Малое предпринимательство в системе рыночных отношений и особенности его налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:37, дипломная работа

Описание работы

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение , с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Содержание работы

Введение
Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике
Сущность малого предпринимательства
Роль малого бизнеса в экономике
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
Правовые основы деятельности малых предприятий
Создание и ликвидация малых предприятий
Государственная регистрация
Управление предприятием
Хозяйственная и иная деятельность предприятия
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства
Налоговые льготы
Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности
Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности
Налогообложение малого предпринимательства: проблемы и пути совершенствования
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство в системе рыночных отношений и особенности его налогообложения.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.

В свою очередь, к производным  доходам относятся доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации.

Таким образом, доходы, подпадающие  под налогообложение единым налогом  на вмененный доход относятся, к  группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что  определение величины данных доходов  производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно. Неразработанность системы оценки вмененного дохода может привести к значительному росту злоупотреблений как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате налога.

Действующий порядок  применения единого налога на вмененный  доход и пути его совершенствования.

 

В настоящее время  порядок применения единого налога на вмененный доход определяется в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», носящем рамочный характер, и некоторыми другими нормативными актами, среди которых необходимо выделить:

 

- Приказ  Госналогслужбы  РФ  от  12  августа  1998  г.  N  БФ-3-02/182, в котором утверждена примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода.

- Приказ Госналогслужбы  РФ от 9 сентября 1998 г. № БФ-3-02/234, в котором отражена форма  уведомления  о  переводе  налогоплательщика  на  уплату  единого налога  с  вмененного  дохода.

- Письмо Правительства  РФ от 7 сентября 1998 г. N 4435п-П5, в котором   приведены рекомендуемые  формулы  расчета  суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их  составляющих

- Постановление  Правительства   РФ  от  3  сентября  1998  г.  N  1028, в котором утверждена  форма  свидетельства  об  уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. 

Применение закон о  едином налоге на вмененный доход  предполагает включает в себя определение  следующих основных моментов:

- место налога в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;

-круг плательщиков  данного налога;

-объект обложения  данным налогом ;

-методика расчета  налога

-порядок исчисления  и сроки уплаты налога;

-совершенствование существующего  порядка

 

 

Место единого  налога на вмененный доход в системе  налогообложения малых предприятий

 

Необходимо отметить, что переход на уплату данного  налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов, установленный  ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы РФ». В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты ряда налогов, среди которых:

 

- государственная пошлина;

- таможенные пошлины  и иные таможенные платежи;

- лицензионные и регистрационные  сборы;

- налог на приобретение  транспортных средств;

- налог на владельцев  транспортных средств;

- земельный налог;

- налог  на  покупку   иностранных  денежных  знаков  и платежных документов, выраженных  в иностранной валюте;

- подоходный   налог,   уплачиваемого   физическими   лицами, осуществляющими   предпринимательскую   деятельность   без   образования юридического  лица,  с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при  осуществлении  предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;

- удержанные   суммы   подоходного  налога,  а   также  налога  на добавленную   стоимость  и  налога  на  доходы  из источника в Российской  Федерации  в случаях, когда  законодательными актами Российской  Федерации о  налогах  установлена   обязанность  по  удержанию  налога  у источника выплат.

Таким образом, видно, что  введение единого налога на вмененный  доход не означает переход к уплате субъектами малого предпринимательства  какого-то одного налога, тем не менее  вышеуказанный перечень налогов  значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.

Плательщиками единого  налога являются согласно ст. 3 Закона юридические лица и граждане, занимающиеся  предпринимательством без образования  юридического лица (предприниматели) в  определенных сферах деятельности, представленные ниже в виде схемы 1. (знак "+" означает обязательность перехода на единый налог на вмененный доход)

При этом следует обратить внимание на то, что филиалы юридических  лиц не будут самостоятельными плательщиками  единого налога.

Ст. 83 Общей части Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что организации, в состав которых входят филиалы и (или)  представительства, расположенные на территории России, обязаны встать на  учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту  нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства.

В связи с этим организации  будут обязаны уплачивать единый налог по  месту нахождения своих  филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и  представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а  налоговые органы должны выдавать Свидетельства об уплате единого налога  по каждому филиалу (подразделению) (Письмо Госналогслужбы РФ от  26.08.98 N КУ-6-02/553).

Схема 1.

Сферы деятельности:

 

Оказание ремонтно-строительных услуг, (строительство завершенных  зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного  участка и иные услуги по ремонту  и строительству  зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий  (Предприниматели +)


Оказание бытовых услуг физическим  лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов  личного  пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов) (Организации+ и предприниматели+)


Оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том  числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг (Организации + предприниматели+)


   Оказание услуг по краткосрочному проживанию (Предприниматели +)


Оказание консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских  и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в  области образования  (Предприниматели+)


Общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания) (Организации+, предприниматели+, если численность  работающих на объекте общественного  питания не превышает 50 человек)


Розничная торговля, осуществляемая через магазины, палатки, рынки, ларьки, торговые павильоны и другие места  организации торговли, в том числе  не имеющие стационарной торговой площади. (Организации+  и предприниматели+, если численность работающих на объекте не превышает 30 человек)


Розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами (Организации + и  предприниматели+)


Оказание транспортных услуг  (Организации+,  если численность  работающих до 100 человек)


Оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок (Организации+ и предприниматели+)


 

Следует отметить, что  с экономической точки зрения выделения ограниченного перечня  сфер хозяйственной деятельности, на которые впоследствии будет распространяться единый налог на вмененный доход, означает  нарушении одного из принципов налогообложения – всеобщности. 

Выборочное налогообложение  по существу означает нерыночный механизм регулирования предпринимательской  деятельности, поскольку  оно ставит в неравные условия всех субъектов хозяйственной деятельности, что может затруднить развитие конкуренции и препятствовать свободному перемещению капиталов и трудовых ресурсов. Чрезмерная регламентация государством различных видов деятельности может нанести серьезный ущерб предпринимательству за счет "выравнивания" положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.

Кроме того, важно подчеркнуть  то обстоятельство, что согласно указанным  видам деятельности налог на вмененный  доход распространяется только на те из них, которые ориентированы на конечного потребителя и где   расчеты производятся наличными деньгами.

Такой подход не устраивает те малые предприятия, которые одновременно осуществляют и производство и реализацию. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный же доход определяется только по розничной торговле.

Объектом обложения  единым налогом с вмененного дохода является  вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененный доход – это  потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за  вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход  рассчитывается с учетом совокупности факторов, которые непосредственно  влияют на получение такого дохода.

При расчете вмененного дохода учитывается такие составляющие как  базовая доходность (условная доходность на единицу физического  показателя)  того вида деятельности, который осуществляет налогоплательщик, физические  показатели (единица площади, численность работающих и другие) и  повышающие (понижающие) коэффициенты.

Данные коэффициенты, устанавливаются в зависимости  от:

- ассортимента реализуемой  продукции;

- качества предоставляемых  услуг;

- сезонности;

- суточности работы;

- качества занимаемого помещения;

- производительности  используемого оборудования;

- возможности использования  дополнительной инфраструктуры;

- инфляции;

- количества видов  деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.

На эти коэффициенты базовая доходность корректируется при расчете вмененного налога.

Для того чтобы рассчитать единый налог, подлежащий уплате в бюджет,   необходимо вмененный доход умножить на 0,2 (ставка единого налога – 20  процентов).

Определенные коррективы вносятся в порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в сторону его упрощения.

В случае применения единого налога на вмененный доход налогоплательщики  будут,  согласно ст.4, обязаны вести  учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок  ведения расчетных и кассовых операций.

Следует также отметить, что при  осуществлении  нескольких  видов  деятельности, подпадаемых  под действие закона, учет доходов  и расходов ведется раздельно  по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики также не освобождаются от обязанности предоставлять в налоговые  и   иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности. Формы отчетности по единому  налогу  устанавливаются нормативными  (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целом же надо сказать, что система бухгалтерского учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства значительно  упрощается с введением единого  налога на вмененный доход, что в  целом безусловно является положительным  моментом для налогоплательщиков, так как  позволит упростить процедуру расчета и сбора налогов, избежать ошибок при налогообложении. Однако с другой стороны,  следует отметить, что упрощенная система учета предполагает отказ от метода двойной записи, что может привести к тому, что через время в случае, если малое предприятие разовьется, перестанет быть малым, будет невозможно  восстановить учет, будет остаток по бухгалтерским счетам.

В целях унификации налоговой отчетности налогоплательщиков единого налога на вмененный доход  Минэкономики РФ совместно с Минфином РФ, Госналогслужбой РФ и ГКРП   РФ с учетом предложений субъектов РФ разработаны рекомендуемые формулы  расчета сумм единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих, для применения ее органами законодательной власти субъектов  РФ (Письмо Правительства РФ от 07.09.98 N 4435-П5).

Информация о работе Малое предпринимательство в системе рыночных отношений и особенности его налогообложения