Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России
1.1 Этапы развития малого бизнеса 4
1.2 Виды малых предприятий 6
1.3 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью 7
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России 11
2.2 Основные проблемы малого бизнеса 16
2.3. Инвестиционная политика 18
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса 20
3.2. Система налогообложения 23
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

мал биз курсовая.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Статистическая справка:

Достигнутый уровень развития малого предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики. К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см. рис. 1). Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.

 

Рис. 1  График изменения количества МП в России.

 

 

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. рис. 3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Рис. 2 График распределения МП по территории РФ.

 

2.2 Основные проблемы  малого бизнеса

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 5).

                                                                                                           Таблица 5      

  Основные проблемы частного предпринимательства в России

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Недостаток информации, культуры, опыта

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


   

В резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

  • медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
  • низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
  • не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;
  • недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

На состоявшейся, в рамках Всероссийского экономического форума, научно-практической конференции, Президент Российской ассоциации развития  малых предприятий Александр Иоффе отметил, что властям нужны очень простые инструменты - ум, воля, совесть. «Ни Министерство антимонопольной политики и развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечные структуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеи совершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только на словах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть только тогда, когда его много, и только в этом случае он становится действенной силой экономики, важным социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет, что поддержка экономической инициативы граждан является важнейшим приоритетом. Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти, и обратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами и административными барьерами».

    Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малым бизнесом председатель Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса Александр Попов: «…Жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодное лицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать. А это значит, что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти препятствия создаются ради поборов.

    Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социального развития, - считает А.Попов, - вследствие применяемой системы транзитных счетов, не дает возможности малым предприятиям использовать перечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.»

    О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академии менеджмента и рынка Вениамин Каганов. "Чтобы принимались правильные решения чиновниками всех уровней, - считает   В. Каганов, -  их нужно вовлечь в систему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и  работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства".

     Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

     Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

    Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.  Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

    Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

      44% - опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

     17% - отсутствие управленческого  опыта;

     16% - несбалансированный  опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

     15% - отсутствие опыта  работы в отрасли;

     1% - небрежность в  ведении дел;

     1% - мошенничество или  бедствие;

     6% - иные причины, с  которыми сталкиваются руководители  малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. В этой связи очень показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.

Далее обратимся к вопросу "обычного ненормативного" поведения - применению силовых действий, вымогательств и угроз в деловых взаимоотношениях. Известно, что в опросах общественного мнения преступность в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится российским населением на второе место среди наиболее острых проблем (первое место занимает рост цен). Для российского бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 г. было убито 94 (!) руководителя крупных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70% коммерческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам.

По нашим данным, свыше 1/4 руководителей малых предприятий (26,2%) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7% опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют. В 1993 г. 1/6 руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнивать полученные результаты с устойчивостью ответов о нарушении деловых обязательств). Отчасти это связано с тем, что заданный три года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме, сужал проблему группового и организованного насилия.

В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное смещение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об организованной охране. И малые, и крупные предприятия вынуждены искать профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три категории организаций: представители официальных правоохранительных органов (на коммерческой основе); официально зарегистрированные частные охранные и сыскные агентства, образуемые, как правило, бывшими работниками правоохранительных органов; криминальные группировки, занимающиеся обеспечением так называемых "крыш". В результате бизнесмены систематически оплачивают услуги "своих" охранников, а не платят "чужим".

Спектр силовых методов достаточно широк. Как важная часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для решения проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение "братков" обходится в половину возвращаемой суммы, официальные агентства берут от 15 до 40%.

Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами. Во многих случаях это замещение утерянных инструментов вертикального давления на партнеров (в том числе давления через партийные органы в советское время), своего рода "компенсация" за утерю административной защиты. При отсутствии действенного законодательного и судебного регулирования силовые методы вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отношений. Когда закон нем, а мораль слепа, зарвавшихся возвращают в нормативные рамки более грубыми и примитивными способами. И зона силовых методов, судя по всему, продолжает расширяться.

Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и торговые структуры, активно работающие с наличным денежным оборотом. Действительно, опрошенные финансисты более других озабочены данной проблемой. А вот существенных отличий в оценках занятых в торговле и сфере услуг от общей массы предпринимателей зафиксировать не удалось.

Стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хозяйственными руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий для малого предпринимательства. Респонденты с более высоким образовательным уровнем несколько чаще указывают на наличие вымогательств (вряд ли они чаще с ними сталкиваются, скорее, мы опять имеем дело с более болезненной реакцией).

По мнению государственных служащих и деятелей общественных объединений, ситуация, как и при невыполнении обязательств, выглядит еще более тяжелой, причем различия с оценкой малых предпринимателей даже увеличиваются до 10 процентных пунктов.

Можно ли успешно хозяйствовать без угроз и применения силы - не в идеальном, заоблачном мире, а в реальных сегодняшних условиях? Более половины респондентов (52 %) уверены, что можно. Еще более трети (38,3%) считают, что это возможно с трудом. И только 9,4% поставили категоричное "нет". Причем руководители малых предприятий в данном случае явно выделяются своим оптимизмом на фоне всех прочих групп - более крупных предпринимателей, представителей государственного управления и общественных организаций. О возможности отказа от применения силы говорят "экономические оптимисты": те, кто прогнозирует рост всех основных хозяйственных показателей в сфере малого бизнеса и не ожидает массовых банкротств. А вот с финансовым положением собственного предприятия связь уже не наблюдается.

Информация о работе Малый бизнес