Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:45, реферат
Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков. Применение таких категорий, как цена, прибыль, финансы, кредит, приводит к необходимости применения особой формы финансового контроля, основанного на использовании стоимостных категорий. В современных условиях этот контроль приобретает все большее соответствие.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учетных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (или акты инвентаризации) не менее, в двух экземплярах т более.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающего полноту и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, это значит - обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку)части этих ценностей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные проверки. Контрольные проверки правильности инвентаризации, проводимое в межинвентаризационный период, осуществляется инвентаризационными комиссиями по распоряжения руководителя организации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактами наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов)
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на четах виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал от взыскания убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
Оценка имущества и обязательств проводится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости изготовления.
Наличие амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в учетном периоде.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервированная, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет по валютным счета организации и операциям в иностранной валюте ведется в дублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банке Российской Федерации на дату совершения операции.
2. СИСТЕМА ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ
Внутренний контроль необходимо отличать от внешнего контроля. С развитием рыночных отношений понятие контроля неразрывно связано с понятием аудита.
2.1. Аудит
Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и логику и основывается на структурном подходе к принятию решений. Он не является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают и оценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений.
Независимая оценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю (аудиту).
Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев (акционеров), государство, в лице налоговой службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки.
Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определены Временными правилами “Аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Согласно этих правил аудиторская деятельность (аудит) - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность.
1. Независимость
выражается в том, что при проведении
аудиторской проверке и
Исходя из этого принципа, в соответствии с Временным положением “Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители дети супругов);
б) аудиторскими фирмами:
- в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственники, акционерами;
- в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
2. Обязательность.
Как установлено Временным
Обязательная проверка может проводиться по поручению государственных органов. Это могут быть органы дознания и следователь, которые при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновляемого производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обязательствам, послужившим основанием дела для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновлению производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок поведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
2.2. Государственный контроль.
Переход к рыночным отношениям тесным образом связан с введением целой налоговой системы, способной обеспечить концентрацию в руках государства финансовых ресурсов, необходимых для решения задач экономического и социального развития страны. Создана единя система контроля. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации создана государственная налоговая служба.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, а также Государственные налоговые службы субъектов, входящих в состав Российской Федерации Государственные налоговые инспекции областей, регионов и городов имеют право:
- производить
в министерствах и ведомствах
и ведомствах, на предприятиях, в
учреждениях и организациях
- обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их нахождения производственные склады, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций;
- требовать
от руководителей и других
должностных лиц проверяемых
предприятий, учреждений, организаций
устранения выявленных
- приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производства осмотра документов, фиксируя их содержание. Основанием для изъятия соответствующего документа является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
- применять к предприятиям, учреждениям, организациям финансовые санкции в виде всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (заниженный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении в двойном размере; десяти процентов причитающихся сумм налогов или платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или иного объекта налогообложения;
- в бесспорном
порядке взыскивать в бюджет
недоимки, а также суммы штрафов
и иных санкций, предусмотренных
Законом “О Государственной
- предъявлять в суде и арбитраже иски, о признании недействительной регистрации предприятий, в случае нарушения установленного порядка регистрации, о признании сделок недействительными и взыскание в доход государстве всего полученного по таким сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;
- налагать
административные штрафы на
Должностные лица Государственных налоговых инспекций обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законодательные акты Российской Федерации и субъектов, входящих в состав Российской Федерации.
2.3 Контроль банков.
С целью контроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на предприятиях и организациях банки проводят проверки соответствия ведения кассовых операций на предприятии Положению N 40 “О порядке ведения кассовых операций в народном хозяйстве”, утвержденному Центральным банком Российской Федерации 22 сентября 1993 года, а именно:
- созданы
ли условия, необходимые для обеспечения
и сохранности денежных
- полноту
и своевременности
- понтону
оприходования других
- правильность
оформления приходных и