Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:26, контрольная работа
На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня - инновации, вчера - объединения и поглощения и т.д.), в учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос: как правильно их посчитать?
1. Классификация затрат_________________________________________3
2. Этапы разработки системы управления затратами__________________
3. Типичные ошибки в управлении затратами_________________________
Список использованных источников_________________________________
Содержание
1. Классификация затрат__________
2. Этапы разработки системы
управления затратами__________
3. Типичные ошибки в
управлении затратами__________
Список использованных источников____________________
1. Классификация затрат
На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня - инновации, вчера - объединения и поглощения и т.д.), в учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос: как правильно их посчитать?
В последнее время многие
руководители приходят к выводу, что
период получения сверхприбыли без
должного контроля затрат завершился.
Конкуренция усиливается, все больше
предприятий применяют
В условиях ограниченности
ресурсов, когда предприятие не может
постоянно увеличивать
Теоретически существуют 3 варианта действий, позволяющих увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать затраты. При первом варианте компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. При втором - рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, т.е. оптимизировать затраты - третий вариант. Тем не менее на некоторых вещах, например, рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование сломается, денег не заработать.
Однако снижение затрат не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты и т.п.), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.
Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.
1. Эффективные и неэффективные
затраты. С точки зрения
- эффективные - связанные
с получением доходов от
- неэффективные - связанные
с потерями и отсутствием
Разумеется, неэффективные (непроизводительные) затраты необходимо снижать в первую очередь. Для этого нужно определить допустимый уровень технологических потерь и установить ответственность за его превышение.
Определить непроизводительные
расходы позволяет нормирование
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов. Для ресурсов,
имеющих в структуре затрат предприятия
значительный удельный вес, необходимо
устанавливать нормы и
Другое возможное направление
сокращения затрат - это анализ эффективности
вспомогательных работ на предприятии
и привлечение сторонних
В отдельных случаях предприятию,
наоборот, выгоднее создать вспомогательные
структуры или новые
2. Релевантные и нерелевантные
затраты. Руководителю важно
- релевантные - затраты,
на которые принимаемое
- нерелевантные - затраты,
которые не зависят от
К примеру затраты прошлых
периодов являются нерелевантными, поскольку
никакие решения уже их не изменяют,
а т.н. альтернативные издержки (потери,
которые может понести
На примере уже описанной выше типографии рассмотрим такую ситуацию. Планируя расширить спектр услуг, типография купила полиграфическое оборудование и выделила помещение для организации нового вида деятельности. Однако ситуация на рынке резко ухудшилась и спрос на эти услуги существенно снизился. Руководителю предприятия нужно принять решение о запуске нового производства (для этого надо приобрести еще оборудование и нанять дополнительный персонал) или отказе от него. В данном случае затраты на станок будут нерелевантными, т.к. предприятие их уже понесло и принятое решение их не изменит. А площади, выделенные под новую деятельность, можно использовать иначе. Например, сдать в аренду. Сумма арендной платы при этом должна рассматриваться в качестве альтернативных, т.е. релевантных издержек (выгода, от которой отказывается типография в случае запуска проекта).
3. Постоянные и переменные
затраты. В зависимости от
- переменные, которые прямо
пропорциональны объемам
- постоянные, которые не
зависят от объема
- смешанные, которые содержат в себе как постоянную, так и переменную части.
Это разделение помогает оптимизировать затраты, особенно постоянные, когда определяется их структура, выявляются излишние постоянные затраты. Например, в производственной компании при проведении анализа постоянных затрат было выявлено, что значительные средства тратятся на аренду склада, который большую часть времени не используется даже на 50%. Было принято решение об аренде склада меньшей площади. В практике данная классификация не слишком популярна, что иногда приводит к отрицательным последствиям.
Классификация затрат на переменные
и постоянные является основой операционного
анализа «затраты - объем - прибыль»,
который позволяет находить критический
объем продаж, или точку безубыточности,
в которой суммарный объем
выручки равен суммарным
4. Прямые и косвенные
затраты. По способу отнесения
на себестоимость продукции
- прямые - это расходы,
которые можно непосредственно
отнести на конкретный вид
продукции, работы, услуги. К ним
относятся затраты на сырье
и материалы, заработную плату
основных производственных
- косвенные - это расходы,
которые не имеют прямой связи
с конкретным видом продукции.
К косвенным затратам
Если предприятие производит один продукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми. Важно понимать, что распределение на прямые и косвенные расходы не соответствует разделению на постоянные и переменные затраты [8, с.255].
С развитием технологий,
усложнением организационных
Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, т.е. посчитать ее себестоимость.
Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение трех шагов:
1 шаг - определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.
2 шаг - выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу продукции путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции в натуральных единицах измерения.
3 шаг - суммирование всех прочих
расходов, произведенных за период, и отнесение
их к конкретным видам продукции (разделение
накладных расходов по видам продукции).
Классическими представителями таких
«прочих расходов» являются расходы на
содержание и ремонт оборудования, зданий,
сооружений, заработная плата административно-
2. Этапы разработки системы управления затратами
Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:
- подразделения предприятия,
связанные с осуществлением
- подчиненность этих
- сфера их ответственности;
- взаимосвязь с другими подразделениями;
- функциональные обязанности для каждой должности;
- документооборот,
Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п.
Отдельно финансово-
- центров затрат - подразделений, которые осуществляют расходы;
- ответственности - в т.ч. материальной;
- норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;
- образцов первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т.п.;
- регламента предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.
Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.
Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.
Этап 4. Оперативный контроль
расходов. Оперативный контроль расходов
- это функция сотрудников
- фиксирование затрат на рабочих местах в центрах затрат;
- сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;
Информация о работе Контрольная работа по "Экономике предприятия"