Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:30, курс лекций
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
1. Предприятие в условиях рыночной экономики
2. Ресурсы предприятия
3. Организация деятельности предприятия
4. Планирование и мотивация деятельности
5. Результаты и эффективность деятельности предприятия
4.4.4. Фотография рабочего времени, виды и методика проведения. Обработка результатов
Фотография рабочего времени - это наблюдение, измерение и последовательная запись всех без исключения затрат времени на протяжении рабочей смены или другого периода.
Если период наблюдения совпадает с продолжительность рабочего дня, это будет фотография рабочего дня.
Фотография рабочего времени используется для выявления потерь рабочего времени и причин, которые их вызывают, а также для установления соотношения между отдельными видами затрат времени. Полученные данные используются как исходные при нормировании.
Объектом фотографии могут быть рабочие, машины или производственный процесс в целом. Если объектом наблюдения является один рабочий, то фотография рабочего времени является индивидуальной, а если группа рабочих - групповой. Когда же затраты рабочего времени фиксируются самим рабочим, имеет место самофотография рабочего времени с целью изучения потерь рабочего времени и их причин.
Фотография рабочего времени проводится в три этапа. На первом этапе проводится предварительное изучения работы, выбор объекта наблюдения. Объект выбирается в зависимости от цели наблюдения. Если надо получить устойчивые показатели образцовой работы, то выбирается лучший рабочий, а если необходимо изучить причины невыполнения норм, то отстающие рабочие.
Второй этап включает непосредственное наблюдение и изучение всех затрат времени с точность до одной минуты. Результаты фиксируются в специальных наблюдательных листах. При этом виды работ и перерывы по мере их регистрации вносятся в графу "Наименование затрат времени", а момент их окончания - в графу "Текущее время".
На третьем этапе на основании данных наблюдательного листа составляются таблица одноименных затрат и фактический баланс рабочего времени. В заключение проводится анализ результатов проведенных наблюдений, устанавливаются нерациональные затраты и прямые потери рабочего времени, которые исключаются при составлении проектируемого баланса, а также определяется коэффициент возможного повышения производительности труда за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени.
5. Результаты и эффективность деятельности предприятия
5.1. Продукция предприятия, ее качество
5.1.1. Общая характеристика продукции
Результат труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции).
Готовая продукция - это изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.
Полуфабрикаты
- это полупродукты, техническая
обработка которых закончена
в одном из производств (цехов) предприятия,
но требует доработки или
Незавершенное производство - это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции.
Продукты труда
распадаются на средства производства
(средства труда и предметы труда)
и предметы потребления (продовольственные
и непродовольственные товары).
Планирование и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м).
Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента.
Номенклатура - это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент - характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.
Объем продукции
в стоимостном выражении
- товарная продукция - это стоимость продукции,
предназначенной для реализации (готовой
продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного
характера);
- валовая продукция - это сумма стоимости
всех видов продукции, выработанной предприятием
и кроме элементов, входящих в состав товарной
продукции, включает изменение остатков
незавершенного производства на протяжении
расчетного периода, стоимость сырья и
материалов заказчика и некоторые другие
элементы;
- чистая продукция характеризует вновь
созданную стоимость в результате промышленно-производственной
деятельности предприятия за определенный
период. Она определяется вычитанием из
объема валовой продукции материальных
затрат и суммы амортизационных отчислений;
- реализованная продукция - это стоимость
отпущенной на сторону продукции и оплаченной
покупателем в отчетном периоде.
5.1.2. Производственная программа предприятия
Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц).
Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.
Предприятия промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей.
Производственная программа состоит из трех разделов:
- план производства продукции в натуральном
выражении - устанавливает объем выпуска
продукции соответствующего качества
по номенклатуре и ассортименту в физических
единицах измерения (т, м, шт). Он определяется,
исходя из полного и лучшего удовлетворения
спроса потребителя и достижения максимального
использования производственных мощностей;
- план производства продукции в стоимостном
выражении в показателях валовой, товарной
и чистой продукции;
- план реализации продукции в натуральном
и стоимостном выражении. Он составляется,
исходя из заключенных договоров на поставку
продукции, а также полуфабрикатов, узлов
и деталей по договорам кооперации с другими
предприятиями, а также собственной оценки
емкости рынка. Расчет объема реализуемой
продукции производится на основе величины
товарной продукции с учетом изменения
остатков продукции на складе и отгруженной,
но не оплаченной заказчиками, на начало
и конец планируемого года. Но объем реализации
продукции также влияют изменение качества
выпускаемой продукции и действующих
на предприятии цен на продукцию и услуги.
Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.
5.1.3.
Качество продукции и его
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
В различных
отраслях промышленности для характеристики
качества используются различные показатели.
Например, в пищевой промышленности:
- физико-химические показатели
- характеризуют состав пищевых продуктов;
- органолептические показатели - это внешний
вид, цвет, вкус, запах;
- эстетические показатели - характеризуют
художественное оформление пищевой продукции
(упаковки);
- технологические показатели - удельный
вес сырья на выработку единицы продукции;
коэффициент использования исходного
сырья, материалов, энергетических ресурсов
и т.д.;
- патентно-правовые показатели характеризуют
степень обновления технических решений,
использованных при производстве продукции,
их патентную защиту, а также возможность
беспрепятственной реализации продукции
в стране и за рубежом. К ним относятся
показатели патентной чистоты, патентной
защиты, территориального распространения;
- показатели сохраняемости - определяют
способность различных видов пищевой
продукции сохранять потребительские
свойства в течение сроков, предусмотренных
соответствующей нормативно-технической
документацией;
- показатели безопасности характеризуют
особенности продукции, обуславливающие
ее безопасность для здоровья человека
при ее использовании, хранении или транспортировке.
В машиностроении
применяются следующие
1) показатели назначения продукции, которые
подразделяются на:
а) классификационные (грузоподъемность, скороходность,
производительность, мощность);
б) конструктивные
(удобство управления, размещения, обзора);
в) эксплуатационные
(простота и доступность обслуживания,
эффективность работы);
2) показатели надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и долговечность);
3) технологичность
конструкций (простота
4) показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации);
5) эргономические
показатели, которые можно разделить
на:
а) гигиенические (температура, влажность, давление,
освещенность);
б) антропометрические
(соответствие конструкции изделия размерам
тела человека и его отдельных частей
и др.);
в) физиологические
и психофизиологические (соответствие
конструкции изделия силовым, скоростным,
слуховым, зрительным, психофизическим
особенностям человека);
6) эстетические
показатели включают
7) патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентноспособность на мировом рынке;
8) показатели
экономичности изделия
Для определения
качества выпускаемой на предприятии продукции применяют
систему общих показателей, в которую
входят:
- доля принципиально новых (прогрессивных)
изделий в общем их объеме;
- коэффициент обновления ассортимента
продукции;
- доля изготовленной продукции, на которую
получены сертификаты;
- доля производственного брака;
- относительный объем сезонных товаров,
реализованных по сниженным ценам и др.
5.1.4. Методы обеспечения качества
Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества.
Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.
Стандартизация
охватывает установление:
- единиц измерений, терминов и обозначений;
- требований к качеству продукции, сырья,
материалов и производственных процессов;
- единой системы показателей качества
продукции, методов ее испытания и контроля;
- требований, обеспечивающих безопасность
труда и жизни людей, а также сохранность
материальных ценностей;
- единых систем классификации и кодирования
продукции, носителей информации, форм
и методов организации производства и
т.п.
Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия.
Стандартом называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
В зависимости
от сферы действия, содержания и
уровня утверждения нормативно-
Технические
условия - нормативно-технический
Сертификация - это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).