Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа
Развитие и размещение отраслей НГК обусловлено влиянием ряда факторов:
- сырьевой фактор оказывает огромное воздействие на размещение всех отраслей НГК. Энергетический фактор также важен для НГК.
- водный фактор играет особую роль при размещении предприятий НГК, так как вода используется для вспомогательных целей.
- трудовой фактор влияет на размещение трудоемких отраслей НГК.
Вопрос 1. Каковы экономические границы и факторы, определяющие размещение отраслей нефтегазового комплекса (НГК)? 3
Вопрос 2. Какие особенности характерны для нефтяной и газовой промышленности? 7
Вопрос 3. Каковы задачи, функции, организация и формы государственного регулирования в НГК? 11
3.1 Органы и формы государственного регулирования НКГ и их функции 11
3.2 Государственное регулирование естественных монополий 14
Вопрос 4. Какие существуют рынки углеводородной продукции? 17
Список литературы 20
Главными из этих обязанностей являются:
Основной функцией Федеральной энергетической комиссии является установление размеров цен на газ и электроэнергию, а также тарифов на транспортировку нефти и газа по трубопроводам.
Министерство природных ресурсов располагает полномочиями в области лицензирования недр, подготовке и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере недропользования.
В настоящее время нефтяная промышленность представлена 12 вертикально интегрированными компаниями (ВНИК). Вертикальная интеграция предусматривает производственное и организационное объединение в рамках единой собственности процессов, обеспечивающих поиск, разведку, строительство скважин, добычу, переработку, транспортировку и сбыт продукции.
Сегодня в нефтяной промышленности функционируют 4 разновидности ВИНК:
Организация управления НГК России может быть представлена следующей схемой (см. рис. 1). Формы государственного управления достаточно разнообразны. Помимо прямого и косвенного управления государство оказывает влияние на субъектов хозяйственной деятельности через государственные компании.
Рис. 1. Схема организации управления НГК России.
Реформирование нефтегазового комплекса способствует образованию холдинговых компаний.
Существующие холдинги, действующие на территории РФ подразделяют на 3 группы: государственные – у них доля государственной собственности в уставном капитале составляет 100% (пример: «Транснефть»), частично государственные – у них доля собственности государства составляет 38% - 51% (пример: «Роснефть»), новые холдинги, созданные без участия государства.
Цели государственного регулирования естественных монополий:
Методы госрегулирования цен на продукцию естественных монополий.
Антимонополистическая деятельность государства подразумевает следующие мероприятия:
Основой антимонопольного регулирования является закон от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федерального закона «О защите конкуренции». Они запрещает фирмам:
К антиконкурентной деятельности также относится ограничение цен, объёмов производства, территориальный раздел рынка и ассортимента продукции. В случае недобросовестной конкуренции антимонопольный комитет выдаёт предприятиям предписание обязательное к выполнению.
Соглашение между конкурентами противоправно, если они имеют общую долю на рынке более 35%. Картельные соглашения допускаются, если они ведут к росту качества и конкурентоспособности товаров.
Вертикальная интеграция может подрывать конкуренцию на рынке и наоборот противостоять доминирующей фирме. Поэтому вопрос о существовании этой интеграции решается антимонопольным комитетом индивидуально в каждом конкретном случае.
Если рыночная доля фирмы от 35 до 65%, то антимонопольный орган должен доказать, что она доминирующая. Если же доля больше 65%, то теперь фирма должна доказать, что она не доминирующая. При этом значение доли должно быть стабильной в течение нескольких периодов.
Таким образом, в целях государственного управления ТЭК было создано Министерство энергетики РФ, Министерство использования природных ресурсов и Федеральная энергетическая комиссия.
Рынок как экономическая категория является теоретическим выражением определенных общественных отношений. Существует несколько определений рынка, каждое из которых характеризует ту или иную его сторону. В общем случае под рынком понимают совокупность производственных отношений, складывающихся между производителем и потребителем товаров и услуг путем обмена.
Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.
Обязательным условием рынка является обмен товарами или услугами. Рынки углеводородной продукции по своему типу относятся к сырьевым. По территориальному признаку рынки углеводородной продукции могут быть: местный, региональный, национальный, мировой.
Также рынки углеводородной продукции делятся по видам продукции, т.е. например важнейшими представителями группы рынка углеводородных газов являются природный газ, попутные газы нефтедобычи, сжиженные газы, широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), каждый вид продукции может характеризоваться отдельным рынком.
Также рынки углеводородной продукции делятся по уровню конкуренции на рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии, олигополии.
Рынок совершенной конкуренции
– это рыночная структура, при
которой на рынке нет соперничества
между многочисленными
Рынок монополистической
конкуренции – рынок
Рынок олигополистической конкуренции – рынок, на котором небольшое количество продавцов осуществляет стратегическое взаимодействие и торгует с множеством покупателей.
Покупатели при данных структурах влияния на цену товара не оказывают из-за своей многочисленности.
Монополистический рынок – это рынок, на котором существует единственный продавец определённого товара.
В табл. 1 приведем сравнительные характеристики четырёх основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка.
Таблица 1
Характеристик основных рыночных структур
Параметры структуры рынка |
Совершенная конкуренция |
Монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Численность продавцов на рынке и их рыночная доля |
Много продавцов, с малыми долями |
Один продавец |
Много продавцов, с малыми долями |
Несколько продавцов с большими долями |
Характеристика товара |
однородные |
Нет близких Товаров- заменителей |
неоднородны (дифференцированы) |
однородны и неоднородны |
Барьеры входа на рынок |
нет |
Технологические или другие барьеры блокирующие вход |
нет |
Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны |
Рассматривая российские рынки углеводородов, можно сделать вывод, что рынок природного газа является монополистическим, т.к. на рынке природного газа ведущим являются ОАО «Газпром» (90,5 % от всего объема производства).
Что касается продукции ВИНК, то можно говорить о том, что в целом по России она (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары, Саратова и, может быть, еще нескольких городов, где много продавцов, а потому эти региональные рынки нефтепродуктов можно отнести к рынкам свободной монополистической конкуренции) реализуется на региональных или зональных олигополистических, а подчас и монополистических рынках.
Таким образом, рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг. Рынки углеводородной продукции по своему типу относятся к сырьевым. По территориальному признаку рынки углеводородной продукции могут быть: местный, региональный, национальный, мировой. Также рынки углеводородной продукции делятся по видам продукции. рынки углеводородной продукции делятся по уровню конкуренции на рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии, олигополии
Информация о работе Контрольная работа по "Организации производства"