Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:32, курсовая работа
Лизинг может способствовать решению одной из главнейших задач, стоящих перед российской экономикой – повышению эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, повышению инвестиционной активности и заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и гарантий возвратности.
Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата.
Введение
1.Теоретические и правовые основы лизинговой деятельности
1.1 Сущность, понятие и виды лизинговых сделок
1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений, преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов
2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России
2.1 Особенности мирового развития лизинга
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России
Заключение
Список используемой литературы
Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования; инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания; государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики; банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.
Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуации, сложившейся в России на данном этапе, заключаются в следующем:
1. Для
государства. При сложившейся экономической
ситуации и острой
Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности. Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.
Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.
2.Для
лизингополучателя. При наличии
рентабельного проекта
Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, (например, при оперативном лизинге).
Согласно федеральному закону «О лизинге» ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше.
У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начисление амортизации, выплата части налогов и управление долгом осуществляет лизинговая компания.
В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.
3.Для
лизингодателя. Для лизинговых компаний
как инвесторов лизинг
До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.
В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.
Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.
4.Для
продавцов лизингового
Резюмируя сказанное, отметим, что лизинг несет в себе больший потенциал нежели кредит или аренда. При лизинговых отношениях все стороны менее подвержены риску, что значительно увеличивает привленактельность данных сделок.
2 Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России
Отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона. Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и для производственных целей. По данным издания «Европейский лизинг», до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили.
Остальное приходится на производственное оборудование, лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др. Приоритет лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм как наиболее эффективный.
Однако следует учитывать, что в понятие «лизинг» на Западе входит как финансовая аренда, так и оперативная; причем последняя фактически является обычной арендой. В России же под понятием лизинг обычно понимается только финансовая аренда.
Всего в Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ для лизингового бизнеса.
Рынок лизинговых услуг открыли новые возможности в США превосходит страны Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ как по масштабам, так и по уровню развития.
Широкое использование лизинга в США, да и в развитых странах Западной Европы, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку в этих странах (начиная с 50-х гг. - в США и с 60-х гг. - в Западной Европе) осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм.
Для использования лизинга не обязательно предоставление особых налоговых льгот, вполне достаточно тех преимуществ, которые продиктованы самим механизмом. Так, возможность отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей имеет преимущество перед другими формами производственных инвестиций.
Уровень и глубину развития лизинга в стране определяют:
-нормативно-законодательная база;
-государственное регулирование;
-макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка (инвестиционные льготы, уровень банковского процента, особенно налогообложения, степень инфляции. и др.);
-использование системы бухгалтерского учета.
Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.
Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.
Новые сделки на рынке лизинга в 2011 году продемонстрировали динамику, сопоставимую с докризисным 2007-м годом; сумма контрактов по сравнению с 2010 годом выросла в 2,3 раза. Столь высокую активность уже трудно назвать восстановлением - скорее это новая волна роста. Объём нового бизнеса в денежном выражении составил 725 млрд. рублей.
Быстрый рост обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.
Тройка лидеров рынка по объёму новых сделок в 2011 году —«ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-лизинг». В сумме на эти компании пришлось 41,1% объёма новых сделок. Заметный рост доли лизингодателей из госсектора связан с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через Государственную транспортную лизинговую компанию, судостроительной- через «ВЭБ-лизинг»).
Развитию лизингового рынка в российской экономике способствует множество факторов, среди которых следует отметить:
-ускорение темпов обновления техники и технологии, потребность в более совершенном оборудовании, необходимость замены старого производственного оборудования на более современные образцы;
-физический и моральный износ основных средств, не удовлетворяющих современным стандартам качества и безопасности;
-усложнение и удорожание сервисного обслуживания новой техники, ограничивающие его осуществление самими пользователями;
-увеличение дифференциации выпускаемой продукции и расширение потребности не постоянного, а временного использования дорогостоящей специализированной техники;
-недостаток собственного капитала и распространенная недоступность традиционных источников инвестирования для малого и среднего бизнеса.
Однако, несмотря на положительные факторы развития, российский рынок лизинга имеет ряд характерных проблем.
На данный момент существует практическая невозможность использования лизинга в некоторых отраслях российской экономики.
Данная тенденция наиболее ярко проявляется в судостроении, доля сегмента в лизинговом портфеле которого на 01.01.2012 составила всего 2,0%. Эксперты отмечают, что лизинг в российском судостроении практически не работает, что является одной из основных причин упадка всей отрасли.
Чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, сейчас разрабатывается проект правительственного постановления, согласно которому государственное субсидирование ставок по лизинговым платежам должно увеличится с двух третей до 90% от ставки рефинансирования ЦБ, а его сроки с 3 до 8 лет.
Однако, главной проблемой тормозящей развитие лизинга, является ограничение по сумме лизингового контракта, которая должна составлять не менее 2 млрд. рублей.
Поднять
такую сумму смогут только
крупные судовладельцы, лизинг же
жизненно необходим компаниям
меньшего масштаба, которые не
способны привлекать
На сегодняшний день спорным является вопрос о сохранении ускоренной амортизации для лизингового имущества. В случае её отмены, рынок лизинга в 2013—2014 годах сократится в два-три раза, в случае сохранения, наоборот прирост объёма новых сделок в 2012 году составит 40—50% и достигнет 1—1,1 трлн. Рублей.
Но государственное регулирование и поддержка отдельных экономических отраслей это не единственный способ решить проблемы российского лизингового рынка.
Мировой финансовый кризис и его последствия в 2008—2009 годах проверил лизингодателей на прочность, которые столкнулись с массой новых трудностей, которых раньше не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка.
Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платёжной дисциплины лизингополучателей, реализация масштабных валютных рисков привёл к сокращению рынка на 68% за два года.
Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объёмов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля.
Резко увеличилось число компаний, организовавших в своей структуре отдельное подразделение по управлению рисками, компании, у которых подразделение риск-менеджмента в начале кризиса уже существовало, вводили дополнительные процедуры управления рисками и разрабатывали новые регламентирующие документы.
Именно внимательное отношение к риск-менеджменту позволит российским лизинговым компаниям выйти на новый уровень развития, сохранив и преумножив собственные активы.
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков.
Потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, поэтому лизинговое финансирование и в последующие годы будет пользоваться устойчивым спросом.
По существу, лизинг является наиболее выгодной и рациональной формой финансирования капитальных вложений, максимально удобной для предприятия, как с точки зрения налогообложения, так и в смысле организационно-управленческой эффективности.
Следует сказать, что лизинг в России успешно развивается, этому спрособствует множество факторов, ткаих как потребность в более совершенном оборудовании, недостаток собственного капитала, моральный и физический износ основыных средств
Лизинг активно используется в качестве инструмента для привлечения инвестиций, поддержки малого и среднего бизнеса и способствование подъему отечественного производства.
2.3 Перспективы развития лизинга в России
Для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.
Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия.
Информация о работе Лизинг - финансовый инструмент развития рыночной экономики