Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес - важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике, а также он является существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития страны, региона, муниципального образования поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……3
1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике…………………...4
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса………………………………..4
1.2.Роль малого бизнеса в экономике……………………………………7
2. Состояние малого бизнеса в России. Проблемы и
государственная поддержка малого бизнеса…………………………..11
2.1 Состояние малого бизнеса в России………………………………...11
2.2. Проблемы малого бизнеса в РФ и способы их разрешения…………………………………………………………….....16
Заключение…………………………………………….……….…..........21
Список использованной литературы…………………..……………….22

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
по подготовке специалистов для судебной системы

 


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль малого бизнеса в  экономике и его современное  состояние в России

 

 

 

                                                                 Дисциплина Экономическая теория

                                                                                      Кафедра Экономики

 

                                    Специальность «Земельно-имущественные  отношения»

 

Студентки очной формы  обучения 
II курса 121з группы

Вахмистровой Анны Никитичной

 

 Научный руководитель

Лобанова Светлана Николаевна

 

 

 

Работа оценена

____________________________

Подпись научного руководителя

____________________________

«____»_______________20___г.

 

 

Москва 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.                                                                                                   

Введение……………………………………………………………...……3

1.   Понятие малого бизнеса и его роль в экономике…………………...4

1.1. Понятие и критерии  малого бизнеса………………………………..4

    1.2.Роль малого бизнеса в экономике……………………………………7

  2. Состояние малого бизнеса в России. Проблемы и                        

государственная поддержка малого бизнеса…………………………..11

2.1 Состояние малого бизнеса  в России………………………………...11

2.2. Проблемы малого бизнеса в РФ и способы их разрешения…………………………………………………………….....16

 

  Заключение…………………………………………….……….…..........21

 

 Список использованной литературы…………………..……………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Малый бизнес - важнейшая  составляющая современного предпринимательства  во всей мировой экономике, а также он является существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития страны, региона, муниципального образования поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места. 

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным  предприятиям. Малый бизнес в союзе с крупными предприятиями получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Кроме того, малые предприятия  рассматриваются в качестве символа  производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института  малого предпринимательства, который  необходимо поддерживать и развивать.

 

 

 

Глава 1. Понятие  малого бизнеса и его роль в  экономике.

    1. Понятие и критерии малого бизнеса.

Одно из самых распространенных определений бизнеса говорит  о том, что «бизнес» - это любая  деятельность, направленная на получение  прибыли путем предоставления людям  необходимых товаров и услуг. И важной частью этой сложной структуры, о которой я бы хотела рассказать, является «малый бизнес».

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся  на три группы: крупные, средние и  малые. Каждая из этих групп имеет  свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной  политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального  характера

         «Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, закрепляющая и подтверждающая сущность этого понятия. 
         Если принимать во внимание расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой изменяющуюся и развивающуюся совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих, по сравнению с ними, второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое  определение - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического  или юридического лица, основной целью  которой является максимизация прибыли  за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ или  оказания услуг. Из этого определения стоит выделить, что субъектами малого предпринимательства могут являться не только юридические, но и физические лица.

Малое предприятие имеет  устав, определяющий:

  1. Вид, предмет и цели деятельности;
  2. Наименование;
  3. Местонахождение;
  4. Органы управления и контроля и их компетенции;
  5. Порядок образования имущества, распределения прибыли (дохода);
  6. Условия реорганизации и прекращения деятельности.

Существует 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

  1. Численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
  2. Размер уставного капитала предприятия;
  3. Финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
  4. Вид деятельности.

Основной федеральный  закон РФ, в котором прописаны  рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору  малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль малого бизнеса в экономике.

Мировой опыт показывает нам  то, что малый бизнес является динамичным элементом преобразования современной рыночной экономики, и определяет ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного бизнеса зависят как эффективность функционирования  экономической системы и  структура и качество ВВП, так и экономический рост.

Экономическая роль малого бизнеса возрастает в связи с  тем, что в последние годы экономика  развитых стран переходит «индустриальной» экономики к так называемой «сервисной» экономике, в которой главным фактором, определяющим успех, является способность удовлетворять запросы потребителей. Стратегия ориентации на потребителя означает, что потребитель находится в центре внимания предприятия, которое стремится как можно лучше понять тенденции развития предпочтений клиентов.

Малый бизнес содержит большой  потенциал для совершенствования путей развития экономики и общества в целом. Особым отличием малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их, наиболее рациональных для данных условий, пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Другая важная экономическая  роль малого и среднего бизнеса в  развитых странах заключается в  обеспечении конкурентоспособности  национальных экономик. Это связано  с тем, что крупные современные  развитые компании имеют, в большинстве  случаев, межотраслевой характер и  производят, как правило, сложную  и трудоемкую продукцию. В некоторых  случаях для снижения себестоимости  конечной продукции выгодно размещать заказы на малых и средних предприятиях, способных производить полуфабрикаты и комплектующие изделия или осуществлять сборку отдельных составных частей. Например, массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. П.) вызывает потребность у крупных предприятий в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как крупные фирмы вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, по-моему, служащее в основном для поддержания престижа этих крупных предприятий.

Степень развития малого бизнеса  и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его  экономики. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, так странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха и получении прибыли, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей.

Необходимо особо подчеркнуть  региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной  базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, который определяет уровень социально-экономической и политической стабильности развитых в экономическом отношении стран. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.

Из всего вышесказанного можно подчеркнуть, что малый и средний бизнес выполняет свою, четко определенную экономическую и социальную роль, основные аспекты которой представлены в таблице.

Информация о работе Малый бизнес в России