Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 13:26, курс лекций
Раздел 1. Основы охраны труда
Тема 1. Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда
Тема 2. Основные положения трудового права
Тема 3. Правовые основы охраны труда
Социальное партнерство, закрепленное Трудовым кодексом РФ, является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречивых интересов работников и работодателей. Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда (чаще называемое просто социальное партнерство) как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей. Социальное партнерство осуществляется в формах:
Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих:
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заметим, что социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий. Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель учреждения или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей. В наше время коллективные переговоры
в наибольшей мере отражают социальное
партнерство работников и работодателей
в сфере труда. Представители работников и
работодателей участвуют в коллективных
переговорах по подготовке, заключению
или изменению коллективного договора,
соглашения и имеют право проявить инициативу
по проведению таких переговоров. Отказ работодателя приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора. Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки. При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами. Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. Целью, как коллективного договора,
так и соглашений, является установление
такого договорного регулирования социально-трудовых
отношений при согласовании интересов
сторон, чтобы оно было выше по уровню,
чем предусмотрено законодательством. Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. По договоренности сторон, участвующих
в коллективных переговорах, соглашения
могут быть двусторонними и трехсторонними. |
Обеспечение безопасности и охраны труда работников, как важнейшая социально значимая деятельность, затрагивающая интересы миллионов людей, не может функционировать вне правового пространства. Нормативные правовые актыЗакон – юридический нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принятие высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно волеизъявлением населения, и тем самым обладающий наибольшей юридической силой по отношению к нормативным правовым актам всех иных органов государства. Подзаконный акт – нормативный правовой акт того или иного органа государственной власти, имеющего более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнении законов. Подзаконными актами (в законах часто упоминаются как «иные нормативные правовые акты») являются:
Норма права – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Нормы требуют письменного закрепления в определенных формах – документах, которые затем для всех членов общества станут источником права. Принятой в 1993 году Конституцией РФ установлено, что: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда…» и «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…». В соответствии со ст. 5 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:
Действие трудового
законодательства и иных актов, содержащих
нормы трудового права и законодательства
об охране труда распространяется: На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной и муниципальной службе (ст. 11 ТК). В настоящее время законодательные акты РФ о труде и охране труда представляют собой цельную систему, устанавливающую нормы во всех областях трудового права. Законодательная система Российской Федерации, устанавливающая нормы трудового права. Классификация законов и иных нормативных правовых акты в области охраны труда представлена ниже.
|
Нормативными правовыми
документами законодательно установлено
прямое управление, контроль и надзор
со стороны государства за состоянием
условий и организацией охраны труда.
В Конституции РФ, концепциях национальной
безопасности и демографического развития
России обеспечение безопасной жизнедеятельности
граждан, право на труд в достойных условиях
были поставлены в число государственных
приоритетов. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда. Государственное управление промышленной безопасностью заключается в реализации основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований промышленной безопасности к опасным производственным объектам. Государственный контроль и надзор – осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами обязательных правил поведения. Контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Надзор – это суженный контроль. Различаются три типа надзора: судебный, прокурорский и административный. Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Поэтому у административных надзоров есть элементы контроля. В сфере охраны труда и промышленной безопасности полномочия между контрольными и надзорными органами РФ распределяются следующим образом:
Постоянный корпоративный (производственный) контроль соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности в организации осуществляют: 1. Служба (отдел) охраны труда организации Основными нормативными
правовыми документами, регламентирующими
структуру, обязанности, права и функционирование
данной службы являются: 2. Служба производственного
контроля (ПК) организации. Права
государственных инспекторов труда Трудовой Кодекс РФ
(ст.355-358);
Органы
надзора и контроля, налагающие административные
наказания
Согласно ст. 23.29 (Органы, осуществляющие государственный экологический контроль), ст.23.30 (Органы государственного энергетического надзора), ст.23.31 (Органы государственного горного и промышленного надзора), ст. 23.33 (Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии) КоАП Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями. Например, по ст.ст. 7.2 (ч.2); 7.3, 4; 8.7; 8.9-11; 8.17(ч.1,3); 8.19; 9.1(нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий, а также требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ); 9.2; 11.20; 14.26; 19.2; 19.22 рассматривать дела об административных правонарушениях имеют право:
Согласно ст.24.6 КоАП Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Согласно ст.27.3 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Порядок осуществления государственного контроляПорядок осуществления
государственного контроля определен
Федеральным Законом «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля
и надзора» от 26.12.2008 № 294 и Руководящими
документами надзорных органов. В случае выявления
в результате мероприятия по контролю
административного правонарушения инспектором
составляется протокол, и даются предписания
об устранении выявленных нарушений. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях: в протоколе указывается:
дата и место его составления; должность,
Ф.И.О. лица, составившего протокол; сведения
о лице-правонарушителе; Ф.И.О., адреса
места жительства свидетелей и потерпевших
(если имеются); место, время совершения
и событие административного правонарушения;
статья КоАП, предусматривающая административную
ответственность; объяснение лица физического
или законного представителя юридического
лица, в отношении которых возбуждено
дело; иные сведения, необходимые для разрешения
дела; Ст. 28.6 предусмотрено назначение административного наказания без составления протокола в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда. Рассмотрение
дела об административном правонарушении Исполнение
постановления о наложении административного
штрафа При неуплате штрафа в срок копия постановления о штрафе направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление:
Государственная экспертиза условий труда и ее функцииГосударственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов фонда социального страхования Российской Федерации. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема, представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных
случаях срок проведения государственной
экспертизы условий труда может быть продлен,
но не более чем на один месяц. |
Глава 34, статья 211. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязаны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Нормативные акты по безопасностиНормативные акты по безопасности – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденным компетентным органом. Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в РФ действует система нормативные требования охраны труда, состоящая из:
Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
Система стандартов безопасности труда (ССБТ)ССБТ - это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством. ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органов. Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической и проектной документации. Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4. Стандарты группы «0» - организационно-методические стандарты – устанавливают:
Стандарты группы «1» - стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:
Стандарты группы «2» - Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:
Стандарты группы «3» - Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:
Стандарты группы «4»- Стандарты требований к средствам защиты работающих - устанавливают:
Нормативные документы в строительствеЦентральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СниП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП). Обозначения документов состоят из индекса, номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинается с номера 01, СП – с номера 101. Нормативные документы по пожарной безопасностиПорядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ -96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС). К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относятся:
Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдения которых создает угрозу здоровью и жизни людей. Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды. Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека. Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:
Все документы принимаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 года. Решение о продлении срока правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда. |
Работодатель имеет право:
Для построения системы управления охраной труда важно подчеркнуть, что работодатель обязан создать «нормальные» условия для труда. Закон относит к таким условиям, в частности, «…исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства». Поэтому работодатель обязан:
Особенно важным, по нашему мнению, для обеспечения безопасности труда и производства являются право и обязанность работодателя отстранить работника от работы. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
В период отстранения
от работы (недопущения к работе) заработная
плата работнику не начисляется, за исключением
случаев, предусмотренных Трудовым кодексом
РФ или иными федеральными законами. В
случаях отстранения от работы работника,
который не прошел обучение и проверку
знаний и навыков в области охраны труда
либо обязательный предварительный или
периодический медицинский осмотр (обследование)
не по своей вине, ему производится оплата
за все время отстранения от работы как
за простой.
Трудовые обязанности работникаРаботники должны:
Должностными обязанностями
специалистов наряду с выполнением конкретных
функций, предусмотренных соответствующей
квалификационной характеристикой должности,
может быть предусмотрено обязательное
соблюдение на каждом рабочем месте требований
по охране труда. А должностными обязанностями
руководителей – обеспечение здоровых
и безопасных условий труда для подчиненных
исполнителей и контроль над соблюдением
ими требований нормативных правовых
актов по охране труда. Однако причина нарушения работником своего обязательства выполнять порученную ему работу может заключаться не только в некорректности формулировок обязанностей. Возлагая на работника обязанности, работодатель должен обеспечить его реальными механизмами их исполнения, например, наделить определенными правами или полномочиями по требованию совершения действий от других работников. Отсутствие функциональных прав в должностной инструкции может свидетельствовать либо о формальном подходе работодателя к определению трудовой функции работника, либо о том, что он не заинтересован в обеспечении реальной возможности выполнения этой функции. Со своими обязанностями
и функциональными правами работник знакомится
при заключении трудового договора. Ставя
свою подпись под трудовым договором,
он тем самым принимает на себя перечисленные
в договоре обязанности. Если должностная
инструкция оформлена в качестве приложения
к трудовому договору, являющегося неотъемлемой
его частью, необходимо, чтобы работник
подписал и инструкцию. В случае если трудовой договор не заключен в письменной форме, перечень и объем трудовых обязанностей не согласованы (при этом не имеет значения, где они прописаны, в договоре или приложении к нему – должностной инструкции), то одним фактическим допущением работника к работе работодатель не сможет обосновать свою правоту (в суде) по требованию от работника исполнения возложенных на него устно обязанностей. Согласно Трудовому Кодексу РФ работник имеет право на:
С позиции охраны труда каждый работник имеет право на:
Поскольку не существуют права без обязанностей, то любой работник обязан:
В сфере охраны труда работник как исполнитель обязан:
Качественное выполнение
всех работ требует, как показывает практика,
глубокой внутренней мотивации работников. Ответственность работников по соблюдению требований охраны трудаЗа совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Нарушение требований охраны труда должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, а неспособность руководителя обеспечить надлежащую трудовую дисциплину на порученном участке работы должна расцениваться как его несоответствие занимаемой должности со всеми вытекающими последствиями. При этом выдача руководителями указаний или распоряжений, вынуждающих подчиненных им работников нарушать правила и инструкции по безопасности, самовольно возобновлять работы, приостановленные представителями контролирующих органов, а также бездействие руководителей по устранению нарушений, которые допускают в их присутствии подчиненные работники, являются грубыми нарушениями требований охраны труда. Дисциплинарная ответственность предусматривает наложение на работников дисциплинарных взысканий, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка. Выбор взыскания осуществляется работодателем с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств его совершения, а также предшествующего поведения работника. Как правило, к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекают должностных лиц работодателя. Работники – исполнители (рабочие) – за нарушение правил и норм по охране труда, инструкций по охране труда, по безопасному ведению работ к дисциплинарной ответственности привлекаются как за нарушение трудовой дисциплины. Отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения или сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности считается нарушением трудовой дисциплины, если это является обязательным условием допуска к работе. Профсоюзные органы могут вносить предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм безопасности. Работники органов
государственного надзора имеют право
вносить представления о привлечении
к дисциплинарной ответственности должностных
лиц, систематически нарушающих законодательство
об охране труда, правила и нормы безопасности. Работник привлекается к уголовной ответственности, если деяние по неосторожности причинило тяжкой и средней тяжести вред здоровью человека, вызвало смерть человека или иные тяжкие последствия при авариях, пожарах и т. д. Материальную ответственность работник несет при причинении ущерба работодателю. Заметим, что первый руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Общий принцип определения виновности в неисполнении обязательств следующий: лицо признается невиновным, если при той степени внимательности и тщательности выполнения работы, какая от него требовалась по характеру обязательств трудового договора, оно приняло все меры для надлежащего исполнения всех своих трудовых обязанностей. Основанием для освобождения от ответственности являются:
|