Кривые безразличия и функция полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить кривые безразличия как составляющую теории предельной полезности.
Задачи: 1. Изучить кривые безразличия в русле теории предельной полезности
2. Изучить кривые безразличия в системе микроэкономических явлений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Кривые безразличия в русле теории предельной полезности
1.1. Основные положения теории предельной полезности…………………5
1.2. Кривые безразличия в русле теории предельной полезности……………………………………………………..………………..13
Глава II. Кривые безразличия в системе микроэкономических явлений
2.1. Особенности кривых безразличия………….…………………………..21
2.2. Связь кривых безразличия с другими кривыми……………………..23
2.3. Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Курсовая Кривые безразличия и функция полезности_РАБОТА_02.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

 

Первый тип кривых характеризовал явные предпочтения технических параметров. Второй тип кривых показывал чувствительность потребителя к дизайну. Менеджеры правильно определили, что для большинства людей, не слишком сведущих в технике, при обеспечении некоторого достаточно высокого технического уровня автомобиля внешний вид и удобства приобретают гораздо большее значение. Действительно, многие технические усовершенствования могут быть оценены по достоинству только специалистами, а комфортность и внешнюю привлекательность машины оценит каждый. Правильная ориентация на вкусы и предпочтения потребителей помогла фирме Ford выбрать стратегию, которая принесла большой коммерческий успех новой модели "Форд мустанг".

Для оценки потребительских предпочтений и поведения важно не только оценить, насколько крутыми или пологими являются кривые безразличия, но и верно определить их форму. Не все кривые имеют вид дуги, вогнутой в сторону оси координат. На рис. 21 изображены кривые безразличия товаров, потребляемых исключительно совместно.

Рис. 21. Кривые безразличия для товаров, потребляемых совместно

Такими абсолютно взаимодополняющими товарами являются, например, правый и левый ботинок, правая и левая перчатка. Наращивать или сокращать производство их можно только в одной и той же степени. Это же относится и не к столь близким дополнителям, а просто к сопутствующим товарам, фотокамерам и пленке, шурупам и гайкам и т.д.

Для абсолютных заменителей кривые безразличия будут иметь совсем другую форму (рис. 22).

Рис. 22. Кривые безразличия для товаров-заменителей

Абсолютными заменителями являются товары двух торговых марок, нераспознаваемые без этикеток, например: два непромарки-рованных тюбика зубной пасты, два необозначенных стиральных порошка.

Третий вариант предполагает комбинацию блага и антиблага, приносящего потребителю не пользу, а неудобства, вред, неудовольствие и пр. (рис. 23).[13, с. 219]

Рис. 23. Кривые безразличия: товар X — благо, товар Y — антиблаго

 

 

Пусть на рис. 23 X — нормальный товар, а У — "плохой" товар, например, X — заработная плата, a Y — риск получения производственной травмы. Или: X— часы, проведенные на пляже у моря, a Y — часы, затраченные на поездку к морю в переполненном душном автобусе. В данном случае кривые безразличия будут выходить из начала координат и иметь положительный наклон, т.е. чем дольше, например, поездка до моря, тем больше времени надо провести у моря, чтобы получить некоторое искомое количество полезности. Если при данной продолжительности поездки вы хотите получить еще большее удовольствие (полезность), то пребывание на пляже следует еще больше продлить, т.е. кривая /3, будет означать большую полезность, чем кривая /2.

Наконец, рассмотрим случай, известный как угловое решение. В данной ситуации потребитель выбирает исключительно один товар в ущерб другому. Например, при пенсии, размеры которой не обеспечивают нормального существования, человек будет всегда отдавать предпочтение продуктам питания, а не одежде, обуви, книгам и пр. И даже незначительное понижение цен на одежду не заставит такого потребителя изменить свой выбор (рис. 24) Такая ситуация, к сожалению, стала типичной для многих потребителей России в 90-е годы, когда более 30% населения оказались за чертой бедности. [13, с. 223]

Рис. 24. Угловое решение

При угловом решении отношение предельных полезностей двух товаров не равно их ценовому соотношению, а потому точка В на рис. 24 не является точкой оптимального выбора, максимизирующего полезность. В точке В предельная норма замещения еды одеждой больше, чем наклон бюджетной линии, что означает следующее: если бы у потребителя было бы больше одежды, он бы с готовностью пожертвовал ею ради приобретения дополнительных продуктов питания. Подтверждение этому можно увидеть на любом рынке, где пожилые люди продают свою одежду, книги и домашнюю утварь, чтобы полученные деньги можно было бы потратить на покупку продуктов.

Выйти из подобного "тупикового" угла можно в данном конкретном случае, лишь существенно увеличив доходы потребителя или же на порядок сократив цены. Таким образом, кривые безразличия и их анализ помогут сформулировать адекватную социальную политику.

Кривые безразличия достаточно широко применяются в теоретических и прикладных исследованиях. Вместе с тем возможности анализа кривых безразличия не беспредельны и также ограничены. Причины этого таковы, что потребители далеко не всегда ведут себя рационально; информация о товаре не всегда бывает полной и доступной потребителю, а потому его выбор далеко не оптимален; наконец, на практике достаточно трудно вывести достоверные кривые безразличии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В этой работе были изучены кривые безразличия и концепция предельной полезности. Таким образом, выполнены поставленные цель и задачи. Резюмируем изученное в ходе работы:

Концепция предельной полезности была предложена маржиналистами, которые обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, «приростный» характер.

Из этого наблюдения следовали три важных вывода:

1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага. Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага.

2. Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара, человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей. В теории принято называть условные единицы величины предельной полезности «ютилами».

В теории полезности различают кардиналисткую и ординалистскую теорию полезности.

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель  получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская теория полезности основана на нескольких аксиомах.   1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя.

2. Аксиома транзитивности предпочтений

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей

Кривая безразличия  изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий.

Кривые безразличия  обладают следующими свойствами.

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.

5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Анализ кривых безразличия основывается на следующих предпосылках:

  1. Все блага находятся в свободном доступе и обладают положительной предельной полезностью.
  2. Предельная норма замещения понижается.
  3. Потребители имеют возможность выбирать между комбинациями доступных им товаров и услуг.
  4. Потребительский выбор рационален, и потребитель последователен в своих предпочтениях.

Кривые безразличия имеют позволяют не измерять саму полезность, итем самым преодолевают основное уязвимое место концепции предельной полезности.

Кривые безразличия являются не только сугубо теоретическим инструментом. Они могут принести большую пользу в хозяйственной практике, помогая принять правильные решения в отношении предпочтений потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бондарь А.В. Микроэкономика Мн: БГЭУ, 2010;

2. Бондарь А.В., Рудак А.А. Экономическая теория. Мн: БГЭУ. 2010;

3. Борисов Е.Ф. - Экономическая  теория. – М. Юрайт, 2009;

4. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. - Экономика. Курс основ: Учебник для вузов. М.: ВИТА, 2010;

5. Грибов В.Д. - Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финансы и статистика, 2008;

6. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. - Общая экономическая теория: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007;

7. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. 3-е изд. - СПб.: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер», 2008;

8. Ермишин П.Г. - Основы экономической теории – М.: Аспект-Пресс, 2006;

9. Журавлева Г.П. - Вводный курс по экономической теории. М.: «Инфра-М», 2008;

10. Казаков А.П, Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций. М., 2008;

11. Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Микроэкономика: учеб. Пособие – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006;

12. Иохин В.Я. - Экономическая  теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2007;

13. Нуреев Р.М. –  Курс микроэкономики. – М., Норма, 2007;

14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория  Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2007;

15. Султыгова А.А. Экономическая теория в задачах и ситуациях. Учебное пособие. Часть 1: Микроэкономика. МАДИ (ГТУ). - М., 2008.




Информация о работе Кривые безразличия и функция полезности