Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:22, творческая работа
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе
которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к
субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя
численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде
научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия
относятся к малому бизнесу является: численность персонала;
1. размер уставного капитала;
2. величина активов;
3. объем оборота (прибыли, дохода).
вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной
программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение
ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого
предпринимательства включают в себя основные положения:
. меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого
предпринимательства на
. перспективные направления развития малого предпринимательства и
приоритетные виды
. меры,
принимаемые для реализации
поддержки малого предпринимательства;
. предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению
средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого
предпринимательства и т.д.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ
поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт
средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств
местных бюджетов и других источников. [15]
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки
малого предпринимательства.
3.3. Фонды поддержки малого
Фондом поддержки малого
организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и
мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого
предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств,
поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества,
доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и
юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения
ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных
кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого
предпринимательства.
Фонд поддержки малого
[12, N12, стр. 4]
Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого
предпринимательства являются:
. Содействие
в формировании рыночных
поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём
привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для
реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого
предпринимательства;
. Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а
также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и
муниципальных программ развития и поддержки малого
предпринимательства, проектов
демонополизации экономики,
рынка, создание новых рабочих мест;
. Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные
условия и возможности для осуществления деятельности в области малого
предпринимательства;
. Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для
реализации приоритетных направлений деятельности по созданию
конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
. Организация
консультаций по вопросам
законодательства.
Финансовое обеспечение
поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. [12,
N12, стр. 5, 6]
Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а
также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ
от 04.12.95г № 1184.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является
заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства.
Федеральный фонд поддержки
с государственными и муниципальными фондами.
Основные задачи указанных фонд
. Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной
основе при осуществлении программ демонополизации,
перепрофилирования
насыщения товарного рынка в соответствии с действующим
законодательством;
. Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по
обязательствам малых
. Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов,
обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных
консультационных организаций и информационных систем поддержки
малого предпринимательства и развития конкуренции, систем
потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
. Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке
новых экономических структур, защите прав потребителей;
. Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью
указанных фондов и прочее. [12, N12, стр. 7]
3.4. Особенности налогообложения малого предпринимательства
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России
осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система
налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для
субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу
вменённого дохода. [5, стр. 21]
Малый бизнес может быть
. Индивидуальный предприниматель;
. Организация;
. Организация,
применяющая упрощенную
. Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему
налогообложения
Индивидуальный
полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК
РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При
небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный
предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье
№145 НК РФ.
Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов,
связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.
Организация. С суммы
на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на
прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% [16]. Конкретная ставка
налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена
организация.
Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не
уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей
автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации
или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и
приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается
от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными
органами власти, но не более 2%. [5, стр. 22]
Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную
систему налогообложения.
Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной
системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность
предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого
предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих
возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является
наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за
отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15
человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по
договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом
реально отработанного времени, а также работников представительств,
филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Не могут перейти на
занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия,
созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих
предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой
порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации,
страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка
ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или
валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от
выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход
определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за
отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации
о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов
и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый
налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему
налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная
регистрация. [5, стр. 23]
Единый налог на вменённый доход.
По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на
вменённый доход для определённых видов деятельности» появился особый режим
налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление
единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения
отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, и впервые позволило
обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими
налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам,
реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий
малого и среднего бизнеса. [5, стр. 23, 24]
Принципиальным отличием
налог на вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных
предприятий является то, что база налогообложения по каждому
налогоплательщику
и объекту обложения
на основании определённой расчётным путём доходности различных видов
бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. [15]
Объектом налогообложения при применении единого налога является
вменённый доход на очередной календарный месяц.
С мая 2002 года произошло то, на что бизнесмены, пожалуй, и не
рассчитывали: президент поручил правительству отменить единый социальный
налог (ЕСН) «задним числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь будет нужно
платить только страховые взносы в Пенсионный фонд. Фактически нынешние
решения – это исправление ошибки, допущенной разработчиками налоговой
реформы, «забывшими» снять ЕСН с малых предпринимателей, платящих вмененный
налог. В результате ошибки налогообложение с 1 января не только не
уменьшилось, как планировали реформаторы, но даже заметно увеличилось.
[16]