Контрольная работа по "Организации производства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Развитие и размещение отраслей НГК обусловлено влиянием ряда факторов:
- сырьевой фактор оказывает огромное воздействие на размещение всех отраслей НГК. Энергетический фактор также важен для НГК.
- водный фактор играет особую роль при размещении предприятий НГК, так как вода используется для вспомогательных целей.
- трудовой фактор влияет на размещение трудоемких отраслей НГК.

Содержание работы

Вопрос 1. Каковы экономические границы и факторы, определяющие размещение отраслей нефтегазового комплекса (НГК)? 3
Вопрос 2. Какие особенности характерны для нефтяной и газовой промышленности? 7
Вопрос 3. Каковы задачи, функции, организация и формы государственного регулирования в НГК? 11
3.1 Органы и формы государственного регулирования НКГ и их функции 11
3.2 Государственное регулирование естественных монополий 14
Вопрос 4. Какие существуют рынки углеводородной продукции? 17
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Экономика отрасли.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Главными из этих обязанностей являются:

  • формирование прогнозов социально-экономического развития отраслей ТЭК;
  • осуществление полномочий по лицензированию видов деятельности организаций ТЭК;
  • участие в совершенствовании хозяйственного механизма регулирования работы организаций ТЭК;
  • разработка предложений по законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность ТЭК.

Основной функцией Федеральной  энергетической комиссии является установление размеров цен на газ и электроэнергию, а также тарифов на транспортировку  нефти и газа по трубопроводам.

Министерство природных ресурсов располагает полномочиями в области лицензирования недр, подготовке и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере недропользования.

В настоящее время  нефтяная промышленность представлена 12 вертикально интегрированными компаниями (ВНИК). Вертикальная интеграция предусматривает производственное и организационное объединение в рамках единой собственности процессов, обеспечивающих поиск, разведку, строительство скважин, добычу, переработку, транспортировку и сбыт продукции.

Сегодня в нефтяной промышленности функционируют 4 разновидности ВИНК:

  1. ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз» - они базируются на корпоративной собственности.
  2. Нефтяная компания «Роснефть» - она находится под контролем государства.
  3. НК «Сиданко», НК «ЮКОС» и ТНК (транснефтяная компания) – они находятся под контролем финансово-промышленных групп.
  4. «Татнефть», «Башнефть» - под контролем субъектов федерации.

Организация управления НГК России может быть представлена следующей схемой (см. рис. 1). Формы государственного управления достаточно разнообразны. Помимо прямого и косвенного управления государство оказывает влияние на субъектов хозяйственной деятельности через государственные компании.

 

 



 

 




















 





 


 





 


 

Рис. 1. Схема организации управления НГК России.

 

Реформирование нефтегазового  комплекса способствует образованию  холдинговых компаний.

Существующие холдинги, действующие на территории РФ подразделяют на 3 группы: государственные – у них доля государственной собственности в уставном капитале составляет 100% (пример: «Транснефть»), частично государственные – у них доля собственности государства составляет 38% - 51% (пример: «Роснефть»), новые холдинги, созданные без участия государства.

3.2 Государственное регулирование естественных монополий

 

Цели государственного регулирования естественных монополий:

  1. Баланс интересов потребителей и монополии.
  2. Формирование структуры тарифов на основе принципов справедливого  отнесения издержек на себестоимость продукции (услуги).
  3. Стимулирование монополии к сокращению затрат и повышению качества.
  4. Создание условий для развития конкуренции.

Методы госрегулирования цен на продукцию естественных монополий.

  1. Ценообразование по предельным издержкам (эффективное). Оно обеспечивает Паретто-эффективное равновесие и позволяет монополии получать нормальную прибыль при постоянной или убывающей отдаче от масштаба производства. Если отдача положительная, то предельные издержки снижаются. Они всегда будут меньше средних, что вынуждает государство субсидировать фирму. Сложность – асимметричность информации между фирмой и регулирующим органом и отсутствие стимулов у фирмы к снижению затрат.
  2. Цена по Рамсею (справедливое ценообразование). Цены устанавливаются на уровне средних издержек. Монополист не получает прибыли и не несет убытков. Государственного субсидирования не требуется.
  3. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Оно применяется если есть колебания спроса во времени и продукцию нельзя хранить. Высокие цены назначаются в периоды пикового спроса (в цене учитываются постоянные издержки), а низкие в прочие периоды. Это выравнивает спрос и повышает эффективность использования производственных мощностей во времени.
  4. Ценообразование с нормальной прибылью. Устанавливается норма рентабельности к издержкам.

Антимонополистическая деятельность государства подразумевает  следующие мероприятия:

  • контроль рыночного поведения фирм, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%;
  • предупреждение и пресечение деятельности монополистов;
  • запреты на слияние фирм, оперирующих на одном рынке;
  • распад «материнской» компании с выделением экономически независимых друг от друга фирм одного рынка;
  • расширение границ реализации продукции и вход на рынок фирм с товарами той же группы, произведенными в других регионах;
  • расширения географических границ товарных рынков;
  • перепрофилирование действующих предприятий на выпуск продукции,  пользующейся спросом;
  • развитие малого предпринимательства;
  • снижение правовых, административных, экологических и прочих барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Основой антимонопольного регулирования является закон от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» и Федерального закона «О защите конкуренции». Они запрещает фирмам:

  1. создавать товарный дефицит для повышения цен;
  2. навязывать потребителю не выгодные условия договора;
  3. осуществлять дискриминацию по цене;
  4. создавать барьеры входа;
  5. нарушать порядок ценообразования, установленный нормативными актами;
  6. устанавливать монопольно высокие и низкие цены;
  7. прекращать безубыточное производство товаров повышенного спроса;
  8. отказывать отдельным покупателям в продаже продукции.

К антиконкурентной деятельности также относится ограничение  цен, объёмов производства, территориальный  раздел рынка и ассортимента продукции. В случае недобросовестной конкуренции  антимонопольный комитет выдаёт предприятиям предписание обязательное к выполнению.

Соглашение между конкурентами противоправно, если они имеют общую  долю на рынке более 35%. Картельные соглашения допускаются, если они ведут к  росту качества и конкурентоспособности  товаров.

Вертикальная интеграция может подрывать конкуренцию  на рынке и наоборот противостоять доминирующей фирме. Поэтому вопрос о существовании этой интеграции решается антимонопольным комитетом индивидуально в каждом конкретном случае.

Если рыночная доля фирмы  от 35 до 65%, то антимонопольный орган  должен доказать, что она доминирующая. Если же доля больше 65%, то теперь фирма должна доказать, что она не доминирующая. При этом значение доли должно быть стабильной в течение нескольких периодов.

Таким образом, в целях государственного управления ТЭК было создано Министерство энергетики РФ, Министерство использования природных ресурсов и Федеральная энергетическая комиссия.

 

Вопрос 4. Какие существуют рынки углеводородной продукции?

 

Рынок как экономическая  категория является теоретическим  выражением определенных общественных отношений. Существует несколько определений рынка, каждое из которых характеризует ту или иную его сторону. В общем случае под рынком понимают совокупность производственных отношений, складывающихся между производителем и потребителем товаров и услуг путем обмена.

Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.

Обязательным условием рынка является обмен товарами или  услугами. Рынки углеводородной продукции по своему типу относятся к сырьевым. По территориальному признаку рынки углеводородной продукции могут быть: местный, региональный, национальный, мировой.

Также рынки углеводородной продукции делятся по видам продукции, т.е. например важнейшими представителями  группы рынка углеводородных газов являются природный газ, попутные газы нефтедобычи, сжиженные газы, широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), каждый вид продукции может характеризоваться отдельным рынком.

Также рынки углеводородной продукции делятся по уровню конкуренции на рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии, олигополии.

Рынок совершенной конкуренции  – это рыночная структура, при  которой на рынке нет соперничества  между многочисленными продавцами и между многочисленными покупателями.

Рынок монополистической  конкуренции – рынок многочисленных покупателей и продавцов (как  минимум 25 субъектов), совершающих сделки в широком диапазоне цен при  отсутствии реакции конкурентов  на рыночное поведение друг друга.

Рынок олигополистической конкуренции – рынок, на котором небольшое количество продавцов осуществляет стратегическое взаимодействие и торгует с множеством покупателей.

Покупатели при данных структурах влияния на цену товара не оказывают из-за своей многочисленности.

Монополистический рынок – это рынок, на котором существует единственный продавец определённого товара.

В табл. 1 приведем сравнительные  характеристики четырёх основных типов  рыночных структур по параметрам структуры  рынка.

Таблица 1

Характеристик основных рыночных структур

Параметры структуры  рынка

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Численность продавцов  на рынке и их рыночная доля

Много продавцов, с малыми долями

Один продавец 

Много продавцов, с малыми долями

Несколько продавцов с большими долями

Характеристика товара

однородные

Нет близких 

Товаров-

заменителей

неоднородны

(дифференцированы)

однородны и 

неоднородны

Барьеры входа на рынок 

нет

Технологические или другие барьеры  блокирующие вход

нет

Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны


 

Рассматривая российские рынки углеводородов, можно сделать  вывод, что рынок природного газа является монополистическим, т.к. на рынке природного газа ведущим являются ОАО «Газпром» (90,5 % от всего объема производства).

Что касается продукции  ВИНК, то можно говорить о том, что  в целом по России она (за исключением  Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары, Саратова и, может  быть, еще нескольких городов, где  много продавцов, а потому эти региональные рынки нефтепродуктов можно отнести к рынкам свободной монополистической конкуренции) реализуется на региональных или  зональных олигополистических, а подчас и монополистических рынках.

Таким образом, рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг. Рынки углеводородной продукции по своему типу относятся к сырьевым. По территориальному признаку рынки углеводородной продукции могут быть: местный, региональный, национальный, мировой. Также рынки углеводородной продукции делятся по видам продукции. рынки углеводородной продукции делятся по уровню конкуренции на рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии, олигополии

Информация о работе Контрольная работа по "Организации производства"