Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес - важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике, а также он является существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития страны, региона, муниципального образования поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……3
1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике…………………...4
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса………………………………..4
1.2.Роль малого бизнеса в экономике……………………………………7
2. Состояние малого бизнеса в России. Проблемы и
государственная поддержка малого бизнеса…………………………..11
2.1 Состояние малого бизнеса в России………………………………...11
2.2. Проблемы малого бизнеса в РФ и способы их разрешения…………………………………………………………….....16
Заключение…………………………………………….……….…..........21
Список использованной литературы…………………..……………….22

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

Экономическая роль  
малого и среднего бизнеса

Социальная роль  
малого и среднего бизнеса

1) Создание рабочих мест; 
2) Внедрение новых товаров и услуг; 
3) Удовлетворение нужд крупных корпораций; 
4) Демонополизация экономики, развитие конкуренции; 
5) Приватизация и создание гибких производственных структур, разнообразных форм собственности, развитие хозяйственной инициативы ; 
6) Обеспечение специализированными товарами и услугами;

1) Амортизатор негативных процессов на рынке труда, поскольку приводит к массовому созданию рабочих мест, ослаблению безработицы;  
2) Учитывает экономические, географические, национальные особенности различных регионов; 
3) Способствует образованию дополнительных доходов семьи и повышению уровня жизни собственников; 


 

На основе этого я сделала  вывод, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно малое предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состояние  малого бизнеса в России. Проблемы и государственная поддержка малого бизнеса.

2.1 Состояние малого бизнеса в России.

Российский малый бизнес разнообразен и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Самый «верхний» слой его — это немногочисленные, малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе инновационных технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке, фирмы. К их числу принадлежат и некоторые предприятия, хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу «1C» фирма Б. Нуралиева, специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и «Консультант-Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского». Они начинали свою деятельность буквально с нуля.

Следом за ними идет уже  более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых, по моему мнению — борьба за выживание. Среди этих фирм небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов:

  1. Наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости;
  2. Изменчивости вкусов покупателей;
  3. Благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов.

Горизонт видения перспективы  развития бизнеса у руководителей  таких предприятий очень узок — заедает текучка, частые проблемы с персоналом и поставщиками, а проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса. Я считаю, что о развитии бизнеса в этих условиях можно мечтать, но его практически нельзя планировать.

Для более точного анализа  состояния малого бизнеса в России обратимся к данным Федеральной  службы государственной статистики (Росстат), которая подвела предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследование проводилось в 2011 г. По данным 2010 года.

Объектами сплошного федерального статистического наблюдения, проведенного Росстатом, стали хозяйствующие  субъекты, отвечающие требованиям 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации»: коммерческие организации и потребительские  кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических  лиц (ЕГРЮЛ), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную  регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в  Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Как сообщает Росстат, в результате сплошного наблюдения получены отчеты от 1,66 млн малых предприятий – юридических лиц и 2,91 млн индивидуальных предпринимателей.

Как сообщает Росстат, каждый пятый занятый в экономике  в 2010 году работал в секторе малого и среднего предпринимательства.

Большинство малых предприятий  – юридических лиц составляют микропредприятия (85,9%), каждое третье замещенное рабочее место и каждый третий рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг) приходится именно на данную категорию действующих малых предприятий.

Индивидуальное предпринимательство  также преимущественно представлено микропредприятиями. Они составляют 98,6% общего количества индивидуальных предпринимателей – малых предприятий, на них занято 78,4% работников и их выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляет 62%.

В расчете на 1000 чел. Населения в среднем по России по предварительным данным приходится 12 малых и средних предприятий – юридических лиц (включая приостановивших и не начавших деятельность в 2010 году) и 20 индивидуальных предпринимателей.

Инвестиции в основной капитал в 2010 году юридическими лицами – малыми и средними предприятиями составили 830,9 млрд рублей, наличие основных средств по полной учетной стоимости на конец отчетного года – 4235,0 млрд рублей.

Индивидуальные предприниматели  – субъекты малого предпринимательства  для осуществления предпринимательской  деятельности использовали основные средства стоимостью на конец 2010 года 1205,3 млрд рублей, их годовые инвестиции в основной капитал составили 165,9 млрд рублей.

Данные о средних размерах малых и средних предприятий  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в 2010 году,  представлены в следующей таблице:

 

Средняя численность работников в расчете на 1 предприятие, чел

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в расчете на 1 предприятие, млн. руб

Юридические лица

Средние предприятия

Малые предприятия (без микропредприятий)

101

 

32

282,8

 

58,4

Микропредприятия

5,6

Индивидуальные предприниматели

Средние предприятия 

Малые предприятия (без микропредприятий)

79

28

437,9

39,1

Микропредприятия

2

1,4


 

Основное количество малых  и средних предприятий – юридических  лиц осуществляют деятельность в  сфере оптовой и розничной  торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования (38%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%).

Наибольшее распространение  индивидуальное предпринимательство  получило в сфере услуг и сельском хозяйстве. Более половины индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой  и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования, по 11% - транспортной деятельностью и операциями с  недвижимым имуществом, арендой и  предоставлением услуг. Почти 7% индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве.

В нашей стране наибольшее количество предприятий приходится на центральный федеральный округ по данным Госкомстата России их число составило 1137,4 тыс. Если судить по регионам, то картина выглядит немного иначе. Больше всего предприятий сосредоточено в московской области, а так же в крупных городах, таких как – Санкт – Петербург и Москва. Меньше всего предприятий на Чукотке, Брянской, Курской, Орловской и некоторых других областях. Причиной этому является отдалённость от центра, неблагоприятные природные условия, низкая плотность населения, трудовая миграция населения в крупные города страны.

Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый  бизнес не должен быть сосредоточен в  только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Но к сожалению осуществить подобное в ближайшие десятилетия вряд ли получится. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране.

Из этих данных мне хочется  выделить, что малый бизнес в России многообразен и затрагивает различные  сферы общества, именно поэтому он скрывает в себе огромные потенциалы для развития не только своего сектора, но и экономики страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Проблемы малого бизнеса в РФ и способы их разрешения.

По моему мнению, основная проблема малого бизнеса – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение долгого времени такой сектор у нас практически отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей "от зарплаты до зарплаты", не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного бизнеса. Ясно, что и предельно напряженный государственный бюджет источником данных средств стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.

12 января 2012 года глава государства Дмитрий Медведев проводил в своей подмосковной резиденции совещание с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, председателем Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым, председателем правления Газпромбанка Андреем Акимовым, а также президентом - председателем правления Банка ВТБ Андреем Костиным. Тема совещания - положение малого бизнеса и меры по его поддержке.

 Президент РФ Дмитрий Медведев назвал три главные проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес в России - административное давление, монополизация рынков и сложности в сфере энергоснабжения, в том числе трудности с подключением к сетям.

Медведев обозначил три  основные проблемы, стоящие перед  предпринимателями. "Это все-таки сохраняющееся давление и административное, и правоохранительное. Хотя оно и  уменьшилось, но вне всякого сомнения оно есть", - сказал президент.

"Второе: это вот как  раз монополизация рынков самых  разных и невозможность обратиться  за заключением соответствующих  договоров, включая участие в госзакупках как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном", - добавил он.

В качестве третьей проблемы Медведев назвал энергетику - высокие  тарифы, сложности с подключением, которые, по его словам, "реально просто косят малый бизнес". "Конечно, это проблема не только энергетиков, и не только малого бизнеса. Это проблема системная и на нее тоже нужно будет обязательно обратить внимание", - сказал Медведев. 1

Положение едва ли может  серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной и государственной поддержке конструктивного малого бизнеса. 

На настоящий момент в  России поддержка осуществляется по двум основным направлениям.

Первое - создание условий  для ведения предпринимательской  деятельности. Для этого уменьшается  количество проверок, создаются простые  и понятные предпринимателям механизмы  ведения бизнеса, предоставляются  бесплатные консультации по различным, в том числе, юридическим вопросам, выпускаются методические пособия.

Второе - это поддержка  приоритетных направлений, предприятий, в которых заинтересован город  и которые особенно нуждаются  в его помощи: производство, инновации, сфера услуг, здравоохранение, образование. Как пример: проекты инновационных  и производственных компаний имеют  достаточно долгий срок окупаемости  и при этом испытывают наибольшие трудности с поиском финансирования на начальном этапе, и именно для  таких компаний в первую очередь предназначена финансовая государственная поддержка. Так же эта поддержка может выражаться в различных видов грантов. Начинающие предприниматели в этом году, например, могли получить до 500 тысяч рублей на открытие своего бизнеса: закупку основных средств и оборудования, аренду помещений. Существуют гранты на возмещение затрат по уплате первого лизингового платежа, на частичное возмещение процентов по кредитам, на участие в выставочных мероприятиях для продвижения своей продукции, специальные гранты для инновационных компаний и предприятий, работающих в приоритетных для города сферах с предельным размером до 5 млн. рублей и другие.

Но финансовая поддержка - это, как уже упоминалось, не единственный вид помощи, которая оказывается. Большое внимание уделяется и реализации образовательных программ, благодаря которым предприниматели могут обучаться на специальных курсах, а также в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.

Информация о работе Малый бизнес в России