Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:30, курс лекций

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание работы

1. Предприятие в условиях рыночной экономики
2. Ресурсы предприятия
3. Организация деятельности предприятия
4. Планирование и мотивация деятельности
5. Результаты и эффективность деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Финансовыересурсы.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

4.4.4. Фотография рабочего времени,  виды и методика проведения. Обработка  результатов

Фотография  рабочего времени - это наблюдение, измерение и последовательная запись всех без исключения затрат времени  на протяжении рабочей смены или другого периода.

Если период наблюдения совпадает с продолжительность  рабочего дня, это будет фотография рабочего дня. 

Фотография  рабочего времени используется для  выявления потерь рабочего времени  и причин, которые их вызывают, а также для установления соотношения между отдельными видами затрат времени. Полученные данные используются как исходные при нормировании. 

Объектом фотографии могут быть рабочие, машины или производственный процесс в целом. Если объектом наблюдения является один рабочий, то фотография рабочего времени является индивидуальной, а если группа рабочих - групповой. Когда же затраты рабочего времени фиксируются самим рабочим, имеет место самофотография рабочего времени с целью изучения потерь рабочего времени и их причин. 

Фотография  рабочего времени проводится в три  этапа. На первом этапе проводится предварительное  изучения работы, выбор объекта наблюдения. Объект выбирается в зависимости  от цели наблюдения. Если надо получить устойчивые показатели образцовой работы, то выбирается лучший рабочий, а если необходимо изучить причины невыполнения норм, то отстающие рабочие. 

Второй этап включает непосредственное наблюдение и изучение всех затрат времени с  точность до одной минуты. Результаты фиксируются в специальных наблюдательных листах. При этом виды работ и перерывы по мере их регистрации вносятся в графу "Наименование затрат времени", а момент их окончания - в графу "Текущее время". 

На третьем  этапе на основании данных наблюдательного  листа составляются таблица одноименных затрат и фактический баланс рабочего времени. В заключение проводится анализ результатов проведенных наблюдений, устанавливаются нерациональные затраты и прямые потери рабочего времени, которые исключаются при составлении проектируемого баланса, а также определяется коэффициент возможного повышения производительности труда за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени. 

5. Результаты  и эффективность деятельности  предприятия

5.1. Продукция  предприятия, ее качество

5.1.1. Общая характеристика продукции

Результат труда  чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая  на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или  готового изделия (продукции). 

Готовая продукция - это изделия промышленного  предприятия, которые завершены  производством, соответствуют государственным  стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.   

Полуфабрикаты - это полупродукты, техническая  обработка которых закончена  в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки  в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.   

Незавершенное производство - это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная  ОТК и не сданная на склад готовой продукции.

Продукты труда  распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные  и непродовольственные товары). 

Планирование  и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м). 

Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует  объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента. 

Номенклатура - это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент - характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.

Объем продукции  в стоимостном выражении определяется показателями:  
- товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера);  
- валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;  
- чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;  
- реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде. 

5.1.2. Производственная программа предприятия

Производственная  программа - это задание по выпуску  и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном  и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц).

Производственная  программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности. 

Предприятия промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей. 

Производственная программа состоит из трех разделов:  
- план производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;  
- план производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;  
- план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги. 

Исходными данными  для определения максимально  возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент  ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия. 

5.1.3. Качество продукции и его оценка

Качество  продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.   

Показатель  качества продукции представляет собой  количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В различных  отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности:  
- физико-химические показатели - характеризуют состав пищевых продуктов;  
- органолептические показатели - это внешний вид, цвет, вкус, запах;  
- эстетические показатели - характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки);  
- технологические показатели - удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.;  
- патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения;  
- показатели сохраняемости - определяют способность различных видов пищевой продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией;  
- показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или транспортировке. 

В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:  
1) показатели назначения продукции, которые подразделяются на:  
 а) классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность);  
 б) конструктивные (удобство управления, размещения, обзора);  
 в) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы); 

2) показатели  надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и долговечность); 

3) технологичность  конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.); 

4) показатели  стандартизации и унификации (коэффициент  нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации); 

5) эргономические  показатели, которые можно разделить  на:  
 а) гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);  
 б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);  
 в) физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 

6) эстетические  показатели включают гармоничность,  выразительность, целостность, оригинальность  внешнего вида, соответствие окружающей  среде, соответствие стилю и  др.; 

7) патентно-правовые  показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентноспособность на мировом рынке; 

8) показатели  экономичности изделия определяют  размеры затрат, необходимых для  проведения мероприятий, повышающих  его качество. 

Для определения  качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:  
- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;  
- коэффициент обновления ассортимента продукции;  
- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;  
- доля производственного брака;  
- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др. 

5.1.4. Методы обеспечения качества

Основными элементами механизма управления качеством  продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества. 

Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.

Стандартизация  охватывает установление:  
- единиц измерений, терминов и обозначений;  
- требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;  
- единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;  
- требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;  
- единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п. 

Основой стандартизацией  являются стандарты и технические  условия. 

Стандартом  называется нормативно-технический  документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к  конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.

В зависимости  от сферы действия, содержания и  уровня утверждения нормативно-технические  документы подразделяются на: государственные  стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических  и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты. 

Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).   

Сертификация - это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"