Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа
Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
-проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
-разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Очередное исследование Международной
финансовой корпорации и Всемирного
банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса
– 2010»), построенное по результатам
анализа деловой среды в 193 странах,
показало, что Республика Беларусь
передвинулась в рейтинге еще
на 24 позиции вверх по сравнению
с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и
заняла 58 место. Из стран бывшего
союза перед Беларусью в
Наибольший прогресс в
реформах наблюдался в регистрации
предприятий. Благодаря принятию декрета
№ 1 от 16 января 2009 г. «О государственной
регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования»
Беларусь переместилась в рейтинге
с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию
вверх). Благодаря декрету четыре
процедуры регистрации
Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве. [12]
С 1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного сократить затраты по времени администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [4] Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.
В целях стимулирования экспорта
белорусских товаров
Активную позицию по стимулированию
роста экспорта занял Государственный
таможенный комитет Беларуси. Принято
решение, что вывоз товаров из
Беларуси будет осуществляться без
ограничений, без учета стоимости
и количества вывозимых товаров.
Тем не менее, представляется, что
белорусские предприниматели
Важной мерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.
Следует отметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десяти исследуемых сферах регулирования бизнеса – создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 2).
Таблица 2 – Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса»
«Ведение бизнеса-2010» |
«Ведение бизнеса-2009» |
Изменение рейтинга | |
Общее место |
58 |
82 |
+24 |
Регистрация предприятий |
7 |
98 |
+91 |
Получение разрешений на строительство |
44 |
62 |
+18 |
Наем рабочей силы |
32 |
40 |
+8 |
Регистрация собственности |
10 |
13 |
+3 |
Кредитование |
113 |
109 |
−4 |
Защита инвесторов |
109 |
105 |
−4 |
Налогообложение |
183 |
183 |
0 |
Международная торговля |
129 |
134 |
+5 |
Обеспечение исполнения контрактов |
12 |
14 |
+2 |
Ликвидация предприятий |
74 |
74 |
0 |
Примечание - Источник: [12]
И, тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.
Для дальнейшего развития
малого предпринимательства в
ü формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
ü создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
ü введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
ü лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
ü поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
ü организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
ü реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
ü организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Таким образом, для развития
малого предпринимательства, создания
новых субъектов малого предпринимательства
необходимо обеспечить имущественную,
финансовую и информационную поддержку
со стороны органов
Заключение
Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1 Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.
2 Малые предприятия сегодня
стали неотъемлемой частью
Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.
Очевидно, что активная поддержка
малого бизнеса западными
3 Малый бизнес Республики
Беларусь представляет сегодня
перспективный развивающийся
Малые предприятия могут
внести значительный вклад в решение
проблем экономического роста и
занятости. В условиях рыночной экономики
они считаются гибкими и
4 Для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.
На сегодня существует
еще целый ряд возможностей для
того, чтобы вклад малого и среднего
бизнеса в ВВП значительно
увеличился. По-прежнему остро стоят
вопросы, требующие пристального внимания:
отмена регулирования цен, совершенствование
антимонопольного законодательства, сокращение
числа налогов, уменьшение размеров
штрафных санкций, упрощение документооборота,
ускорение приватизации, упрощение
сертификации товаров и услуг, обеспечение
доступности кредитных
И, тем не менее, вектор на
либерализацию задан, есть надежды,
что правительство будет
Список использованных источников
1 Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. - М.: Новое знание, 2003. — 304 с.
2 Аналитические доклады «О
социально–экономическом положении Республики
Беларусь и состоянии государственных
финансов» за 2001-2009 гг. http://minfin.gov.by/rmenu/
3 Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
4 БСП продолжает диалог. Итоги работы Белорусского союза предпринимателей за 3 года, подведенные Х съездом БСП – «Индивидуальный предприниматель», 2008, №10, с.9.
5 Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №12. – с.2-24
6 Горбань, О.П. Роль малого бизнеса
в рыночной экономике, Научно-практическая
конференция, 2007, МГТУ, кафедра экономки
и управления www.mstu.edu.ru/publish/conf/
7 Государственная программа
поддержки малого предпринимательства
в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы:
постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 // http://www.pravo.by/webnpa/
8 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] - Дата доступа: 19.10.2010.
9 Гринберг, Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
10 Дьячкина, Л. Малый и средний бизнес Великобритании// Проблемы теории и практики управления – 2006. - №3 – с.92-102.
11 Информационная система инфраструктуры поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.svoedelo.by
12 Малый и средний бизнес в Беларуси. // Исследовательский центр ИПМ. Исследования. Прогнозы. Мониторинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.research.by
13 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 годы. - Мн.: Юнипак, 2004. - 202 с.
14 О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3: декрет Президента № 8 от 26 июня 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 03.11.2010.
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь