Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:22, творческая работа

Описание работы

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе
которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к
субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя
численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде
научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия
относятся к малому бизнесу является: численность персонала;

1. размер уставного капитала;
2. величина активов;
3. объем оборота (прибыли, дохода).

Файлы: 1 файл

Экономика организаций твор.работа..doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

странах - не случайность, а  необходимая  закономерность,  вызванная  самим

ходом истории. [6, стр. 26]

 

 

 

              2. Правовые основы деятельности малых предприятий

 

        2.1. Создание, государственная регистрация  и ликвидация малых

                                 предприятий

 

      Нормативной базой для создания  и ликвидации МП является закон  РСФСР "О

предприятиях  и предпринимательской деятельности", его глава IV.

      Предприятие может быть создано  либо по решению собственника  имущества

или уполномоченного  им органа, либо по решению трудового  коллектива.

      Учредительными документами предприятия  являются устав  предприятия,  а

также решение о его создании или договор учредителей. В уставе  предприятия

определяются  организационно  правовая  форма  предприятия,  его  название,

адрес, органы  управления  и  контроля,  порядок  распределения  прибыли  и

образования  фондов  предприятия,  условия   реорганизации   и   ликвидации

предприятия. Устав  предприятия утверждается его  учредителем,  в  некоторых

случаях - совместно  с трудовым коллективом.

      Предприятие считается утвержденным  и  приобретает  права   юридического

лица со дня  его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]

      Государственная   регистрация   предприятия    независимо    от    его

организационно-правовой  формы  осуществляется  местным  Советом  по  месту

учреждения  предприятия.  Деятельность  незарегистрированного   предприятия

запрещается.  Доходы,  полученные  от  деятельности   такого   предприятия,

взыскиваются  через суд и направляются в  местный бюджет.

      Решение о регистрации или  отказ в регистрации предприятия  должно  быть

принято не позднее  чем в месячный срок с  момента  подачи  необходимых  для

этого  документов,  договора  учредителей   и   свидетельства   об   уплате

госпошлины. О  регистрации предприятия держатель  реестра объявляет в местной

печати не позднее  чем в недельный срок со дня  регистрации. [15]

      Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в  виде  его

ликвидации   или   реорганизации   (слияние,   присоединение,   разделение,

выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация

и  реорганизация  предприятия  производится  по  решению  собственника  или

органа, уполномоченного  создавать такие предприятия, с  согласия  трудового

коллектива либо по решению суда.

      Ликвидация  предприятия  осуществляется   ликвидационной   комиссией,

образуемой  собственником  имущества  предприятия  или  уполномоченным   им

органом, совместно  с трудовым коллективом. [15]

      Закон  РСФСР  о  предприятиях   и   предпринимательской   деятельности

разрешает организацию  и создание предприятий и ведение  предпринимательской

деятельности  на базе их индивидуальной (частной) собственности.  Это  может

быть один человек, несколько  членов  семьи  (или)  группа  лиц,  совместно

ведущих трудовое хозяйство. Любая группа  физических  лиц  (не  менее  2-х)

может образовать  акционерное  общество  с  ограниченной  ответственностью,

может  создать  предприятие  и  без  образования  общества.  И  если  такое

предприятие будет  создано с соблюдением установленных  правил,  иметь  свой

устав  и  зарегистрировано  в   установленном   порядке,   оно   признается

юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного  имени

будет заключать  договоры и иные сделки и вступать в обязательства.  Оно  не

будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители  не

будут отвечать по обязательствам  предприятия.  Таким  образом,  учредители

рискуют только тем своим имуществом, которое  они  передали  предприятию  и

закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия. [3, стр. 18]

 

       2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность

                                предприятия.

      Управление предприятием осуществляется  учредителем,

являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.

      Для  осуществления  текущего  руководства  деятельностью   предприятия

учредителем назначается  директор предприятия, действующий  на основании и  в

пределах доверенности, выданной от имени предприятия его  высшим органом.

      С приглашенным директором заключается   контракт  (трудовой  договор).

Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя  в

качестве  руководителя  предприятия,  самостоятельно  решает  все   вопросы

деятельности  предприятия. [15]

      Предприятие самостоятельно планирует   свою  деятельность,  определяет

перспективы развития. Учредитель или с  его  согласия  директор  предприятия

самостоятельно  в  соответствии  с  законодательством  о  труде   определяет

порядок найма  и увольнения  работников,  формы,  системы  и  размеры  оплаты

труда, распорядок рабочего дня,  сменность  работы,  порядок  предоставления

выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие  в  соответствии

с  действующим  законодательством  осуществляет  социальное  и  обязательное

медицинское  и  иное  обязательное  страхование.  Предприятие   обеспечивает

работникам  безопасные  условия  труда  в  соответствии   с   установленными

правилами и  нормами.

      Предприятия могут приобретать  необходимые ему ресурсы,  реализовывать

свою продукцию  и услуги любым, не противоречащим законодательству  способом

по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие  вправе  открывать

расчетный и другие счета  в любом банке и осуществлять все  виды  расчетных,

кредитных  кассовых  и  иных  операций.  Предприятие  может  самостоятельно

осуществлять   внешнеэкономическую   деятельность    в    соответствии    с

законодательством РФ, входящих в нее республик  и  иметь  валютный  счет  в

соответствующем банке.

      Прибыль,  остающаяся  у  предприятия   после  уплаты  налогов  и   других

платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в  полное  его  распоряжение.

Направления использования  чистой прибыли определяются учредителем. [4, стр.

6, 9]

 

 

 

3. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса

 

              3.1. Проблемы становления малого  бизнеса в России

      Нельзя с уверенностью сказать,  что для  страны  таких   масштабов  как

Россия малый  бизнес может стать основой  экономики:  в  наших  условиях  он

может стать  лишь связующим  звеном,  которое  обеспечило  бы  бесперебойную

работу  крупных  промышленных  предприятий.  Поэтому  для  начала   следует

определить те отрасли и  сферы  экономики,  в  которых  предприятия  малого

бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся  сфера услуг, в  том  числе

технические услуги, включая  ремонт  и  техническое  обслуживание  машин  и

оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.  Во-

вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая  деятельность.

[3, стр. 28]

      Поэтому одним из решающих  условий  углубления  проводимых  в  России

экономических  реформ,  способных  вывести  страну  из   кризиса,   добиться

эффективного  функционирования производства и сферы  услуг, является  развитие

малого  предпринимательства.  Этот  сектор  экономики  создает   необходимую

атмосферу  конкуренции,  способен  быстро  реагировать  на  любые  изменения

рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в  потребительской  сфере,

создает  дополнительные  рабочие   места,   является   основным   источником

формирования  среднего класса.

      В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка  сырья

и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких  денег",

быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли  в

другие коммерческие  структуры.  Источниками  товаров  для  торговли  стали

импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а  также  товары

из  государственной  торговли,   включая   продукты   питания.   Уходя   от

налогообложения, не вкладывая каких-либо средств  в помещения, оборудование,

культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные  возможности  для

обогащения. [13, стр. 35]

      Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля  предприятий,

работающих  в  сфере  торговли  и  посреднических  услуг,  преобладает  (см.

Приложение  1)  Кроме  того,  существует  большое  количество   предприятий,

зарегистрированных  как производственные  или  многоцелевые  (выпуск  товаров

народного  потребления,  оказания  различных  услуг),  но,  тем  не   менее,

занимающихся  торгово-посреднической деятельностью  как основной.

      Высокие  налоги,  всевозрастающая   арендная  плата  за   помещение   и

оборудование - все это затрудняет  продолжение  эффективной  деятельности  и

вынуждает направлять основные усилия не на  расширение  производства,  а  на

борьбу за выживание.

      Все это приводит к  тому,  что  часть  зарегистрированных  предприятий

малого  бизнеса  оказывается  не  в  состоянии   приступить   к   реальному

производству  продукции.

          3.2. Государственная поддержка малого  предпринимательства

      Как  показывает  изучение  зарубежного  опыта,  непременным   условием

успеха в развитии малого  бизнеса  является  положение  о том,  что малые

предприятия  и  малое  предпринимательство  нуждаются  во  всесторонней   и

стабильной  государственной  поддержке.  Она  осуществляется  в   различных

формах,  в  первую  очередь,  путем  стимулирования  производства  наиболее

приоритетных видов  продукции,  предоставления  налоговых  льгот,  дотаций,

льготного банковского  кредитования, создания  информационно-консультативных

и научно-технических  центров,  развития  системы  страхования,  организации

материально-технического  снабжения.  Важную   роль   играют   принятие   и

исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных

программ. [15]

      Государственная поддержка малого  предпринимательства осуществляется  по

следующим направлениям:

   1.   Формирование  инфраструктуры   поддержки    и    развития    малого

      предпринимательства;

   2.   Создание   льготных   условий   использования   субъектами    малого

      предпринимательства государственных  финансовых материально-технических

      и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных

      ресурсов, разработок и технологий;

   3.  Установление  упрощенного  порядка   регистрации   субъектов   малого

      предпринимательства, лицензирования  их деятельности,  сертификации  их

      продукции,    предоставления    государственной    статистической    и

      бухгалтерской отчётности, поддержка   внешнеэкономической  деятельности

      субъектов малого предпринимательства.

   4. Организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров

      для малых предприятий.  [15]

 

       Федеральные  органы   исполнительной   власти   в   пределах   своих

 полномочий  при  проведении  политики,  направленной  на   государственную

 поддержку  малого предпринимательства:

   1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ  в

      области государственной поддержки  малого предпринимательства;

   2. проводят  анализ состояния малого предпринимательства,  и  эффективности

      применения мер по его государственной  поддержке;

   3.   организуют   разработку   и   реализацию    Федеральной    программы

      государственной поддержки малого  предпринимательства;

   4.  подготавливают  предложения  об  установлении  для  субъектов  малого

      предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об

      использовании  средств  федерального  бюджета   и   специализированных

      внебюджетных фондов РФ для  поддержки малого предпринимательства;

   5. оказывают  содействие органам исполнительной  власти  субъектов  РФ  при

      разработке и реализации мер  по поддержке  малого  предпринимательства.

      [15]

 

      Государством  принимается  федеральная   программа  поддержки   малого

предпринимательства.  Такая  программа  принималась  на   1998-1999г,  2000-

2001г.

      Государственная поддержка осуществляется  в соответствии с федеральной

программой    государственной    поддержки    малого    предпринимательства,

региональными,  отраслевыми  и   муниципальными   программами   развития   и

поддержки  малого   предпринимательства,   разрабатываемыми   соответственно

Правительством  РФ, органами исполнительной власти субъектов  РФ  и  органами

местного самоуправления.  [4, стр. 17]

      Правительство  РФ ежегодно  перед представлением федерального  бюджета

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике