Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Содержание работы

Введение
Понятие и критерии малого бизнеса
Роль малого бизнеса в экономике
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России.
Проблемы становления малого бизнеса в России.
Меры поддержки малого бизнеса.
Условия и факторы развития малого бизнеса
Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малый бизнес курсовая.docx

— 44.23 Кб (Скачать файл)

Малое предпринимательство  в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной  государственной поддержки. Как  правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции  и задачи его государственной  поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.

В пользу акцента на малый  бизнес в современной России говорит, наряду с прочими, и то обстоятельство, что он служит верным средством погашения  последствий чрезмерного укрепления производства, которое (отчасти, надо заметить, и по вполне уважительным причинам) было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти  себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем при хорошей государственной организации дела эти «заблудившиеся» огромные предприятия могли бы, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, кое - каким оборудованием и материалами, кадрами; возместиться же все это могло бы « прокладкой» для этих предприятий многих новых дорог на рынок, созданием для их оживления благоприятной конъюнктуры.

Другой поворот темы: «на шее» государства висит огромное множество убыточных предприятий, среди кандидатов в легализованные нынче банкроты впору хоть конкурс  объявлять. А ведь быть признанным банкротом  и излечиться - вещи очень разные; в лучшем случае первое через какое - то время (и немалое) выведет ко второму. Между тем «гиблые» для государства заводы или фабрики, вполне вероятно, могли бы быстро ожить, оказавшись, скажем, на началах аренды (или даже через продажу) в руках представителей малого бизнеса, - не исключено, что и объединившихся для того, чтобы поднять сравнительно крупное предприятие.

И еще одна проблема. Едва ли не все крупные предприятия  страдают от инвестиционного голода; ни государство, ни частные лица явно не торопятся вкладывать капиталы в  крупное производство: в одном  случае их, как правило, попросту нет (государство), в другом - это на сегодня  явно невыгодно или, во всяком случае, проблематично (частные лица). Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось  действительно активизировать малый  бизнес. Он не требует особо больших  вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекло бы частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода при большом наполнении налогами доходной части госбюджета. В конечном счете это бы существенно расширило и возможности государства в области капиталовложений. Становится ясно, что курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем - то «форсмажорным» в экономической политике государства, а ее органической составной частью, не мешающей, а, напротив, помогающей реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему. Малые предприятия - это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.

Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует производство.

Очень важно, что население  убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно  воздействовать на экономическую конъюнктуру, на обеспечение товарами народного  потребления.

Главное условие для  развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить в тень. Только при  условии существенного ограничения  коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки для выхода малого бизнеса из «теневой» экономики.

Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас и практически  единственным сектором оздоровления серьезно «больных» переходных общественных групп. Малые предприниматели все  менее зависят от государства  и могут, расширяя сферу своей  деятельности, уменьшить остроту  безработицы.

В результате сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени  экономической и политической стабильности в обществе.

В странах, где малые  и средние фирмы развиваются  десятилетиями, эта сфера экономики  устойчиво создает до 50-60% ВВП. По данным экспертов ООН, в мире малым  бизнесом занято более 50 % населения.

Малое предпринимательство по территориальной  принадлежности, своей сути - дело региональное, местное. Малое предпринимательство  стало одним из существенных источников налоговых поступлений и насыщения  региональных и местных рынков товарами и услугами на базе развития таких  сфер, как производственная, агропромышленная, строительная, инновационная, медицинская. Сегодня свободный труд и свободный мелкий собственник быстрее вписываются в новые информационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупномасштабными машинными и автоматизированными производствами, огромными производственными мощностями, сконцентрированными на больших площадях крупных предприятий, с десятками тысяч работников теряют социальную перспективу.

Малые предприятия создаются именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться  в связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, в конце концов, управляют, как  правило, наиболее экономически активные и способные люди, которых сегодняшняя  жизнь «рекрутирует» из состава  общества. Все это создает предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.

Весьма существенными препятствиями  на пути становления и развития малых  предприятий в России являются нехватка квалифицированных кадров, отсутствие надлежащей системы материально-технического снабжения, условий для внешнеэкономической  деятельности. В последние несколько  лет, по крайней мере, после 1998г. и  до первой половины 2001г., российское малое  предпринимательство остановилось на «точке замерзания» - 875,5 тыс. малых  предприятий(МП) и 3,5 - 4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.

Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

5. Меры поддержки  малого бизнеса.

Становление и развитие малого бизнеса  для России - жизненно важная задача.

Малый бизнес может стать той  важной основой, с помощью которой  буден осуществлен поворот к  позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской  хозяйственной среды. Однако для  того, чтобы малый бизнес смог выполнить  все задачи, для решения которых  он предназначен, для того, чтобы  он мог в полном объеме реализовать  заложенный в нем потенциал и  использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны  государства.

Опыт развитых стран свидетельствует, что в каждой из них разработана  государственная политика развития и поддержки малого бизнеса. Для  реализации этой политики созданы специальные  государственные общественные организации. В США например действует Администрация по делам малого бизнеса, оказывающая всестороннюю поддержку предприятиям малого бизнеса.

Определенная система поддержки  малого бизнеса складывается в РФ. Большим толчком к созданию и  развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР 1990г. «О предприятиях и  предпринимательской деятельности»  и постановление Совмина РСФСР  №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства  открыли широкий простор для  всех, кто склонен к5 предпринимательской  деятельности, создали условия для  проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и  выбора сфер деятельности.

Предпринимательство и предпринимательская  деятельность - это инициативная и  самостоятельная деятельность граждан  или их объединений, направленная на получение прибыли и личного  дохода, осуществляемая на свой страх  и риск и под свою имущественную  ответственность в определенных пределах. Предприниматель может  осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности, если они не запрещены  законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Предпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство  с применением наемного труда  регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс такой  организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало  до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное  товарищество, общество или кооператив. К указанному предприятию до его  преобразования применяются нормы  ГК РФ об унитарном предприятии, основанном на праве оперативного управления с  учетом того, что собственником имущества  является учредитель. Собственник имущества  предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности  его имущества. До 1995 года пределы  ответственности собственника индивидуального  предприятия по обязательствам предприятия  определялись уставом. По Гражданскому кодексу РФ собственник (гражданин) индивидуального (семейного) частного предприятия несет дополнительную ответственность своим имуществом. При этом законом определен перечень имущества гражданина, на которое  может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Таким образом, правовая основа для  развития малого бизнеса имеется. Вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

В феврале 2000 г. Правительство приняло  постановление «О Федеральной программе  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 годы». Государственная Дума одобрила эту программу, целью которой  является обеспечение благоприятных  условий для развития малого бизнеса  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне. Предполагается, что в результате реализации программы  государственной поддержки будут  охвачены от 200 до 250 тысяч малых предприятий, количество работающих мест увеличится до 8, 5 млн единиц. По завершению мероприятий программы общий вклад малого предпринимательства в объем ВВП увеличится до 12 %. В качестве приоритетного направления развития малого предпринимательства предусмотрена, прежде всего, его поддержка в агропромышленном комплексе и в сфере производства импортозамещающей продукции.

По сообщениям Министерства по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства, в будущем, из федерального бюджета  в 2003-2005 годах планируется выделить порядка 1 млрд. рублей на развитие малого бизнеса. Помимо этого предлагается привлечь из региональных бюджетов 1,5 млрд. рублей и 1 млрд. рублей из внебюджетных источников.

Правительство России рассмотрело  поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение упрощенной системы налогообложения  для малого бизнеса. Предполагается, что налоги на прибыль, добавленную  стоимость, с продаж и на имущество  будут заменены единым налогом. При  этом предприниматели будут освобождены  от уплаты единого социального налога. Планируется, что ставка единого  налога составит 8% с дохода или 20% с  дохода без учета расходов на приобретение основных средств, нематериальных активов, арендных платежей и средств, выделяемых на оплату труда и обязательное страхование  работ.

Право на выплату единого налога получат предприниматели с годовым  оборотом не более 10 млн. рублей в год  и штатом сотрудников, не превышающим 20 человек. Однако новой системой не смогут пользоваться организации у которых есть филиалы или представительства, а также банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, производители подакцизных товаров и частные нотариусы.

6. Условия и факторы  развития малого бизнеса.

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура  и динамика в решающей степени  зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий  данной страны.

Из опыта стран с  развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса  общее состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных  разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы  услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся  приоритеты.

Производственные возможности  малого бизнеса, конкретные направления  его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность  успешной деятельности и получения  прибыли.

Перечислю важнейшие факторы влияющие на развитие малого бизнеса:

- политическая обстановка  в обществе;

- состояние экономики  страны;

- политика государства  в области экономики;

- меры поддержки малого  бизнеса;

- правовое обеспечение  малого бизнеса;

- налоговая политика;

- финансово-кредитная политика;

- уровень жизни населения;

- цивилизованность предпринимательства.

В настоящее время в  России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически  по всем вышеприведенным пунктам  условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

Информация о работе Малый бизнес