Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:30, курс лекций
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
1. Предприятие в условиях рыночной экономики
2. Ресурсы предприятия
3. Организация деятельности предприятия
4. Планирование и мотивация деятельности
5. Результаты и эффективность деятельности предприятия
Сертификация - важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты.
Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации.
Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его.
Основными задачами
управления качеством продукции
на предприятии на современном этапе
являются:
- систематическое приведение уровня качества
продукции к существующим, зарождающимся
или прогнозируемым потребностям рынка,
а также целенаправленное воздействие
на развитие потребностей;
- обеспечение конкурентноспособности
продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- определение заданий по модернизации
выпускаемой продукции и созданию новых
видов продукции;
- определение состава целевых программ
качества и др.
5. Результаты и эффективность деятельности предприятия
5.2. Себестоимость продукции
5.2.1.
Общая характеристика
Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.
В себестоимость
продукции включают следующие затраты:
- на подготовку производства и освоение
выпуска новых видов продукции, пусковые
работы;
- исследование рынка;
- непосредственно связанные с производством
продукции, обусловленные технологией
и организацией производства, включая
расходы на управление;
- на совершенствование технологии и организации
производственного процесса, а также улучшение
качества изготавливаемой продукции;
- на сбыт продукции (упаковка, транспортировка,
реклама, хранение и др.);
- набор и подготовку кадров;
- другие денежные расходы предприятия,
связанные с выпуском и реализацией продукции.
Существует
следующая классификация
1) по степени однородности - элементные (однородные
по составу и экономическом содержанию
- материальные затраты, оплата труда,
отчисления от нее, амортизационные отчисления
и др.) и комплексные
(разные по составу, охватывающие несколько
элементов затрат - например, затраты на
содержание и эксплуатацию оборудования);
2) по связи с объемом производства - постоянные (их
общая величина не зависит от количества
изготовленной продукции, например, затраты
на содержание и эксплуатацию строений
и сооружений) и переменные (их
общая сумма зависит от объема изготовленной
продукции, например, затраты на сырье,
основные материалы, комплектующие). Переменные
затраты в свою очередь можно подразделить
на пропорциональные
(изменяются прямо пропорционально объему
производства продукции) и непропорциональные;
3) по способу отнесения затрат на себестоимость
отдельных изделий - прямые (непосредственно
связаны с изготовлением определенных
изделий и относятся на себестоимость
каждого из них прямым путем) и косвенные (связанные
с производством нескольких видов изделий,
их распределяют между ними по какому-либо
признаку).
Следует также различать общие затраты (на весь объем продукции за определенный период) и затраты на единицу продукции.
5.2.2. Смета затрат на производство
Смета затрат на производство - это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в этом периоде или нет.
Поэтому смета затрат на производство и себестоимость всего объема продукции часть не совпадают.
Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам:
* материальные
затраты включают расходы на:
- сырье и материалы (за вычетом стоимости
возвратных отходов по цене их возможного
использования или реализации);
- покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;
- вспомогательные материалы;
- топливо и энергия, расходуемые на технологические
или хозяйственные нужды;
- производственные услуги сторонних предприятий,
а также своих хозяйств, не относящихся
к основной деятельности, и некоторые
другие расходы.
* затраты на
оплату труда включают расходы
на оплату труда штатного и
позаштатного промышленно-
* отчисления
на социальные нужды - отчисления
во внебюджетные социальные
* амортизация
основных фондов - затраты, равные
сумме амортизационных
* прочие затраты,
не вошедшие в ранее
Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.
5.2.3.
Себестоимость отдельных
При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с конкурентами и т.д.
Различают плановые и фактические калькуляции.
Главный объект калькулирования - готовые изделия (продукция), предназначенные для отпуска за пределы предприятия.
Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
На большинстве
предприятий промышленности принята
следующая типовая (приблизительная)
номенклатура калькуляционных статей
затрат:
1) сырье и материалы;
2) энергия технологическая;
3) основная заработная плата производственных
рабочих;
4) дополнительная заработная плата производственных
рабочих;
5) отчисления на социальные нужды с основной
и дополнительной заработной платы производственных
рабочих;
6) содержание и эксплуатация машин и оборудования;
7) цеховые (общепроизводственные) расходы;
8) общехозяйственные расходы;
9) подготовка и освоение производства;
10) внепроизводственные расходы (на маркетинг
и сбыт).
Сумма первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти - производственную, и всех статей - полную себестоимость продукции.
В условиях перехода
на рыночные отношения многие малые
и средние предприятия
Структура себестоимости
по калькуляционным статьям
Если в смете затрат на производство объединены только экономически однородные элементы затрат, то в статьях калькуляции только некоторые являются однородными, а остальные включают различные виды расходов, т.е. являются комплексами.
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся: экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных; повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев; улучшение использования основных производственных фондов; применение новейшей технологии; сокращение расходов по сбыту продукции; изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов; сокращение затрат на управление и другие факторы.
5. Результаты и эффективность деятельности предприятия
5.3. Финансовые результаты
5.3.1. Прибыль и доход предприятия
Прибыль и доход
являются основными показателями финансовых
результатов производственно-
Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.
|
Доход | ||
Материальные затраты |
Оплата труда |
Прибыль | |
Себестоимость |
Чистая прибыль |
Налог на прибыль | |
Выручка от реализации |
Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.
К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также "прочие затраты", т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда.
Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.
В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов; основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.
На величину
прибыли (дохода) существенно влияют
как объем выпускаемой
Общая величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей:
- прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;
- прибыли на
реализацию материальных
- прибыли от
внереализационных операций, т.е.
операций, непосредственно не связанных
с основной деятельностью (
Распределение прибыли предприятия в самом общем виде можно представить следующим образом:
Схема
использования прибыли
5.3.2. Рентабельность ресурсов и продукции
В отличие от
прибыли, которая показывает абсолютный
эффект деятельности, существует относительный
показатель эффективности работы предприятия
- рентабельность. В общем виде он
исчисляется как отношение
Различают следующие виды рентабельности:
1) рентабельность
производства (рентабельность
где П - общая (валовая) прибыль за
год (или другой период);
ОФП - среднегодовая стоимость
основных производственных фондов;
НОС - среднегодовой остаток нормируемых
оборотных средств.
2) рентабельность собственного капитала Рк, который характеризуется размером уставного фонда (акционерного капитала);
где П - чистая прибыль (с учетом уплаты
процентов за кредит),
Кс - собственный капитал, величина
которого принимается по данным баланса
и равна сумме активов за минусом долговых
обязательств.
Показатель рентабельности собственного капитала интересует всех акционеров, т.к. определяет верхнюю границу дивидендов;
3) рентабельность совокупных активов Ра - характеризует эффективность использования всего наличного имущества предприятия:
где Ка - средняя сумма активов баланса предприятия;
4) рентабельность продукции Рпрод. характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:
где Пр - прибыль от реализации продукции
(работ, услуг);
Ср - полная себестоимость реализованной
продукции;
5) рентабельность отдельного вида продукции Рв:
где Цв и Св - соответственно цена и полная себестоимость единицы определенного вида продукции;
6) рентабельность продаж Рр - показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции Vр):
5.3.3.
Оценка и диагностика
Прибыль и рентабельность не характеризуют в полной мере финансовое состояние предприятия и тенденции его изменения. Оно зависит от определенных финансовых пропорций, которые анализируются по данным бухгалтерского баланса.