Малый и средний бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 09:45, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит, прежде всего, в том, что во многих субъектах Российской Федерации поднялась значимость малого предпринимательства, и, в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Понятия и функции малого и среднего бизнеса ……………………….. 4
1.1. Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса ………… 4
1.2. Функции и значение малого и среднего бизнеса …………………….. 8
2. Малый и средний бизнес в России ……………………………………… 10
2.1. Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса
в экономике ……………………………………………………………….. 10
2.2. Проблемы и перспективы развития ………………………………….. 10
Заключение …………………………………………………………………. 15
Список источников литературы …………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

Экономика. Малый и средний бизнес.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………..  3

1. Понятия и функции малого и среднего бизнеса ………………………..  4

1.1. Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса …………  4

1.2. Функции и значение малого и среднего бизнеса ……………………..  8

2. Малый и средний бизнес в России ……………………………………… 10

2.1. Современное   состояние    и    роль   малого  и   среднего    бизнеса

в    экономике ………………………………………………………………..  10

2.2. Проблемы и перспективы развития …………………………………..   10

Заключение ………………………………………………………………….  15

Список источников литературы …………………………………………… 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия – основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства. С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом   стал   человек, обладающий   предпринимательской способностью,     который    возглавил  бизнес   в  экономике, разновидностью   которого    являются  мелкие  и    средние предприятия.

Актуальность выбранной темы состоит, прежде всего, в том, что во многих субъектах Российской Федерации поднялась значимость малого предпринимательства, и, в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Цель работы заключается в следующем: с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий,    оценить      их     влияние     на      экономику    страны.

В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи: изучить   и    описать    отличительные  черты    малых   и    средних предприятий;   выяснить    степень   и   характер   воздействия   малых и средних   предприятий    на    развитие    экономики   страны.

Работа состоит из: введения, двух частей, заключения и списка используемых   источников   литературы,   а   так   же   правовой   базы.

1. Понятия и функции малого и среднего бизнеса

 

1.1. Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса

 

Понятию «средний бизнес», в нашей стране нет четкого определения, его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет рука    об   руку   с   понятиями   малый   и    крупный    бизнес   и   остается    на   заднем плане,  как «нагрузка» к  предприятиям этих категорий. Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. В России и сейчас нет четкого разграничения     понятий     среднего   и      малого     бизнеса. [2]

Под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и представительными организациями критериях, конституциирующих сущность данного понятия.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. К нему относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной   сферы,   до 15 человек - в непроизводственной сфере.

Организационно-правовая форма малых предприятий устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малые предприятия могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий. [3]

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах, к ним относятся коммерческие организации по установленным законодательством   критериям.  Индивидуальные предприниматели не могут   быть   отнесены  к   какой-либо  организационно-правовой форме.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации   с разделенным   на  доли   складочным капиталом.    Вкладом   в имущество   могут  быть   деньги,   ценные   бумаги,   другие   вещи   или имущественные   права   либо   иные   права,   имеющие  денежную   оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.[8] Полным товариществом признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре должны быть сведения: наименование полного товарищества, место его нахождения, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменений доли каждого участника в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. В учредительном договоре должны предусматриваться: порядок совместной деятельности по созданию товарищества, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения прибыли   и   убытков   между   участниками,   порядок   выхода из состава.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам  и   несут   риск   убытков,    связанных    с    деятельностью   общества,     в   пределах   стоимости    внесенных   ими    вкладов. [6]

Общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Общество, может быть, иметь дочерние и зависимые общества. Общество может быть ликвидировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральным законом или по решению арбитражного суда в соответствии с законодательством о несостоятельности.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих   права участников   общества   по  отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают   по   обязательствам общества   и    несут  риск  убытков,  связанных    с    его   деятельностью,   в     пределах     стоимости   принадлежащих    им    акций    компании. [8]

Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров не ограничено. Минимальный  размер    уставного     капитала    ОАО    должен быть   равен   не    менее    1000 МРОТ,     установленного    федеральным законом   на    дату  регистрации   открытого   акционерного   общества.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50. В случае если число акционеров ЗАО превысит 50, указанное общество в течение года должно преобразоваться   в открытое.

Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Общество в установленном законодательством порядке обязано вести реестр акционеров общества. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или в год принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества   за    текущий    год     деньгами   или     иным    имуществом.

Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации (Конституция РФ). Дееспособным гражданам законодательством установлены права и определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом. Следует подчеркнуть, что для занятия отдельными видами деятельности необходимо иметь специальное среднее   образование    или      высшее     образование,  получить специальное разрешение (лицензию) и иметь квалификационный аттестат.

В соответствии с п.1 ст.23 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. [4] При этом предпринимательская деятельность  может быть как основной, так и дополнительной деятельностью (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

 

1.2. Функции и значение малого и среднего бизнеса

 

Успех малого и среднего бизнеса в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений можно объяснить следующими причинами:

углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие и средние фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые и средние фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками,   проводимыми    фирмами   малого     и   среднего   бизнеса.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими    необходимыми    для   этого   финансовыми   ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Важность малых и средних предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо   получать   средства  к   существованию, а значит   быть   лучше   других,   чтобы   прибыль доставалась именно им.

Деятельность малых и средних предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких и средних предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. [9]

Экономические функции малого бизнеса: придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации); формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий); ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства,    поиск    разработка    и    внедрение     новых      идей).

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия,   как    правило,    подвержены  гораздо    большему   риску.

 

 

 

 

2. Малый и средний  бизнес в России

 

2.1. Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике

 

На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное     расширение   среднего  и    малого предпринимательства.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России