Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:55, лекция
Лекция по "Экономике организации" на тему: "Приватизация организаций (предприятий)"
Сущность и принципы приватизации государственных предприятий.
Объекты и субъекты приватизации.
Способы приватизации.
Итоги приватизации в Республике Беларусь.
Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем создания государственных ОАО. Акционирование выгодно для предприятий крупных и средних размеров с высокой ликвидностью, достаточной рентабельностью и конкурентоспособностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, строительстве, торговле и т.д. После создания государственных ОАО начинается процесс приватизации, то есть государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации.
Продажей
объекта государственной
• сохранение назначения или профиля объекта приватизации;
• сохранение или создание рабочих мест в течение определенного времени;
• реализация инвестиционных программ;
• обязательство по охране объектов приватизации, имеющих историко-культурную ценность.
Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.
Продажей
объекта государственной
С принятием в 1991 г. в РБ курса на проведение реформ общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составляла 8732, в том числе 3425 (39,2 %) – республиканской и 5307 (60,8 %) – коммунальной форм собственности. За весь период рыночных реформ преобразовано 4554 предприятия (1422 республиканской и 3132 коммунальной собственности). Начальный период (1991-1993 гг.) характеризовался относительно низкими темпами реформирования государственных предприятий. Затем отмечалось их повышение, достигшее максимума в 1994 г., когда был приватизирован 641 объект. Период максимальной активности в приватизационной сфере – 1994-1997 гг. Начиная с 1998 г. все более отчетливо проявляется тенденция к снижению темпов реформирования государственной собственности. (2001 г. – минимальные – 94 объекта). В 2202-2004 гг. наблюдалось относительное ускорение разгосударствления и приватизации, в 2005-2207 гг. произошел заметный спад и процесс реформирования государственной собственности практически заморозился (2007 г. – 13 объектов). С 2008 г. отмечается определенная активизация приватизационных процессов, причем заметно их ускорение по республиканской собственности, когда реформируются относительно крупные объекты промышленности, транспорта, связи и других отраслей.
В
целом процесс
В план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 гг. включены 519 унитарных предприятий, в том числе на 2008 г. – 176, на 2009 – 213, на 2010 г. – 130 предприятий. В указанный период должно быть реформировано более 80 % общего количества субъектов хозяйствования, подлежащих приватизации.
В 2009 г. реформировано 169 предприятий республиканской собственности, на их базе создано 108 открытых акционерных обществ. В 2010 г. было реформировано 223 государственных предприятий, в том числе 111 республиканской собственности и 112 – коммунальной. В целом с 1991 по 2010 гг. было приватизировано 4777 предприятий, из них 1533 республиканских и 3244 коммунальных.
Процесс преобразования госпредприятий является основой для дальнейшего поиска потенциальных инвесторов, которые будут способны обеспечить модернизацию и инновационное развитие производства. В 2010 г. разработан план приватизации государственных объектов на 2011-2013 гг. В этом году планируется продать 180 из 244 госпредприятий, включенных в План приватизации на 2011-2013 годы.
Продажи по конкурсу и на аукционах являются доминирующими способами малой приватизации. Аукцион позволяет наиболее оптимально выполнить основные задачи реформирования коммунальной собственности и получить максимальные суммы для пополнения местных бюджетов. В ходе торгов цена на объекты зачастую во много раз начинает превышать оценочную стоимость. В среднем по республике продажная цена объектов выше стартовой в два раза.
В
сфере республиканской
В
республике применяется
В последнее время внимание к процессу разгосударствления и приватизации заметно усилилось. Так, разработана новая редакция закона «О приватизации государственного имущества», в которой предусмотрено обеспечение возмездного отчуждения объектов приватизации (за плату либо посредством приобретения в госсобственность акций создаваемых ОАО, в уставный фонд которых вносится госимущество), расширение приватизационного поля и "уточнение способов приватизации госимущества, планирование приватизационных процессов на среднесрочный период. В 2010 г. создано Национальное агентство инвестиций и приватизации. Оно подчиняется Правительству, подконтрольно Наблюдательному совету, представляет интересы государства в области привлечения инвестиций в Беларусь, в том числе при приватизации государственного имущества.
Такой статус, как ожидается, позволит указанному агентству вести полноценную работу с органами государственного управления, обеспечить качественное и оперативное взаимодействие инвесторов и региональных органов управления, стать «одним окном» для инвесторов независимо от способа их прихода в Беларусь, а также повысить эффективность приватизационных процессов в стране и привлечения инвестиций в экономику Беларуси.
Обращение именных приватизационных чеков «Имущество», сроки которого должны были истечь 30 июня 2010 г, постановлением Совета Министров Беларуси № 749 продлено по 30 июня 2013 г. Первоначально планировалось, что ваучерная приватизация, которая началась в Беларуси в 1994 г., закончится через 5 лет.
Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, в проведении реформы сохраняется и ряд существенных недостатков: излишняя зарег-ламентированность и формальная усложненность самих приватизационных процедур, часто изменяющееся законодательство в этой сфере, недостаточные гарантии прав собственности, а также не всегда открытый и прозрачный механизм принятия решений по разгосударствлению и приватизации. Это препятствует более активному привлечению инвестиций в нашу страну.