Ликвидация организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………. …...4
1. Понятие ликвидации, основания и виды……………………………………..6
1.1Ликвидация и основания для ликвидации ..……………….…..………. 6
1.2 Возможные варианты ликвидации предприятия……………….......... 11
2. Порядок проведения ликвидации…………………………………………….16
2.1 Этапы ликвидации и функции ликвидационной комиссии .……........ 16
2.2 Рассмотрение ликвидации предприятия..………………………….….. 31
Заключение…………………………………………………….……………..….. 40
Список использованных источников………………………………………..…. 42

Файлы: 1 файл

Ликвидация организаций.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, в который  должны быть включены следующие мероприятия:

  • инвентаризация имущества организации;
  • составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;
  • сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
  • анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию;
  • анализ и характеристика кредиторской задолженности;
  • подготовка сведений о размерах и составе активов организации;
  • определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;
  • определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований;
  • установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;
  • определение порядка увольнения персонала ликвидируемой организации;
  • установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей (если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то последняя должна быть также ликвидирована);
  • определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
  • подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;
  • закрытие счетов организации в банках;
  • передача на хранение в архив документов по личному составу ликвидируемой организации (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган;
  • согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

Для решения вопроса  об ответственности ликвидационной комиссии необходимо сначала определиться с ее правовым статусом. Ликвидационная комиссия должна быть приравнена к органам управления обществом, а члены ее - к должностным лицам исполнительного органа. «Отсюда и ответственность ликвидационной комиссии перед обществом, его участниками должна наступать в соответствии с нормами трудового законодательства. Причем конкретную материальную ответственность несет не комиссия как таковая, а каждый виновный член ликвидационной  комиссии»1

 

2.2 Рассмотрение ликвидации предприятия

 

Решением суда Свердловской области от 21 апреля 2003 года по делу №А-49-285103 должник Европейско-Азиатский коммерческий банк «Евроазиябанк» признан несостоятельным и в отношении него открыто конкурсное производство. Арбитражным управляющим назначен Сорокин Ю.И.

Процедуры внешнего управления не осуществлялись. План конкурсного производства предполагал взыскание задолженности с АО «Ягодное» в пользу ликвидационной комиссии.

Со дня открытия конкурсного  производства арбитражный суд не вправе принимать к рассмотрению исковые заявления о взыскании  с должника-банкрота денежных сумм.

В АО «Ягодное» входит ТОО «Молочко», все учредительные документы которого носят юридическую силу. По разрешению администрации г. Нижний Тагил совхоз «Ягодный» вошел в ТОО «Молочко» в качестве учредителя вместе с имуществом, которое согласно приказу № 60-2 от 11.07.98г. было передано на баланс ТОО «Молочко».

Часть этого имущества  по акту от 24.07.98г. было передано совхозу на временное хранение.

По договору о прекращении  обязательств от 17.10.2000г. и акту приема-передачи в порядке ст. 409 ГК в погашение задолженности по кредитным договорам ТОО «Молочко» передало Ликвидационной комиссии помещение инкубатора, магазин, склад, дизельные установки, станки КСМ.

Реализация имущества  осуществляется после предварительных  этапов:

  • анализ наиболее эффективного использования объектов недвижимости;
  • расчет восстановительной стоимости объектов;
  • расчет рыночной стоимости объектов с учетом износа, эксплутационных и потребительских качеств.

При разумном ведении  хозяйства, наилучшим  и наиболее эффективным использованием приносящим максимальную прибыль, объектов оценки (зданий сооружений, машин, оборудования, транспорта) было выбрано использование их, по своему прямому функциональному назначению для целей сельскохозяйственного производства.

При определении полной восстановительной стоимости транспорта, машин и оборудования за основу брались цены заводов изготовителей.

Аудиторская проверка может  быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению  государственных органов, определенных указанными выше Временными правилами. Пункт 10 упомянутых выше Временных правил называет среди таких органов и арбитражный суд. Исходя из этого, суд при рассмотрении дела о банкротстве должен, решая вопрос о назначении аудиторской проверки, руководствоваться названными Временными правилами с соблюдением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Если у суда нет сомнений в правильности составления бухгалтерского баланса, и участниками процесса не заявлялось ходатайства о назначении такой проверки, оснований для проведения такого рода экспертизы не имеется. В данном случае аудиторская проверка не проводилась.

В отношении денежных средств клиента, снятых по его поручению  с расчетного счета, однако не перечисленных по назначению банком, впоследствии признанным банкротом, право требования остается у клиента, давшего банку соответствующее поручение. В процессе конкурсного производства в отношении банка, признанного банкротом, конкурсный управляющий установил, что банк, сняв по поручениям клиентов с их расчетных счетов денежные суммы, не перечислил их по назначению, в том числе в бюджет и внебюджетные фонды. Рассматривая требования госналогинспекции, пенсионного фонда, фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования и других кредиторов, управляющий считал, что эти суммы являются задолженностью банка-банкрота перед бюджетом, внебюджетными фондами и другими лицами, которым предназначались соответствующие средства. Исходя их этого, очередность удовлетворения требований кредиторов была определена управляющим получателям соответствующих средств.

Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых  возникли после открытия конкурсного  производства, подлежали уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 30 Закона о банкротстве).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно сделать выводы  о приемлемости нормативных актов и действующих законов в России по ликвидации организаций, а также выделить некоторые  аспекты по рассматриваемому вопросу.

Ликвидация кредитной  организации должна быть зафиксирована  в Госреестре, после чего должно быть получено свидетельство о ликвидации.

Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по решению суда.

Рекомендуется проведение аудиторской проверки для предотвращения возникновения каких-либо неприятностей  от налоговых органов, а также  во избежание ошибок в бухгалтерском учете  организации и правильном отражении основных фондов предприятия на счетах бухгалтерского учета.

При подаче заявления  о ликвидации кредитной организации  создается ликвидационная комиссия, состоящая из учредителей или ответственных работников предприятия в целях выявления кредиторов и получения дебиторских задолженностей.

При ликвидации организации  составляется промежуточный ликвидационный баланс. После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению участниками (акционерами) юридического лица или руководящим органом, который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с государственным органом по регистрации. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между участниками (акционерами) в соответствии с очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-правовой форме юридического лица (ООО, АО).

Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся.

Разрешение проблем  создания новых предприятий –  одно из приоритетных направлений современной  российской экономики. Для развития предпринимательства правительством вводятся различные изменения в системе регистрации, ликвидации, а так же налогообложения юридических лиц. Например, для того чтобы силы предпринимателей на начальном этапе направлялись не столько на согласование своей деятельности со всеми необходимыми инстанциями, сколько на решение многочисленных внутренних вопросов нового предприятия, правительство ввело при государственной регистрации систему «одного окна», которая значительно упрощает данную процедуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бобрышев А.Д. Как ликвидировать  предприятие? (Практическое  пособие).- M.: Финстатинформ, 2005.- С. 5-13
  2. Богомолов В. А., Богомолова А. В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика. - М.: Юнита-Дана, 2003., 272 с,
  3. Гражданский Кодекс РФ, Часть 1 от 10.02.2006. – Москва, 2006.
  4. Еженедельник «Экономика и жизнь» №14 (9124) Апрель 2006.
  5. Зайцева Н.А. Антикризисное управление предприятием: теория и практика - Инфра-М, 2004,- 179 с.
  6. Ильина А.И. «Экономика предприятия»:- М.: ООО «Новое знание», 2005.- с.697;
  7. Короткова Э. М. Антикризисное управление: Учебник.- М.: ИНФРА - М, 2002.
  8. Курошева Г.М. Теория антикризисного управления предприятием -: Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2002,- 372 с. 
  9. Методология антикризисного управления: Учебно-практическое пособие ЮнГ.Б.- М.: Дело, 2004.
  10. Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 344 «Об утверждении временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемьгх организаций арбитражных управляющих».
  11. Постановление Правительства РФ № 367 от 25.06.2003 г. «Правила проведения арбитражными управляющими финансового анализа».
  12. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 «Об утверждении положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом».
  13. Приказ ФСФО России от 23 января 2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организации».
  14. Раянов Ф. Акционерное общество:  вопросы имущественной и материальной ответственности
  15. Таль Г.К. Антикризисное управление в 2-х т.: Т.1 Правовые основы, Т.2 основы, Т.2 Экономические основы.- М: Инфра-М, 2004 г, 1800 с.
  16. Уткин Э. А., Шабанов Д. С. Антикризисное управление в малом бизнесе.- :ТЕИС, 2004г., 128 с.
  17. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  18. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. - М: Дедо, 2003.- 448 с.
  19. Яковлев В. Ф. Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика № 23-24, 2003.

 




Информация о работе Ликвидация организации