Контрольная работа по "Безопасности предприятия в сфере коммерции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Многие согласятся с тем, что совершенно безразлично, будет ли предприятие разорено бандитами, вымогателями, штрафами налоговой инспекции, либо в результате недобросовестных действий деловых партнеров, конкурентов или собственного персонала, - в любом случае оно может прекратить свое существование. Следовательно - речь надо вести об обеспечении безопасности деятельности организации.

Содержание работы

Правовое обеспечение безопасности предприятия в сфере коммерции в России……………………………………………………………..3
Лояльный персонал как элемент безопасности предприятия…11
Практическое задание…………………………………………….20
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

КР по безопасности в коммерции.docx

— 136.93 Кб (Скачать файл)

Первым шагом по обеспечению  безопасности бизнеса, будет установление четкого понимания того что, где и когда может угрожать. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • что необходимо охранять (имущество, информацию, ценные бумаги, непосредственно персонал фирмы)?
  • кто может представлять угрозу (преступные группы, персонал самого предприятия, спецслужбы)?
  • как может быть осуществлена угроза (проникновение в помещение с улицы, использование персонала в корыстных целях и т.д.)?
  • сопоставимы ли стоимость охраняемых объектов и стоимость охраны?

Прежде  всего, следует определить объект защиты. Например, предприятие занимается исключительно  торговой деятельностью.

Что может подлежать защите в этом случае?

Товар. Причем защита требуется всегда - в торговом зале, на складе, в дороге (при перевозке) т.д. Кроме того, если продаваемая продукция стала широко известной, и сама привлекает покупателей, тогда они также должны являться объектом внимания и защиты. Не стоит забывать и о работающих  сотрудниках.

Затем, отвечаем на вопрос: зачем?

Требуется определить цель построения системы безопасности предприятия и задачи, которые при этом должны решаться.

В рассматриваемом  нами примере торгового предприятия  ответ будет выглядеть так:

Товар - требуется обеспечение сохранности, необходимо принять меры для предотвращения кражи, порчи товара, в том числе и умышленной.

Методы продажи (и другие секреты фирмы в области работы с клиентом) - требуется защита от навязчивого интереса конкурентов. Ведь именно  эксклюзивность обеспечивает предприятию дополнительный доход, способствует привлечению новых клиентов.

Персонал - часто возникает необходимость обеспечения физической или психологической защиты.

Следующий вопрос: от кого?

Ответив на этот вопрос, можно определить источники опасности.

В рассматриваемом  нами случае:

Товар требуется защищать: от покупателей-воришек (в торговом зале), от небрежности персонала (продавцов, грузчиков) - неумышленная или умышленная порча товара, от грабителей - в дороге. Кроме того, необходима защита и от природных катаклизмов - если склад, например в результате сильного ливня, будет затоплен, то Вы понесете весьма ощутимые убытки.

Секреты фирмы защищаются в основном от конкурентов, но иногда требуется защита и от не в меру любопытных собственных сотрудников.

Персонал - в основном от разного рода преступных посягательств, таких как, например: вооруженное ограбление, угроза похищения или убийства, психологический террор, шантаж, вымогательство.  

Последний вопрос: как?

Ответив на этот вопрос можно определить методы и средства защиты, иногда  с привлечением услуг специалистов-профессионалов.

Используя результаты проведенного  анализа, можно приступить к планированию работ по обеспечению безопасности предприятия:

  • определить необходимые организационные и технические меры;
  • рассчитать стоимость затрат;
  • оценить эффективность проводимых мероприятий.

Безопасность предпринимательской  деятельности, это часто личная безопасность - и лучше предупредить возможные неприятности, чем решать возникающие проблемы. Многие риски в предпринимательской деятельности можно просчитать заранее. Лучше всего задуматься о безопасности  бизнеса в тот момент, когда пришла идея создать свое предприятие. Потратить некоторое количество сил и средств на начальном этапе и исправить свои возможные просчеты и ошибки на бумаге, когда представление о том, что такое бизнес, как он выглядит, как будет развиваться, еще только формируется, - значительно проще и дешевле чем ломать уже выстроенный и работающий механизм.

 

 

    1. Лояльный персонал как элемент безопасности предприятия

 

Любая компания, желающая выжить в  долгосрочной перспективе, должна заботиться о лояльности своего персонала. Такая  необходимость обусловлена, во-первых, тем, что это качество сотрудников  является условием формирования у них  высокой профессиональной мотивации, которая, в свою очередь, отражается на всех сторонах деятельности. Лояльные работники готовы смириться с  временными трудностями компании, принять  необходимые организационные перемены. Такие сотрудники дорожат своим  рабочим местом именно в этой компании. Они не только сами стремятся как  можно лучше выполнить свою работу, но нередко побуждают к этому  и своих коллег. Только лояльные сотрудники готовы творчески подходить  к решению возникающих проблем, брать на себя ответственность, прикладывать все усилия для достижения целей  компании. Лояльность определяет ожидания, установки работников, особенности  их рабочего поведения. Лояльные сотрудники используют все ресурсы и резервы  для достижения максимальных результатов  работы. Они способны по собственной  инициативе заниматься самообразованием, обращаться за консультацией к специалистам. Во-вторых, лояльность является важным условием безопасности компании, оказывающим  существенное влияние на благонадежность  работников. Например, не могут быть нелояльными к компании, и в  частности к руководству, секретарь, сотрудники службы безопасности компании, руководители всех уровней управления. В целом связь лояльности и  жизнеспособности компании можно изобразить схематически на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Взаимосвязь лояльности персонала  и жизнеспособности компании.

Поскольку тема лояльности достаточно нова для отечественной научно-практической литературы, есть необходимость определить это понятие. Лояльность иногда отождествляют  с благонадежностью персонала, однако, эти понятия несинонимичны. Теоретическая неточность может привести к определенным практическим ошибкам в работе с персоналом. Примером такой ошибки служит попытка изучать лояльность вновь принимаемого на вакантную должность претендента, вместо того чтобы сосредоточить внимание на личностных предпосылках благонадежности. Итак, благонадежность сотрудника определяется как соблюдение (стремление соблюдать) человеком правовых и моральных норм, принятых в данной группе. Благонадежность иногда трактуют как законопослушность. Благонадежность, таким образом, выступает как характеристика, особенность личности.

Лояльность — это принятие, положительное отношение человека к чему-то конкретному. Специалисты отмечают, что основой лояльности является желание быть полезным, преданность, избегание того, что может навредить. Персонал может быть лоялен к руководству компании, клиенты — по отношению к компании, предоставляющей услуги. Если сотрудник лоялен к руководителю, то это предполагает признание высокого уровня его компетентности, уважение, авторитет руководителя в глазах этого человека. Иногда такая лояльность включает чувство симпатии, сочувствия, готовность жертвовать своими интересами. Лояльность клиентов, потребителей компании связана с признанием высокого качества ее товаров, услуг, доверием к персоналу этой компании. Следовательно, лояльность является показателем отношения личности к определенному объекту.

Обязательные атрибуты лояльности:

  • честность по отношению к объекту лояльности;
  • разделение с объектом лояльности основных убеждений, ценностей;
  • переживание за успех лояльности;
  • открытая демонстрация лояльности, доброжелательное отношение;
  • готовность предупредить опасность для объекта лояльности;
  • готовность при необходимости идти на определенные жертвы в пользу объекта лояльности;
  • чувство гордости за причастность к объекту лояльности (например, за принадлежность к числу сотрудников компании);
  • стремление наилучшим образом исполнять обязанности, функции, миссию, возложенные на человека объектом лояльности.

Близкими по значению являются лояльность и преданность, верность. Преданность  может рассматриваться как высший уровень лояльности.

В каждом конкретном случае, применительно  к отдельным людям и в отношении  различных объектов лояльность и  благонадежность могут сочетаться по-разному:

  • благонадежен и лоялен (например, работник стремится честно выполнять все нормы и предписания и с большим уважением относится к руководству);
  • неблагонадежен, но лоялен (человек, имеющий склонность к воровству, мошенничеству, но по определенным причинам признающий авторитет и компетентность руководства компании);
  • благонадежен, но не лоялен (в целом очень законопослушный сотрудник может быть крайне нелоялен к компании, осознав несправедливое отношение к себе со стороны руководства);
  • неблагонадежен и нелоялен (пожалуй, самое опасное сочетание, когда склонность к нарушению норм усиливается негативным отношением к компании, ее руководству).

С точки  зрения изучения лояльности работников компании, построения прогнозов их поведения, планирования мероприятий, направленных на повышение лояльности, большое практическое значение имеет  представление об уровнях лояльности.

Шкала имеет нулевую точку, обозначающую так называемую нулевую лояльность. Наличие этой точки принципиально важно, поскольку демонстрирует, что отсутствие лояльности не является нелояльностью. Нулевая лояльность может быть у постороннего человека, не сформировавшего своего отношения к определенному объекту. Близкой к этой отметке может быть лояльность к компании у человека, поступающего туда на работу, но не информированного об особенностях ее корпоративной культуры (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Уровни лояльности.

 

Выше нулевой отметки на  шкале  будут уровни лояльности, а ниже — нелояльности. Рассмотрим эту  шкалу, начиная с низших точек, т. е. с нелояльности. Здесь можно  различать два уровня: скрытая (тайная) нелояльность и демонстративная (открытая). Психологи указывают на следующие признаки демонстративной нелояльности:

  • ложь, обман;
  • сарказм, высмеивание, демонстративное пренебрежение к ценностям, которые важны для объекта лояльности;
  • потребительское отношение, преимущество личных интересов;
  • нарушение достигнутых договоренностей и т. п.

Опасность, исходящая от нелояльных сотрудников, связана с их влиянием на других людей. Они разрушают ценности и убеждения своих коллег, порождают  сомнения в целесообразности определенных действий.

Скрытая нелояльность проявляется так: будучи на виду, люди исправно выполняют предписываемые правила и требования, но причина такого поведения — не положительное отношение, а опасения наказания или ожидание вознаграждения. Зачастую именно те сотрудники, которые имеют скрытую нелояльность, распространяют негативные корпоративные слухи и сплетни.

На организационном уровне следствием нелояльности сотрудников является высокая текучесть персонала. А  это, в свою очередь, увеличивает  затраты на поиск, наем и обучение новых работников, повышает риск утечки коммерческой тайны и прочие издержки. Поэтому некоторые компании предпринимают  попытки реализации программ удержания  сотрудников. Целью таких мероприятий, по сути, является повышение уровня лояльности персонала.

Выше нулевой точки на шкале  представлены уровни лояльности. Чем  выше уровень, тем выше степень вовлеченности  и преданности сотрудника.

Первый уровень — это лояльность на уровне внешних атрибутов. С такой лояльностью человек готов носить отличительные символы и знаки компании, фирменную одежду, знаки, символизирующие статус в компании (например, продавец, старший продавец, продавец-инструктор). При этом внешние атрибуты не позволяют их обладателю демонстрировать нелояльное поведение. Пока он на виду, человек будет воспроизводить обусловленное этими атрибутами поведение. В компаниях, специализирующихся на реализации определенных товаров, этот уровень лояльности предполагает, что работники компании становятся активными потребителями этих товаров. Верно и обратное утверждение: побудив к потреблению товаров, мы повышаем уровень лояльности людей. Этот принцип активно используется, например, в сетевом маркетинге.

Лояльность на уровне поступков, поведения связана с соблюдением ритуалов, традиций, обычаев, принятых в компании. Такими традициями могут быть особая тональность в обращении с клиентами, формальные и неформальные собрания (вечеринки) и т. п. Сотрудники, лояльные к компании на таком уровне, с энтузиазмом или как минимум без затруднений участвуют в таких мероприятиях. Но здесь возникает сложность, связанная с тем, что в коллективе могут быть негативные традиции. Именно они становятся причиной лояльного в отношении конкретной группы, но не лояльного в целом для компании поведения. Очевидно, лояльность на уровне действия связана и с профессиональной компетентностью. Лояльный сотрудник стремится овладеть необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками, продуктивными стереотипами деятельности. Такое стремление, как правило, приводит к повышению эффективности деятельности. И наоборот, отсутствие желания учиться, можно рассматривать как один из признаков более низкого уровня лояльности. Для данного уровня лояльности характерна дисциплинированность. При этом сотрудники выполняют требования дисциплины не столько из-за опасности наказания, сколько в силу своего отношения к компании и ее руководству.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности предприятия в сфере коммерции"