Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа
Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.
Введение
Понятие и критерии малого бизнеса
Роль малого бизнеса в экономике
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.
Проблемы становления малого бизнеса в России.
Меры поддержки малого бизнеса.
Условия и факторы развития малого бизнеса
Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание.
Введение |
3 стр. |
|
Понятие и критерии малого бизнеса |
4-5 стр. |
|
Роль малого бизнеса в экономике |
6-7 стр. |
|
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. |
8-9 стр. |
|
Проблемы становления малого бизнеса в России. |
10-14 стр. |
|
Меры поддержки малого бизнеса. |
15-17 стр. |
|
Условия и факторы развития малого бизнеса |
18-19 стр. |
|
Преимущества и недостатки малого бизнеса. |
20-21 стр. |
|
Заключение |
22-23 стр. |
|
Список использованной литературы |
24 стр. |
|
Введение.
Как мы знаем, предприятие - это обособленный
хозяйствующий субъект, использующий
материальные и информационные ресурсы
для производства пользующейся спросом
продукции, выполнения работ и оказания
услуг. Но, прежде всего, малое предприятие
- это основное звено рыночной системы
хозяйствования. Именно оно определяет
деловую активность национального
хозяйства, именно здесь происходит
создание продукции, непосредственная
связь работника с капиталом.
Малое предприятие
Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
1. Понятие и критерии малого бизнеса.
Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.
На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек.
Рост малого бизнеса в условиях
общего спада производства и кризисного
состояния многих крупных предприятий
свидетельствует о большом
Что же называют малым бизнесом?
Однозначного определения
- крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;
- среднее - от 100 до 500 человек;
- малое - до 100 человек.
В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности ( в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице:
Численность работников малых предприятий
Отрасль деятельности |
Предельный уровень |
|
Промышленность |
100 |
|
Строительство |
100 |
|
Транспорт |
100 |
|
Сельское хозяйство |
60 |
|
Научно-техническая сфера |
60 |
|
Оптовая торговля |
50 |
|
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения |
30 |
|
Остальные отрасли и другие виды деятельности |
50 |
|
В соответствии с Законом под
субъектами малого предпринимательства
понимают также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Малые предприятия, осуществляющие
несколько видов деятельности (многопрофильные),
относятся к таковым по критериям
того вида деятельности, доля которого
является наибольшей в годовом объеме
оборота или прибыли.
2. Роль малого бизнеса в экономике.
Говоря о роли малого бизнеса, следует
подчеркнуть, что малые предприятия
- это побочная сфера экономики. Малый
бизнес ограниченно включается в
хозяйственную структуру, конкурентную
среду и в общественное разделение
труда. Причем роль его в современной
динамичной жизни неуклонно возрастает.
Как показывает опыт развитых стран,
если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
Другая важнейшая сторона
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в
3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.
Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х - самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие- то периоды наблюдалось даже сокращение. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.
По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14 % от общего объема промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас - всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.
Малый бизнес в развитых странах -
крупнейший производитель благ и
услуг, крупнейший работодатель, катализатор
научно - технического прогресса. В
мире от половины до двух третей всех изобретений
приходится на сферу малого бизнеса.
Однако приведенная статистика имеет
и обратную сторону. Ее показатели формально
свидетельствуют, что наши малые
предприятия дают национальной экономике
в процентном отношении вдвое
больше, чем «их» малый бизнес дает
Западу. Действительно, 7 российских предприятий
на тысячу населения обеспечивают 14%
промышленной продукции или 1 предприятие
на тысячу населения в данном случае
приходится всего 1% производства. Это
говорит о высокой
Немаловажен тот факт, что масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 70% выше официальных показателей, не менее чем на 90% занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70%. При этом данные Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%.
Количество малых предприятий и распределение их по отраслям экономики
Предприятия |
1.01.95г. |
1.01.97г. |
1.01.98г. |
1.04.2001г. |
|
Всего: |
896,9 тыс. (100%) |
877,3 тыс. (100%) |
828 тыс. (100%) |
873,6 тыс. (100%) |
|
в том числе: |
|||||
промышленные |
127,2 тыс. (14,2%) |
128,5 тыс. (14,7%) |
129,3 тыс. (15,6%) |
138,1 тыс. (15,8%) |
|
строительные |
123,5 тыс. (13,8%) |
145,5 тыс. (16,58%) |
137,0 тыс. (16,54%) |
138,3 тыс. (15,8%) |
|
торговли и общепита |
419,4 тыс. (46,8%) |
374,6 тыс. (42,7%) |
353,1 тыс. (42,7%) |
387,0 тыс. (44,3%) |
|
коммерческие |
51,9 тыс. (5,8%) |
42,4 тыс. (4,8%) |
35,0 тыс. (4,2%) |
37,2 тыс. (4,3%) |
|
науки и научного обслуживания |
51,7 тыс. (5,8%) |
48,8 тыс. (5,6%) |
46,0 тыс. (5,6%) |
37,6 тыс. (4,3%) |
|
других отраслей |
123,2 тыс. (13,7%) |
137,5 тыс. (15,7%) |
127,6 тыс. (15,4%) |
135,4 тыс. (15,5%) |
|
4. Проблемы становления малого бизнеса в России.
Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.
Во-первых, это чисто
технические проблемы, связанные
с регистрацией предприятия, получением
лицензий, открытием банковских счетов,
сбором справок и другими
Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.
В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.
В-четвертых, это проблема
получения кредитов для развития
бизнеса и обслуживания оборота
капитала. Основную роль в финансовой
поддержке предпринимательства
призвана сыграть налоговая политика.
Система налогообложения должна
стимулировать повышение