Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
-проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
-разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 156.48 Кб (Скачать файл)

Удельный вес убыточных  предприятий за 2009 год составил 23,4 % (2007 год 24 %). [19]

Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит  от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие  трудовых и сырьевых ресурсов, уровень  доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка  со стороны местных властей (рисунок 1).

Рисунок 1 Число микро- и малых организаций по регионам за 2009 год

Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

Рисунок 2 Динамика распределения  числа микро- и малых организаций по регионам (в процентах к итого)

По организационно-правовым формам распределение малых предприятий  в 2009 году составило: акционерные общества – 2,6 процентов, общества с ограниченной ответственностью – 29,7 процентов, общества с дополнительной ответственностью – 10,9 процента, унитарные предприятия  – 53,4 процентов, крестьянские (фермерские) хозяйства – 2,9 процента, прочие – 0,5 процента. Следует отметить, что значительных структурных изменений в динамике не происходит.

Рисунок 3 Динамика распределение  числа микро- и малых организаций по организационно-правовым формам (в процентах к итого)

В общем количестве малых  предприятий 95,5 процента составляют предприятия  частной формы собственности. [19]

Рисунок 4 Распределение  числа микро- и малых организаций по формам собственности (в процентах к итого)

Малое предпринимательство  охватывает практически все отрасли  и сферы деятельности.

По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования – 43,8 процента. В промышленности сосредоточено 15,4 процента, строительстве – 8,6 процента, транспорте – 9,5 процентов, сельском хозяйстве  – 3,5 процента от общего количества малых  предприятий. Все остальные отрасли  имеют достаточно невысокий процент  в общем количестве малых предприятий (рисунок 5). [19]

Рисунок 5 Распределение  числа микро- и малых организаций по видам экономической деятельности (в процентах к итого)

Анализ показателей за последние три года свидетельствует  о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2007 по 2009 год сохраняется  значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфере торговли ремонте автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования: с небольшими колебаниями эта  доля остается в пределах 41,8–43,8 процентов. Аналогичны колебания доли малых  промышленных предприятий: с 17,0 процента в 2007 году до 15,4 процента в 2009 году.

Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия  занимают доминирующее положение в  деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.

Списочная численность работников в среднем за 2009 год в малых  предприятиях Республики Беларусь составила 691,1 тыс. человек, что на 118,3 тыс. человек  или 20,7 процента больше, чем за 2007 год. По количеству занятых лидируют предприятия  торговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых  на малых предприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 6).

Рисунок 6 Распределение  численности работников за 2009 год  по отраслям экономики (в процентах  к итого)

Следует отметить, что 87,8 % средней  численности работников было занято на предприятиях частной формы собственности (рисунок 7).

Рисунок 7 Распределение  средней численности работников по формам собственности (в процентах  к итого)

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2010 г. составила 219 605 человек. К  уровню 2007 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 7042 человек (или 3,3%). Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере  торговли и общественного питания.

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2009 год составил 21,2 %, в том числе от юридических  лиц – 16,5 %, от индивидуальных предпринимателей – 3,4 %.

Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный  развивающийся сектор, постепенно увеличивающий  свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

 

3. Система поддержки  малого бизнеса 

 

3.1 Зарубежный опыт поддержки  малого бизнеса

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает  большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о  способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

Малые предприятия сегодня  стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего  населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

При этом каждое государство  выработало свои собственные подходы  и критерии определения субъектов  малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны  государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в  условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев  отнесения субъектов предпринимательской  деятельности к числу малых и  средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В  разных странах применяются различные  комбинации данных показателей (обычно не менее двух).

В Европейском союзе были приняты следующие стандартные  критерии для малых и средних  предприятий, пользующихся государственной  поддержкой:

v средние предприятия  - до 250 человек работающих, годовой  оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;

v малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн.  евро, баланс - до 5 млн. евро;

v микропредприятия - до 10 человек  работающих.

В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость  работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9]

Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют  около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и  услугах. Остальные 45 % работают в строительстве  и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.

Средние предприятия, на которых  работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих  субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного  класса - 100 человек.

Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих  мест. Их общее количество - 0,2 % числа  всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых  в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота.

Существуют некоторые  различия между странами - членами  ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия  намного меньше по размерам, чем  в среднем по ЕС (6 служащих). В  остальных странах в среднем  предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь  в виду, что сектор малого предпринимательства  в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий  через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых  предприятий в развитых странах  мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.

В странах ЕС реализация политики в отношении малых и  средних предприятий распределена, как правило, между несколькими  министерствами или между специальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств  экономики, промышленности, торговли или  занятости. Так, в Германии и Нидерландах  отделы малого и среднего бизнеса  находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий  отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное  Министерство малого предпринимательства. [10]

При наличии определенной специфики в большинстве стран  ЕС имеются похожие частные институты  поддержки:

Ø  торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

Ø  финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;

Ø  частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.

Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении  малого бизнеса является возрастание  роли регионов. Здесь выделяются две  группы стран:

-страны, где формирование  политики осуществляется главным  образом на уровне правительства,  как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах,  Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;

-страны, где регионы обладают  властными полномочиями при формировании  независимой политики в отношении  МСБ. Это имеет место в Бельгии,  Франции, Германии, Италии и Испании,  где и центральные, и региональные  власти могут вырабатывать правовые  условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая  политика, регулирование занятости,  защита окружающей среды, остаются  в сфере полномочий центрального  правительства.

Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:

- административная и регулирующая  бизнес-среда - упрощение системы  налогообложения, сокращение статистической  и налоговой отчетности, упрощение  порядка получения лицензий и  др. Большинство стран создали  комитеты по анализу ситуации  в этой области и выработке  мер по снижению административного  бремени. В результате во Франции,  например, были упрощены финансовые  декларации и сокращено их  количество. В Греции сокращено  количество лицензий на осуществление  инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий;

- финансовые условия - в основном применяются такие  меры государственной поддержки,  как предоставление гарантий  займов, используемых для модернизации  оборудования, либо расширения производства  с увеличением численности занятых;

- формирование специальных  резервов поддержки малого и  среднего бизнеса, а также применение  фискальных льгот и дотаций.  Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное внимание уделяют  обеспечению гарантий займа. В  Германии в соответствии с  региональной программой «Возрождение  Европы» сформирован специальный  бюджетный фонд, средства которого  перечисляются частным специализированным  банкам и затем используются  на долгосрочное инвестиционное  кредитование мелких фирм по  льготным процентным ставкам. [10]

В Бельгии, Франции, Нидерландах  применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса  рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию  возможных убытков венчурных  фондов. Кроме этого, особо стимулируется  вложение средств в основные фонды  малого и среднего предпринимательства.

Европейский союз также оказывает  поддержку странам, которые не могут  выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [25]

С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий  применяется практика субсидированных  тренингов (Германия, Ирландия) или  предоставления льгот при осуществлении  программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных  бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь