Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:00, курс лекций
Тема 1: Понятие фирмы и ее роль в осуществлении предпринимательской деятельности.
Тема 2: Основные средства и нематериальные активы.
Тема 5: Оборотные средства.
Тема 6: Оплата труда. Управление персоналом.
Чпл = Чб * Iq + Э
Чб – ССР в базисном периоде
2) Рассчитывается исходя
из показателей полируемой
Чпл = Qпл/Впл
планируемый ОП в рублях
Впл - планируемая выработка на одного работника
2) Главным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Различают общественную и индивидуальную общественность труда.
Общественная – учитывает затраты как живого так и прошлого труда овеществленного.
Индивидуальная – называется выработкой
В = Q/ССЧ
Выработка определяется 3-мя методами:
1) Натуральный – рассчитывается в натуральном выражении.
2) Стоимостной – выработку
определяют исходя их
3) Нормирование рабочего времени – применяется в тех подразделениях, где производится разнородная и незавершенная продукция (норм/ч).
Помимо выработки показателем труда является трудоемкость.
Тр = Т/Q
Трудоемкость бывает технологической, отражает затраты труда основных рабочих.
Трудоемкость обслуживания,
определяется затратами труда вспомогательны
Производственная, представляет собой сумму первых 2-х видов трудоемкости.
Трудоемкость управлением производства, х-ет затраты труда руководителей и специалистов.
Полная трудоемкость, это сумма производственной трудоемкости и управления программ.
В зависимости от подхода определения затрат рабочих различают часовую, дневную, месячную, квартальную и годовую.
Факторы роста:
1) Материально технические факторы, к ним относится автоматизация и механизация ПП, совершенствование применяемых технологий (конструкции, используемые материалы).
2) Организационная, это
совокупность мероприятий
3) Экономические, это
применяемы методы
4) Социальная, это культурно технический уровень кадров их квалификация, морально психологический климат в коллективе, характер отношений и тп.
Реально существующие, но не используемые или не полностью используемые возможности повышения ПТ называют резервами роста ПТ.
3) В настоящее время в экономической литературе под системой оплаты труда понимают способ соизмерения размера оплаты за труд с его результатами либо затратами.
Нормирование труда, формы и системы ОТ, сроки выплаты представляют собой механизм оплаты труда.
В зависимости от того какой основной показатель применяется для определения результатов труда, систему От принято разделять на 2-е большие группы, называемые формами ЗТ:
1) Если в качестве
основного измерителя
2) Если в качестве
измерителя используется
Систему ОТ делят на простые и сложные (поощрительные) в зависимости от количества факторов учитываемых при определение ЗП.
В простых системах оплаты труда количество факторов обычно не превышает 2.
1) Простая повременная – ЗП определяется согласно отработанному времени.
2) Простая сдельная
– ЗП зависит от сдельной
расценки представляющая собой
размер оплаты за единицу
3) Индивидуальная, прямая, сдельная – ЗП и сдельная расценка каждого работника определяется по результатам его личного труда.
4) Коллективная или
бригадная сдельная – ЗП
1.на основе общей коллективной расценки за ед-цу продукции, объем работ выполненной бригады, определяет …
2. труд каждого работника
оплачивается по расценкам
5) Аккордная – оплачивается
выполнение определенного
6) Косвенно сдельная – ЗП ставится в зависимость не от его личной выработки, а от результатов труда других работников. Общий заработок работника определяется умножением косвенной расценки на количество изделий произведенными обслуживающими работниками.
7) Сдельно прогрессивная
– начина я с заранее
установленного уровня
8) Сдельная регрессивная-
начиная с определенного
Сложные устанавливают определенные условия для получения дополнительной оплптвы нацеливающих работника на достижение у показателей, расширяющих или превышающих круг его обязанностей:
1) Системы увязывающие
основную оплату труда с
2) Системы увязывающие ООТ с личными деловыми качествами работниками, уровне его профессионального мастерства и отношение к работе.
3) Системы увязывающие
ОЗП работника или группы
Организация ЗП – это механизм определения ЗП в зависимости от характеристик работника или рабочего места. 2-е формы: *тарифная - представляет собой совокупность ставок ЗП и условия их применения. Любая тарифная система включает в себя 2 блока. Один блок представляет собой группировку работ или работников по тарифообразующим факторам. Второй фиксирует соотношение оплат между работами отнесенных к ой или иной группе.
Основным источником выплаты ЗП является фонд оплаты труда, он может определен 2 способами:
1) метод прямого счета ФОТ = ССЧ * ЗП
2) нормативный метод расчета Фот = Q * Норм зп
4) Управление персоналом является частью управления предприятием в целом, но занимает в нем особое положение в связи со спецификой данного фактора производства.
Управление персоналом на предприятии –это деятельность, выполняемая в организации, которая позволяет реализовывать и обобщать широкий спектр вопросов учета личного фактора в системе управления предприятием.
Управление персоналом имеет два основных аспекта: функциональный и организационный. При функциональном подходе в системе управления персоналом выделяют основные элементы: определение общей стратегии, планирование персонала, привлечение, отбор и оценку персонала, повышение квалификации и переподготовку кадров, определение условий труда, разработку политики заработной платы персонала. Поэтому на каждом предприятии должна быть разработана кадровая политика, которая включает в себя:
Структура службы управления
персоналом во многом определяется характером
деятельности и размерами предприятия,
особенностями выпускаемой
Обобщая опыт зарубежных и отечественных предприятий, можно сформулировать следующие цели системы управления персоналом:
• обеспечение кадрами;
• организация их эффективного использования;
• профессиональная подготовка;
• социальное развитие коллектива.
В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения могут быть использованы различные методы. Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и на отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе производства. Различают административные, экономические и социально-психологические методы.
Управление персоналом включает и регулирование режима труда и отдыха, под которым понимают установленный на предприятии распорядок, регламентирующий рациональное чередование времени работы и отдыха в течение рабочей смены, недели, месяца и года в целях обеспечения наиболее полного использования средств производства, высокой работоспособности рабочей силы и восстановления работоспособности во время отдыха.
Режим работы на предприятии определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными администрацией по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и при соблюдении установленной продолжительности рабочей недели.
Внутрисменный режим труда и отдыха включает перерыв на обед и кратковременные
перерывы на отдых. Время кратковременных
перерывов в отличие от обеденного перерыва
является частью рабочего времени и учитывается
при нормировании труда, т. е. эти перерывы
регламентируются. Недельные ре
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Они определяются природными, социально-экономическими и организационно-техническими факторами и оказывают существенное влияние на издержки производства и конкурентоспособность предприятия. В соответствии с действующими санитарно-гигиеническими критериями оценки условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (экстремальные). Условия труда на предприятии являются объектом государственного регулирования. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий и организаций.
Важной функцией управления персоналом принято считать умение управлять конфликтами в трудовом коллективе. Конфликт представляет собой столкновение противоположных целей, интересов, мнений двух или нескольких человек. По направленности конфликты делятся на горизонтальные и вертикальные. Первые в отличие от вторых не затрагивают находящихся в подчинении друг у друга людей. Решением конфликта может быть устранение причин, породивших его, или изменение целей участников конфликта.