Лекция по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:55, лекция

Описание работы

Лекция по "Экономике организации" на тему: "Приватизация организаций (предприятий)"

Содержание работы

Сущность и принципы приватизации государственных предприятий.
Объекты и субъекты приватизации.
Способы приватизации.
Итоги приватизации в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Приватизация организаций.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

     Разгосударствление  в процессе приватизации осуществляется путем создания государственных  ОАО. Акционирование выгодно для  предприятий крупных и средних  размеров с высокой ликвидностью, достаточной рентабельностью и конкурентоспособностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, строительстве, торговле и т.д. После создания государственных ОАО начинается процесс приватизации, то есть государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации.

     Продажей  объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах. Различают аукцион без условий и аукцион с условиями, когда от покупателя требуется выполнение каких-либо из установленных органом приватизации обязательств. В перечень последних входят:

     • сохранение назначения или профиля  объекта приватизации;

     • сохранение или создание рабочих мест в течение определенного времени;

     • реализация инвестиционных программ;

     • обязательство по охране объектов приватизации, имеющих историко-культурную ценность.

     Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

     Продажей  объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наиболее соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях одерживает победу участник, предложивший наивысшую цену. 

  1. Итоги приватизации в Республике Беларусь.

     С принятием в 1991 г. в РБ курса на проведение реформ общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составляла 8732, в том числе 3425 (39,2 %) – республиканской и 5307 (60,8 %) – коммунальной форм собственности. За весь период рыночных реформ преобразовано 4554 предприятия (1422 республиканской и 3132 коммунальной собственности). Начальный период (1991-1993 гг.) характеризовался относительно низкими темпами реформирования государственных предприятий. Затем отмечалось их повышение, достигшее максимума в 1994 г., когда был приватизирован 641 объект. Период максимальной активности в приватизационной сфере – 1994-1997 гг. Начиная с 1998 г. все более отчетливо проявляется тенденция к снижению темпов реформирования государственной собственности. (2001 г. – минимальные – 94 объекта). В 2202-2004 гг. наблюдалось относительное ускорение разгосударствления и приватизации, в 2005-2207 гг. произошел заметный спад и процесс реформирования государственной собственности практически заморозился (2007 г. – 13 объектов). С 2008 г. отмечается определенная активизация приватизационных процессов, причем заметно их ускорение по республиканской собственности, когда реформируются относительно крупные объекты промышленности, транспорта, связи и других отраслей.

     В целом процесс разгосударствления и приватизации в стране носит  непоследовательный характер. Причина  – неуверенный курс на проведение в республике системных рыночных преобразований.

     В план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 гг. включены 519 унитарных предприятий, в том числе на 2008 г. – 176, на 2009 – 213, на 2010 г. – 130 предприятий. В указанный период должно быть реформировано более 80 % общего количества субъектов хозяйствования, подлежащих приватизации.

     В 2009 г. реформировано 169 предприятий  республиканской собственности, на их базе создано 108 открытых акционерных обществ. В 2010 г. было реформировано 223 государственных предприятий, в том числе 111 республиканской собственности и 112 – коммунальной. В целом с 1991 по 2010 гг. было приватизировано 4777 предприятий, из них 1533 республиканских и 3244 коммунальных.

     Процесс преобразования госпредприятий является основой для дальнейшего поиска потенциальных инвесторов, которые будут способны обеспечить модернизацию и инновационное развитие производства. В 2010 г. разработан план приватизации государственных объектов на 2011-2013 гг. В этом году планируется продать 180 из 244 госпредприятий, включенных в План приватизации на 2011-2013 годы.

     Продажи по конкурсу и на аукционах являются доминирующими способами малой приватизации. Аукцион позволяет наиболее оптимально выполнить основные задачи реформирования коммунальной собственности и получить максимальные суммы для пополнения местных бюджетов. В ходе торгов цена на объекты зачастую во много раз начинает превышать оценочную стоимость. В среднем по республике продажная цена объектов выше стартовой в два раза.

     В сфере республиканской собственности  из всех способов рыночного реформирования акционирование является приоритетным и чаще всего единственно возможным для средних и крупных предприятий. Для многих субъектов хозяйствования это лучший способ поправить финансовое состояние благодаря привлечению дополнительных инвестиций, в том числе иностранных. За 1991-2009 гг. доля акционирования возросла с 15,8 до 100%. При этом основной организационно-правовой формой преобразованных предприятий в Беларуси стали акционерные общества, в уставном фонде которых государство сохранило значительную долю своего участия в виде пакетов акций.

     В республике применяется индивидуализированный подход к реформированию каждого объекта госсобственности. Это позволяет реализовать полный цикл подготовительных мероприятий - от диагностики экономического состояния объекта до поиска потенциальных стратегических инвесторов с учетом экономических, социальных, экологических и других последствий реформирования, интересов обеспечения национальной безопасности. Особое внимание при этом уделяется вопросам оценки эффективности реформирования государственной собственности.

     В последнее время внимание к процессу разгосударствления и приватизации заметно усилилось. Так, разработана новая редакция закона «О приватизации государственного имущества», в которой предусмотрено обеспечение возмездного отчуждения объектов приватизации (за плату либо посредством приобретения в госсобственность акций создаваемых ОАО, в уставный фонд которых вносится госимущество), расширение приватизационного поля и "уточнение способов приватизации госимущества, планирование приватизационных процессов на среднесрочный период. В 2010 г. создано Национальное агентство инвестиций и приватизации. Оно подчиняется Правительству, подконтрольно Наблюдательному совету, представляет интересы государства в области привлечения инвестиций в Беларусь, в том числе при приватизации государственного имущества.

     Такой статус, как ожидается, позволит указанному агентству вести полноценную работу с органами государственного управления, обеспечить качественное и оперативное взаимодействие инвесторов и региональных органов управления, стать «одним окном» для инвесторов независимо от способа их прихода в Беларусь, а также повысить эффективность приватизационных процессов в стране и привлечения инвестиций в экономику Беларуси.

     Обращение именных приватизационных чеков «Имущество», сроки которого должны были истечь 30 июня 2010 г, постановлением Совета Министров Беларуси № 749 продлено по 30 июня 2013 г. Первоначально планировалось, что ваучерная приватизация, которая началась в Беларуси в 1994 г., закончится через 5 лет.

     Несмотря  на наметившиеся позитивные тенденции, в проведении реформы сохраняется и ряд существенных недостатков: излишняя зарег-ламентированность и формальная усложненность самих приватизационных процедур, часто изменяющееся законодательство в этой сфере, недостаточные гарантии прав собственности, а также не всегда открытый и прозрачный механизм принятия решений по разгосударствлению и приватизации. Это препятствует более активному привлечению инвестиций в нашу страну.

Информация о работе Лекция по "Экономике организации"