Лизинг - финансовый инструмент развития рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Лизинг может способствовать решению одной из главнейших задач, стоящих перед российской экономикой – повышению эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, повышению инвестиционной активности и заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и гарантий возвратности.
Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические и правовые основы лизинговой деятельности
1.1 Сущность, понятие и виды лизинговых сделок
1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений, преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов
2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России
2.1 Особенности мирового развития лизинга
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств.

Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам имущества.

Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации.

В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат.

Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность ускоренной амортизации, пока оценить трудно. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Минфин и Федеральная налоговая служба РФ, предполагая повышение налоговых сборов. «Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации.

Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения».

Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации при лизинге противоречит курсу страны на модернизацию экономики.

Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы.

Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса.

Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг— практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость поддержки механизма лизинга государством.

 Безусловно, развитие государственных  программ и лизинговых компаний—  это очень правильный инструмент  экономической и промышленной  политики. Но не менее важно  сохранить и простимулировать  рыночный сектор лизинга.

«Минэкономразвития планирует внести изменения в Закон о финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц». Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка.

За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора.

 Также изменения порядка  взыскания позволят снизить затраты  лизинговых компаний, что сделает  более доступными их услуги.

По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.

Минусов от планируемых законодательных поправок также достаточно. Изменения процесса изъятия предмета лизинга— процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей.

Что касается повторного лизинга, то  возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката.

Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.

«В среднесрочном периоде рынок лизинга для малого бизнеса будет расти, но устойчивость этого роста остается под вопросом в связи с недостатком у государства финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса».

На фоне неблагоприятных изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую роль. Есть два пути такого регулирования.

Первый— связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные формы и методы, они включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность.

Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется.

Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям.

Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе.

Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования.

Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными.

Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем.

Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе было определено понятие лизинга. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду.

Понятие договора финансовой аренды (лизинга) отражает тройственную природу лизинговой сделки:

1) лизингодатель  заключает договор с поставщиком;

2) лизингодатель  заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение  кредита для приобретения имущества;

3) лизингодатель  заключает договор с лизингополучателем  на передачу данного имущества  в лизинг.

Из многочисленных функций лизинга общепризнанными являются четыре:

1) финансовая  функция выражается в освобождении  лизингополучателя от единовременной  оплаты полной стоимости необходимого  имущества;

2) производственная  функция заключается в оперативном  решении производственных задач  путем временного использования, а не покупки дорогостоящего  имущества;

3) сбытовая  функция - это расширение круга  потребителей и завоевание новых  рынков сбыта посредством применения  лизинговых схем;

4) функция  получения налоговых льгот.

Субъектами лизинговых отношений являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга.

Объектами лизинга в РФ могут выступать любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательской деятельности.

В составе предметов лизинга можно выделить здания и помещения, передаточные устройства, силовые машины, рабочие машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, прочие машины и оборудование.

Лизинговый рынок России в 2011г. продемонстрировал динамику сопоставимую с докризисным 2007 годом. Объем нового бизнеса составил 725 млрд. долл., Доля лизинга в ВВП достигла 3,2% . В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7%. Прирост объема нового бизнеса составил 152% - и это означает, что рынок вышел на новую стадию роста.

Среди наиболее важных тенденций на рынке - диверсификация источников финансирования деятельности, оптимизация управления рисками и бизнес-процессами и экспансия лизинговых компаний в регионы. Диверсификация источников финансирования заставляет лизинговые компании активнее повышать свою кредитоспособность и подтверждать ее высокий уровень рейтинговыми оценками.

Рост рынка в значительной степени был обусловлен избытком ликвидности у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств. А это значит, что увеличилось кредитование инвестиционных проектов, в том числе и лизинга, который является довольно надежным вариантом инвестиций.

Во-вторых, существенно улучшилась осведомленность потенциальных клиентов о лизинге. Множество предприятий по достоинству оценили преимущества лизинга как удобного и выгодного финансового инструмента, и количество обращений в лизинговые компании росло в геометрической прогрессии. В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, удлиняются сроки сделок.

Среди факторов, которые в наибольшей степени повлияли на рост объемов отечественного лизинга, были отмечены:

-улучшение экономической ситуации в стране;

-рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;

-обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;

-улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);

-увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;

-рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;

-разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;

-развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:

-недостатки в администрировании налогообложения;

-большие проблемы с НДС;

-произвол налоговых органов;

-правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость).

Есть менее значимые, но тоже важные факторы, тормозящие развитие лизинга:

-ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;

-неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;

-отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;

-недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;

-проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране.

К концу 2020 года рынок имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз, при условии, что будут решены налоговые и юридические проблемы, препятствующие полноценному развитию рынка. Прежде всего, это проблемы возмещения НДС, определения выкупной стоимости имущества, проработка необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга, признание оперативного лизинга в качестве инвестиционного инструмента. Если же до конца 2012 г. законодательная и налоговая инфраструктура рынка лизинга не улучшится, то к концу 2014 г. итоги будут куда более скромными - рынок вырастет всего в 2,5-3 раза.

Информация о работе Лизинг - финансовый инструмент развития рыночной экономики