Ликвидация организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………. …...4
1. Понятие ликвидации, основания и виды……………………………………..6
1.1Ликвидация и основания для ликвидации ..……………….…..………. 6
1.2 Возможные варианты ликвидации предприятия……………….......... 11
2. Порядок проведения ликвидации…………………………………………….16
2.1 Этапы ликвидации и функции ликвидационной комиссии .……........ 16
2.2 Рассмотрение ликвидации предприятия..………………………….….. 31
Заключение…………………………………………………….……………..….. 40
Список использованных источников………………………………………..…. 42

Файлы: 1 файл

Ликвидация организаций.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Если стоимость имущества  юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, ликвидационная комиссия должна совершить действия либо по подготовке к применению процедуры добровольной ликвидации, что предусматривает принятие такого решения совместно с кредиторами, либо по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом. Например, ч. 10 ст. 23 Закона о банках предусматривает, что учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с ЦБР. Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс - это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

  • Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003
  • Доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности);
  • Промежуточный ликвидационный баланс.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Законом установлена очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Основанием для начала выплаты денежных сумм кредиторам является утверждение промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

В первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. В этих целях юридическое лицо обязано капитализировать суммы, необходимые для выплаты возмещения вреда в будущем, и внести их в органы государственного страхования.

Во вторую очередь  производятся расчеты по выплате  выходных пособий и оплате труда  с лицами, работающими по трудовому  договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Вследствие ликвидации юридического лица эти категории физических лиц находятся в более уязвимом положении по сравнению с другими кредиторами. Во-первых, потому, что доход, предоставляемый им юридическим лицом, является по общему правилу основным, а зачастую - единственным источником средств существования. Во-вторых, лица наемного труда и приравниваемые к ним категории лиц на практике в определенном смысле авансируют своим трудом юридическое лицо, - заработная плата, к примеру, выплачивается лишь после завершения работы; но в отличие от других кредиторов эти лица лишены каких-либо гарантий своего кредита. В-третьих, названные категории физических лиц являются, как правило, кредиторами единственного должника и, следовательно, при его ликвидации теряют все, включая рабочее место, тогда как прочие кредиторы имеют многих должников и рискуют потерять разве что одно требование из многих имеющихся.

В третью очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. С учетом того, что требования предыдущих групп кредиторов удовлетворяются в полной мере, институт залога, имеющий целью облегчение получения кредита, может утратить значительную часть своей эффективности. Организации с большим количеством занятых могут столкнуться с трудностями в получении кредитов, поскольку именно они имеют самую большую задолженность по заработной плате.

В четвертую очередь  погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Как правило, государство является самым крупным кредитором ликвидируемого юридического лица. И если бы его требования пользовались более высоким приоритетом, то после расчетов по ним вероятность удовлетворения требований других кредиторов была бы достаточно малой.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами  в соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом  об обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.

При ликвидации банков или  других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в число кредиторов, имеющих право на удовлетворение требований в первую очередь, наряду с лицами, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, включаются также граждане, являющиеся кредиторами названных банков или кредитных учреждений. Выплаты кредиторам первых четырех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного. При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией  для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для  удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности. Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации. Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.

Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и  т.д. Затем продаже подлежит готовая  продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства. Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности. Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим  решение о ликвидации, а также  согласовывается с налоговым органом.

 

Имущество, оставшееся у  организации после расчетов с  кредиторами, распределяется между  ее участниками пропорционально  их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между  учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.

Нужно обратить внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

После проведения всех взаиморасчетов необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются сообщение о закрытии счета в двух экземплярах, на одном из которых налоговая инспекция ставит отметку с датой принятия. Данное сообщение необходимо сдать не позднее десяти дней со дня закрытия счета, так как невыполнение данного требования влечет наложение штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.

После утверждения ликвидационного  баланса заявитель (руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий) направляют в регистрационный орган необходимые документы.

От уплаты государственной  пошлины за государственную регистрацию  юридических лиц (2000 рублей) освобождаются:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы.

В течение пяти дней с  даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана  выдать свидетельство о прекращении  деятельности юридического лица и уведомление  о снятии с налогового учета.

По причине того, что большинство функций уже были описаны в предыдущей главе, не станем подробно останавливаться на каждой из них.

Ликвидационная комиссия – это комиссия (лицо), назначаемая учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Основной задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности ликвидируемой фирмы в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. Важными функциями ликвидационной комиссии являются выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности. После окончания назначенного срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества первичной профсоюзной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  все полномочия по управлению организацией, и она осуществляет ликвидацию юридического лица. Если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.

Состав ликвидационной комиссии согласуется с регистрирующим органом. Государственную регистрацию юридических лиц при ликвидации осуществляет ФНС России (ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ). На основании ст.20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлена специальная форма N Р15001 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица. Кроме самого решения о ликвидации, в протоколе, фиксирующем это решение, должны быть предусмотрены образование ликвидационной комиссии и ее состав. Налоговый орган должен быть уведомлен о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора (конкурсного управляющего). Получив уведомление, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает вышеуказанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации.

Перед началом ликвидации ликвидационная комиссия помещает в  печатных изданиях объявления о ликвидации организации, в которых должны быть отражены следующие данные:

  • наименование ликвидируемого юридического лица;
  • дата принятия решения о ликвидации;
  • наименование органа, который принял решение о ликвидации;
  • ИНН организации, номер в Едином государственном реестре юридических лиц;
  • адрес, телефон, факс;
  • порядок и сроки предъявления требований кредиторов к организации.

Информация о работе Ликвидация организации