Лекция по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:55, лекция

Описание работы

Лекция по "Экономике организации" на тему: "Приватизация организаций (предприятий)"

Содержание работы

Сущность и принципы приватизации государственных предприятий.
Объекты и субъекты приватизации.
Способы приватизации.
Итоги приватизации в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Приватизация организаций.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА  7. ПРИВАТИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

ЛЕКЦИЯ 16. 

План

  1. Сущность и принципы приватизации государственных предприятий.
  2. Объекты и субъекты приватизации.
  3. Способы приватизации.
  4. Итоги приватизации в Республике Беларусь.
 
  1. Сущность  и принципы приватизации государственных предприятий.

     19 января 1993 года Верховным Советом был принят Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". Согласно статье 1 Закона:

     Разгосударствление  - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

     Приватизация  - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

     Цель  государственной политики в области  приватизации - повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом путем вовлечения в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизации структуры последней; контроля за выполнением собственниками приватизируемого имущества своих обязательств; формирования и развития фондового рынка, в том числе корпоративных ценных бумаг; обеспечения поступлений в республиканский и местный бюджеты средств от приватизации; усиления социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

     Важнейшими  стратегическими направлениями реформирования отношений собственности являются: создание основ многоукладной экономики и конкурентной среды; разработка и ввод в действие правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную; перераспределение и закрепление прав собственности при минимуме социальных конфликтов; привлечение инвестиций в экономику.

     К основным мерам, призванным обеспечить достижение цели государственной политики в области приватизации, следует отнести:

     •  принятие приватизационных решений  на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;

     • ориентацию на интересы потенциальных  инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства;

     •   обязательный учет мирового опыта приватизации, в том числе в области предпродажной подготовки предприятий с привлечением консультантов по финансам, хозяйственному праву и менеджменту, аудитора, оценщика;

     •   сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства;

     •   дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.

     Приватизация  осуществляется путем как безвозмездной  передачи, так и продажи государственной  собственности.

     Закон определяет также основные принципы приватизации (ст. 6):

     - сочетание возмездного и безвозмездного  способов приватизации;

     -  право каждого гражданина Республики  Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

     -  дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

     -  разграничение компетенции по  осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

     -  предоставление определенных социальных  гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

     - контроль за осуществлением приватизации  со стороны государства;

     -  обеспечение широкой гласности  процесса приватизации;

     -  постепенность и поэтапность;

     Огосударствление  экономики рассматривается как усиление участия государства в экономической жизни, проявляющееся в самых различных формах. Разгосударствление — процесс обратный, т.е. ослабление участия государства в регулировании экономической жизни, прежде всего его отказ от непосредственного управления хозяйствующими субъектами. На этот признак - отказ от функций непосредственного управления - надо обратить внимание. Это - главное в разгосударствлении. Функции управления у государства при этом не отнимаются кем-то. Государство само передает их физическим и юридическим лицам. Это тоже надо отметить.

     В рассматриваемом аспекте понятия "огосударствление" и "разгосударствление" корреспондируют с понятиями "национализация" и "денационализация".

     Национализация  - переход из частной собственности в собственность государства земли, предприятий промышленности, транспорта, связи, банков и т.д. Национализация имеет различное социально-экономическое содержание в зависимости от того, в какую историческую эпоху и в интересах какой (каких) социальной группы она проводится. Денационализация - процесс обратный: передача в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате национализации или конфискации имущества частных компаний или индивидуальных капиталистов, скупки государством акций и других ценных бумаг, а также строительства предприятий за государственный счет. 

  1. Объекты и субъекты приватизации.

     Объектами приватизации являются: государственные  предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий; доли (паи, акции) государства в имуществе субъектов хозяйствования.

     В республике решен вопрос об объектах, не подлежащих приватизации. Эти объекты определены в Законе Республики Беларусь "Об объектах, находящихся только в государственной собственности" (май 1998 года). Помимо недр, вод, лесов, особо охраняемых природных территорий, воздушного пространства, не подлежат передаче в частную собственность предприятия и учреждения, имеющие специальное назначение. Сюда относится оборонное производство, производство наркотических и психотропных, взрывчатых, радиоактивных веществ, некоторых химических субстанций, детские учреждения, автомобильные дороги общего пользования, внутренние водные пути, предприятия и организации железнодорожного транспорта, объекты управления воздушным движением, исторического и культурного наследия и др. Также выделены объекты республиканской и коммунальной собственности, приватизация которых ограничена и может быть проведена только о решению Совета Министров (предприятия электроэнергетики, нефте- и газодобычи, гидростанции и пр.) или местных органов власти (бани, прачечные, гостиницы и пр.).

     Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть: граждане и юридические лица РБ, лица без гражданства, иностранные граждане и организации.

     Основу  реформирования собственности в  Республике Беларусь составляет ряд законодательных актов, среди которых законы «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках». Государственная программа разгосударствления и приватизации, Концепция управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001-2005 годы и другие нормативные акты. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» определил основные подходы к реформированию государственного имущества в стране.

     Особое  значение имело вступление в силу в 1999 г. Гражданского кодекса Республики Беларусь, регламентирующего ключевые аспекты владения, пользования и распоряжения собственностью. Гражданским кодексом Республики Беларусь установлено, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, а частной - физические и негосударственные юридические лица. Права всех собственников защищаются равным образом.

     Имущество зачастую называют просто собственностью, включая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.

     Владение - это фактическое обладание имуществом, без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы. Иначе говоря, это начальная форма собственности, отражающая юридическую, документальную фиксацию ее субъекта. Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделенными. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее владельцем. Распоряжение дает возможность использовать объект любым желаемым образом, вплоть до передачи его другому субъекту. 

  1. Способы приватизации.

     Различаю  две формы приватизации: возмездная (выкуп государственного имущества) и безвозмездный (бесплатная передача государственного имущества – передача в собственность трудовым коллективам и раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков).

     Возмездная  форма осуществляется следующими способами:

     1)  аренда с выкупом;

     2)  создание народных предприятий;

     3)  организация акционерных обществ;

     4)  продажа объектов по конкурсу  и (или) на аукционах и др.

     Аренда  - владение и пользование за плату каким-либо имуществом в течение определенного срока, установленного договором. В аренду могут передаваться: земля, здания и сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда сама по себе еще не влечет изменения права собственности. Собственником остается арендодатель, т.е. лицо или организация, предоставляющие данное имущество в аренду. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе. Как правило, она не ниже банковского процента.

     Арендодатель  - собственник имущества, а в случае государственной собственности на предприятие - орган, представляющий собственника. Арендатор, по согласию с арендодателем, может постепенно, за счет накапливаемой на лицевых счетах членов трудового коллектива сумм, распределяемой между ними части чистой прибыли выкупить имущество, взятое в аренду. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, начисления сумм на индивидуальные лицевые счета и т.п., поступают в распоряжение органов управления - дирекции и совета предприятия.

     На  практике арендный подряд с выкупом  себя не оправдал. Гражданский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 июля 1999 года, вообще не предусматривает такой формы хозяйствования, поскольку стало ясно, что коллектив может получить свою долю и в процессе приватизации через акционирование.

     Непросто  складывалась судьба следующей формы  приватизации - коллективных (так называемых народных) предприятий. Предполагалось, что такие предприятия создаются путем постепенного перехода всего имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива, главным образом, путем выкупа. Выкупленное в установленном порядке имущество предприятия принадлежит коллективу в целом и каждому труженику-собственнику в отдельности. Пай (доля) каждого работника определяется уставом и учитывается на лицевом счете этого работника. Утверждалось, что у работников народных предприятий появляется чувство собственности, повышается интерес к работе. Говорили об изменении самой атмосферы труда в подобных коллективах, о более экономном использовании материалов, топлива, инструментов, об улучшении качества выпускаемой продукции без значительных капитальных затрат.

     Коллективное (народное) предприятие создается в случае перехода всего имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива путем выкупа или приобретения имущества иными предусмотренными законом способами. Коллектив предприятия наделялся правами юридического лица и действовал на принципах хозяйственного расчета.

     Имущество государственного предприятия выкупалось или передавалось безвозмездно. Выкупленное имущество считалось общей долевой собственностью работников-собственников (форма коллективной собственности, которой сегодня, согласно Конституции, в республике вообще нет) и учитывалось за каждым работником-собственником на его лицевом счете. Предусматривалось далее, что при ликвидации коллективного предприятия невыкупленное государственное имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, возвращалось в государственную собственность. А в случае полного перехода права собственности на имущество к коллективу работников и последующей ликвидации предприятия, имущество распределялось между совладельцами (их наследниками) после того, как будут произведены расчеты с бюджетом, банками и другими кредиторами предприятия.

Информация о работе Лекция по "Экономике организации"