основных фондов неразрывно связаны с усилением финансового контроля за проектной эффективностью централизованных и нецентрализованных капитальных вложений, окупаемостью капитальных вложений. Эффективность вводимых в действие основных фондов не должна быть ниже фактически достигнутой на предприятии, а окупаемость капитальных вложений обеспечивать их возврат в установленные расчетами сроки.
Не менее важное значение для повышения эффективности производства имеет усиление финансового контроля за снижением себестоимости. Основными элементами себестоимости выпускаемой продукции на большинстве предприятий являются затраты живого и овеществленного труда (сырье, материалы, заработная плата).
Система учета и контроля за расходованием сырья и материалов обусловлена существующим порядком нормирования и своевременного обеспечения производственного процесса. Основными документами, позволяющими осуществлять контроль за расходованием сырья и материалов, являются требования, лимитные карты и заборные книжки. Отпуск материалов производится по этим документам в строгом соответствии с производственной программой и нормами расходов на единицу продукции. Значительное место в общей системе контроля за расходованием сырья и материалов занимает инвентаризация.
Основой контроля за использованием средств по целевому назначению служит смена расходов, утвержденная руководителем предприятия, соблюдение установленных норм расходования наличных денежных средств. В центре внимания финансового контроля находится прибыль от реализации продукции. Общая прибыль и рентабельность. Одним из условий соблюдения договорной дисциплины является повседневный контроль за выпуском продукции, соответствием ее заданной номенклатуре, ритмичностью производства, качеством продукции. Полная согласованность хозяйственных договоров с производственной программой способствует ритмичной работе предприятия, позволяет избежать непроизводительные расходы на уплату всевозможных штрафов, уменьшает сроки хранения готовой продукции , а также сокращает норматив оборотных средств по готовой продукции. На общий объем прибыли оказывает влияние внереализационные потерь и доходов (штрафы, пеня, неустойки). Стоимостной контроль финансов пронизывает всю деятельности предприятия.
Завершающим этапом финансового контроля на предприятии является проверок выполнения финансового плана. Эффективной формой контроля за выполнением финансового плана считается составление отчета об его использовании.
2. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
ЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Структура внутреннего контроля может быть подразделена на три составляющих: контрольная среда - набор характеристик, который определяет служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля на предприятии; система бухгалтерского учета предприятия - политика и процедуры, касающиеся соответствующей записи хозяйственных операций; процедуры контроля - специальные проверки, выполняемые персоналом предприятия. Эти три составляющие во взаимосвязи обеспечивают предотвращение, выявление и исправление существующих ошибок информации и ее искажения.
Состояние контрольной системы зависит от стиля работы руководителей, их философии и эффективной системы разъяснений целей контроля и надзора за деятельностью персонала.
Контрольная среда состоит из следующих элементов:
- политика и методы управления:
- организация структура предприятия:
- деятельность исполнительного органа:
- методы
распределения функций
- управленческие методы контроля, в том числе внутренний аудит:
- кадровая политика:
- внешние воздействия (например, проверка со стороны банковских органов).
1.1. Контрольная среда
Подход исполнительного органа к контролю оказывает наибольшее влияние на контрольную среду. Благоприятная управленческая среда характеризуется системой управления, обеспечивающей высокий уровень внутренней системы коммуникаций, способствующей эффективной работе исполнительного органа, использующего систему бюджетов и отчетов об исполнении, обеспечивающую эффективность внутреннего контроля. Помимо того предприятия, разделением обязанностей, контролем доступа к активам, документам и осуществление периодических сравнений учетных данных.
Комплектность персонала, осуществляющие функции контроля, является важнейшей характеристикой системы внутреннего контроля. Кадровые проблемы предприятия отражаются на системе внутреннего контроля. Так, частая смена бухгалтеров ведет к тому, что функции учета и контроля выполняются людьми, не имеющими достаточного опыта и делающими в силу этого больше ошибок. Новые руководители и должностные лица могут быть не в должной степени знакомы с системой учета предприятия и совершать технические и другие ошибки. Иногда служащие бухгалтерии увольняются, так как не хотят следовать некоторым процедурам учета, которые предписываются нормативами. В целом, частая сменяемость бухгалтерского персонала может быть тревожным фактом.
Очень важной характеристикой эффективной системы внутреннего контроля является должностной разделение функциональной ответственности. соответствующее разделение обязанностей является обязательным условием эффективности процедуры контроля.
Перечисленные ниже четыре вида функций должны входить в обязанности различных подразделений или различных служащих бухгалтерии.
1. Санкционированное хозяйственных операций. Эту обязанность выполняют служащие, которые имеют право санкционировать записи хозяйственных операций. Санкционированное бывает общее, касающееся определенного вида операций (например, всех продаж) или специальное (например санкционирование продажи важного актива).
2. Регистрация
хозяйственных операций. Учет и
запись операций (ведение отчетности),
в настоящее время для
3. Обеспечение сохранности активов в ходе хозяйственных операций . Подразумевается фактическое расхождение принадлежащими предприятию активами или контроль за ними.
4. Периодическое
сопоставление существующих
Несовместимость обязанностей - это такая комбинация, при которой служащий, совершивший ошибку или исказивший информацию, может скрыть этот факт в ходе своей обычной деятельности. Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы ни кто из служащих не выполнял две или более из вышеперечисленных функций. Первая и четвертая функции являются управленческими, вторая функция - учетная, а третья функция - функция хранения. Разделение этих функций между различными лицами и подразделениями имеет два преимущества: 1) труднее преднамеренно исказить информацию, так как потребовало бы сговора двух или более лиц; 2) за счет координации действий (рассмотрение различных аспектов одной и той же хозяйственной операции) легче обнаружить и исправить непреднамеренные ошибки.
Надзор является важным элементом контрольной среды. Персонал предприятия и компьютерные системы выполняют функции учета и процедуры контроля предприятия. Контролер, осуществляя надзор за работой работника по кредитованию, может, например периодически сравнивать сальдо на счетах дебиторов с итоговыми данными счета.
Контролер или должностные лица могут исправлять ошибки, найденные служащими, а также принимать и санкционировать решения, касающиеся системы учета предприятия. Надзор является важным средством управленческого контроля и условием функционирования системы внутреннего контроля в целом.
Ряд работников предприятия несет ответственность за учет и регистрацию активов и обязательств. Они должны проводить периодическое сравнение записанных сумм с данными документов, подтверждающие их существование и оценку. Служащие бухгалтерии могут осуществлять периодическое сравнение. При этом лица, проводящие сравнения, не должны заниматься санкционированием соответствующих хозяйственных операции, учетом и регистрации операций или отвечать за хранение активов.
Периодически проверяется наличие денежных средств в кассе, ценных бумаг, подтверждаются суммы на счетах к получению и на счетах к оплате, а также другие операции. Цель этих операций - определить, отражает ли бухгалтерская документация активы и пассивы предприятия. При частых сопоставлениях легко обнаружить ошибки в бухгалтерских документах. Очевидно, что частота проведения сопоставлений должна определятся соотношением затрат и прибыли. Очень частые (например, раз в неделю) подсчет, сопоставление и подтверждение активов обычно не делаются, кроме исключительных случаев (очень большая ценность активов, большая вероятность потерь или ошибок).
1.2. Направления и процедуры контроля
На предприятиях применяются процедуры контроля. Процедуры контроля направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть в процессе учета хозяйственных операций. Существует много различных процедур контроля, каждая из которых должна предотвращать ошибки определенного вида (или нескольких видов) и искажений информации, представленной в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные категории ошибок и исправлений
Категории ошибок и искажений |
Пример |
Записаны хозяйственные операции, которых не было в действительности; |
Продажи и обязательства не существующих заказчиков; |
Фактически совершенные хозяйственные операции не записаны на счетах ; |
Не зафиксирована отгрузка партии товаров заказчику; |
Совершены и записаны несанкционированные операции; |
Продажа в кредит несанкционированна, но товары отгружены и заказчику выставлен счет без требования предварительной оплаты; |
Продолжение табл.1.1
Категории ошибок и искажений |
Пример |
Хозяйственные операции зафиксиро-ваны не на тех четах; |
Продажа филиалу отражена как продажа сторонним организациям, или сумма занесена на другой дебиторский счет; |
Записанные суммы не точны; |
Заказчику выставлен счет и записана неверная сумма продажи, так как отгруженное количество и количество на счете не совпадают и зафиксирована цена за единицу другого продукта; |
Учет хозяйственных операций не завершен; |
Данные о продажах в целом отражены на бухгалтерских счетах, но некоторые из них не отражены на соответствующих субсчетах дебитор-ской задолженности; |
Хозяйственные операции учтены не на тот период. |
Отгрузка товара в январе (следующего года) записана как продажа, и предъявление счетов к оплате отнесено на декабрь. Отгрузка за декабрь записана как продажа в январе, и предъявление счетов к оплате отнесено на январь. |
Вместо длинных перечислений процедур контроля на данном этапе рекомендуется исследовать направления, для достижения которых применяются процедуры контроля. Хозяйственные операции всех видов должны контролироваться по семи основным направлениям, обозначенным в таблице 1.2. Каждому направлению соответствует тип основных ошибок и искажений перечисленных в таблице 1.1.
таблица 1.2.
Направления внутреннего контроля