Малый и средний бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 09:45, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит, прежде всего, в том, что во многих субъектах Российской Федерации поднялась значимость малого предпринимательства, и, в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Понятия и функции малого и среднего бизнеса ……………………….. 4
1.1. Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса ………… 4
1.2. Функции и значение малого и среднего бизнеса …………………….. 8
2. Малый и средний бизнес в России ……………………………………… 10
2.1. Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса
в экономике ……………………………………………………………….. 10
2.2. Проблемы и перспективы развития ………………………………….. 10
Заключение …………………………………………………………………. 15
Список источников литературы …………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

Экономика. Малый и средний бизнес.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

Малые и средние предприятия, играющие все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывают своеобразие каждого региона, формируют значительную долю доходной базы бюджета и являются   решающим   фактором  экономической стабилизации  через создание   местных    потребительских  рынков   и  новых  рабочих   мест.

Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого и среднего бизнеса на государственном уровне. Первое – поменять психологию власти к малому и среднему бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. На сегодня, когда отнимается львиная доля дохода,   предприятия уклоняются от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний   бизнес.   А это,   по    некоторым   оценкам,   заставить   работать   от   20 до 40 млрд. долл.,   хранящимся под   «подушками и матрасами». [7]

Такая Великая Держава, как Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

 

2.2. Проблемы и перспективы развития

 

В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому     конкурентоспособности    придается    огромное    значение.

Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, уровень  инфляции,   степень   конкуренции,  свободные рыночные ниши.

Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса   играют    решающую    роль.    Во-первых,    это    вся   сфера услуг,   в    том      числе    технические    услуги,      включая    ремонт        и техническое  обслуживание     машин   и     оборудования; консультационные услуги;   бытовое    обслуживание    населения.    Во-вторых - торгово-закупочные      операции,     а     также     посредническая     деятельность.[5]

Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению страны из кризиса, является обеспечение ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является    основным     источником    формирования  среднего    класса,      то     есть      расширяет     социальную    базу     проводимых     реформ.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, «челночные» рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены    получили    благоприятные    возможности   для    обогащения.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов     поставили    малые   предприятия   в    неравное     положение с крупными.[5] Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает    доминирующее    положение.    Кроме     того,     существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные  или    многоцелевые  (выпуск   товаров    народного потребления,    оказания    различных  услуг),   но,   тем   не   менее, занимающихся   торгово-посреднической    деятельностью   как   основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие   фондового    рискового  капитала  -    все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых и средних предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного   оборудования,     слабость   информационной    базы.

Еще   один    очень    важный  фактор  негативного   воздействия  на малый    бизнес   –   непрекращающийся  глубокий   спад    производства.

Все   это  приводит   к   тому,   что   только   часть   зарегистрированных   предприятий  малого  и среднего бизнеса оказывается в  не   состоянии   приступить   к   реальному   производству   продукции.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого им должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. [6]  Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение “убивает” в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного  налогового подхода  к    предприятиям    разного профиля   деятельности. Более    низкие   ставки налогов  должны применяться    для   наиболее   важных,   приоритетных   отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана с взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами    субъекты   будут    продолжать    такую    политику.    Им  выгодно это,   потому  что  это   способ  губить  на   корню   людей    не   угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого и среднего предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых и средних предприятий   не   существует,   как   нет   и   хозяйственного   механизма   их поддержки. Не  разработана   программа   развития   малых   и    средних предприятий    при    государственной   поддержке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С развитием малого и среднего бизнеса в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно: реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности; обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;  увеличение   занятости  и  повышение качества и уровня жизни.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это и долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую      состыковку    воспроизводственных   и    рыночных процессов    в     российском    хозяйстве,   реализацию   современной стратегии     экономического  роста   в   течение    долгого    времени.

Малый и средний бизнес в России – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий   гибнет   в   первый   срок    своего   существования, но   их место   тут   же   занимают  вновь   возникающие   фирмы. Особенно  высок   уровень банкротства   фирм   в   первые  три   года   после создания фирмы.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию.

Таким      образом,    малое     и   среднее   предпринимательство    ведет     к    «оздоровлению»   экономики   нашей   страны   в    целом.

Список источников литературы

 

  1. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - http://smb.gov.ru
  2. «Помощь вашему бизнесу» - http://www.malb.ru
  3. ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» п.1 ч.1 ст.4 
  4. Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007
  5. Журнал «Финанс.» № 20-21 (303-304) 08.06-21.06.2009
  6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8-е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013 г.
  7. Радев В.А. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики, №7, с. 72, 2011 г.
  8. Киреев А.П. Международная экономика. – М.: Международные отношения, Ч.2., 488с. 2012 г.
  9. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ - 511с. 2013 г.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Малый и средний бизнес в России