Механизм организации: сущность и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность механизма организации 4
2 Классификация механизмов организации 10
2.1 Механизм социальной организации 10
2.2 Механизм самоорганизации 15
2.3 Механизм экономического стимулирования 24
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Механизм как целенаправленно функционирующая система методов.docx

— 252.31 Кб (Скачать файл)

 

2 Классификация механизмов организации

 2.1 Механизм социальной организации

Социальная организация представляется сложной, развернутой и интерактивно взаимодействующей моделью, конфигурация построения которой опирается как на объективные, так и на субъективные начала. Ее место и роль в цивилизации исчерпывающе отразить сложно. Это и обусловило особый интерес науки и практики к разработке и представлению комплексной модели механизма социальной организации [2].

Практически во всех процессах функционирования и развития современной цивилизации социальная организация играет все более возрастающую, а в определенных областях и решающую роль. Она все чаще ставит цели, которые могут привести к трансформации объективной организации. Более того, уровень развития социальной организации, ее ориентации и активность взаимодействия с окружающей природой сегодня уже во многом предопределяют сохранение и развитие цивилизации. Именно этим значением определяются исключительная сложность и обусловливаемый ею особый интерес исследователей к обоснованию и построению адекватной модели механизма социальной организации.

На современном уровне развития научных представлений, с позиций теории организации и других наук, концептуальное построение и целенаправленную формализацию комплексного формирования, функционирования и развития механизма социальной организации можно условно отразить на рисунке 1.

В качестве инициатора представления, основы формирования и цели применения механизма социальной организации выступает человек, причем одновременно как субъект и объект целенаправленного воздействия, осуществляемого индивидуально или в рамках различных общественных ассоциаций. Представленный механизм выделяет и отражает первичность самоорганизации индивидуума, его интересов и мотивов поведения, во многом обусловливающих формирование и становление личности в определенных общественных условиях. В реальной жизни это происходит в исторически сложившейся и мало в чем изменяющейся последовательности.

 

Первоначально активность индивидуума определяют генетически наследованные инстинкты, проявляющиеся в виде непосредственной реакции на окружающее (вектор 11 на рис. 1). В ряде достаточно специфических, но далеко не редких случаев они проявляются спонтанно и осуществляются динамично и непосредственно через формирование и реализацию простейших мотивов его поведения (директория Д, рис. 1).

Ассоциируясь с внешней средой, обеспечивая удовлетворение собственных нужд и желаний, индивидуум закрепляет проявляющиеся инстинкты в виде первичных потребностей, непосредственно обусловливающих его активность (вектор 12, рис. 1). Именно эта активность окончательно формирует процесс организации, восприятия и реализации индивидуумом первичных потребностей через устойчивые мотивы (директория Г, рис. 1).

Формирование, закрепление, развитие и реализация субъективных мотивов разными индивидуумами рано или поздно приводят к возникновению между ними противоречий, угрожающих стабильности существования социальной организации. Разрешение этих противоречий становится одной из постоянных тактических целей общественного развития, достижение которой обеспечивается формированием системы определенных воздействий на индивидуума (директория А, рис. 1), обусловливающих социальную нормализацию его активности.

На первых шагах становления и развития сознания индивидуума (вектор 1, рис. 1), под воздействием непосредственно окружающих людей и общества в целом (вектор 2, рис. 1), в результате поэтапного осознания инстинктов (вектор 3, рис. 1), осмысления совокупности проявившихся потребностей (вектор 4, рис. 1) и оценки собственных возможностей формируется система интересов личности, обусловливающая большинство ее последующих действий (директория В, рис. 1).

Как отдельные рычаги приведенного механизма социальной организации, так и их возможные комбинации, раскрывающиеся по каждому из факторов



достаточно широкой и разнообразной палитрой, оказывают только вероятностное воздействие на поведение человека. В конечном счете оно становится функцией исключительно широкого круга формализуемых, представляемых и вообще не идентифицируемых аргументов, что еще раз напоминает о первично органической природе формирования и функционирования такой организации.

Это оказывает существенное воздействие на развитие научных представлений о формировании и функционировании механизма сложных организаций с определяющим участием человеческого фактора. Его активизация, конструктивное и эффективное взаимодействие с окружением, отраженные на рисунке 1, во многом определяют жизнеспособность социальной организации, перспективы ее развития. Они определяются уровнем развития рычагов мотивации поведения индивидуума, адекватностью конфигураций их применения реальным задачам социальной организации.

 

Механизм социальной организации, действие рычагов мотивации поведения личности основываются не только на ее непосредственных нуждах, реализующихся в виде системы осознания и удовлетворения собственных потребностей. Общественное воздействие целенаправленно формирует интересы, выходящие за рамки непосредственных потребностей личности (векторы 10 и 5, рис. 1), которые определенным образом мотивируют соответствующую активность (директория Б, рис. 1). Их действие обусловлено интеграцией личности в социум, отражает социальный характер непосредственного взаимодействия индивидуума с окружающими, особенности построения его взаимоотношений с обществом в целом.

Ряд действий индивидуума, формы проявления и содержание которых зависят от уровня развития его интеллектуальной организации и совокупности личных качеств, продолжают определяться непосредственно неосмысленными им потребностями и даже неосознанными инстинктами. Они также обусловливают и формируют определенные мотивы поведения индивидуума (директории Г и Д, рис. 1), которые в виде скрытых рычагов нередко побуждают его к частично или полностью неосознанным поступкам.

Естественно, что подобные действия могут ущемлять интересы других индивидуумов, что соответственно побуждает их к противодействию и, в конечном счете, открытому столкновению. Такое развитие ситуации разрушает социальную организацию и вынуждает общество принимать соответствующие меры по ее стабилизации и восстановлению. Механизм социальной организации стабилизирует развитие подобных тенденций, обеспечивая своевременное применение эффективных мер воздействия. Теоретически подобные меры могут включать н себя самый разнообразный спектр как превентивных, так и оперативных реакций социума, но на практике они осуществляются в виде формирования и применения в той или иной степени жесткой системы принуждения индивидуума к соблюдению определенных норм по ведения в обществе (векторы 6-9, 13, рис. 1).

 

С целью обеспечения эффективной координации и гармоничною взаимодействия индивидуумов организация или общество в целом формируют систему внешних инструментов воздействия на личность (вектор 7, рис. 1). Она представляет собой универсальную палитру разнообразных стимулов, принуждающих индивидуума или целую группу к определенной активности, целенаправленной деятельности, соблюдению сложившихся норм поведения.

Формирование и практическое применение мотивов и стимулов тесно взаимосвязаны, что допускает смешение этих понятий. Между тем содержание и последовательность их возникновения, формирования, становления, развития, применения и взаимодействия известны с дрен них времен и представляются в четко формализованном виде, наиболее полно отражаемом следующим сравнительным анализом основных факторов их проявления, изображенных в таблице 2.

Таблица 2 – сравнительный анализ мотивов и стимулов организации индивидуума.

Фактор 

Мотивы 

Стимулы

Природа возникновения

Внутренние 

Внешние

Порядок становления

Первичные

Производные

Основы формирования

Индивидуальные 

Социальные 

Структура построения

Субъективная 

Объективная

Методы применения

Частные

Общие

Форма действия

Опосредованные 

Непосредственные 

Сущность действия

Побуждения 

Принуждения


 

 

Данное представление соотношения возникновения, становления и развития мотивов и стимулов активизации индивидуума имеет особое значение для понимания процесса организационного поведения личности. В отличие от действия внутренних, в той или иной степени осознанных, мотивов поведения индивидуума, стимулы в виде внешних инструментов не опосредованно и мягко побуждают, а непосредственно и жестко принуждают личность к конкретным действиям, обеспечивая безусловное соблюдение определенных норм, следование конкретным правилам, выполнение целенаправленных программ действий.

 

Состав и содержание таких программ могут быть различными и зависят от формируемых обществом целей, признаваемых законов и ценностей, системы власти и уровня развития самоуправления и культуры поведения. Выполнение подобных программ конкретным индивидуумом или группой носит, естественно, субъективный характер, отражающий уровень развития мотивации и эффективность выбора, адаптации н применения систем материального и морального стимулирования. Но в любом случае такие программы основываются на организации аффективного взаимодействия между мотивами и стимулами как самостоятельными факторами процесса активизации. Проведенный анализ позволяет достоверно утверждать следующее:

В механизме социальной организации мотивы и стимулы представляют самостоятельные и тесно взаимодействующие элементы единой системы активизации индивидуума.

2.2 Механизм самоорганизации

Самоорганизация там, где она осуществляется, изначально предполагает наличие субъекта, который ее и реализует. Но любая субъективная организация, в свою очередь, начинается и реализуется прежде всего в отношении самого субъекта. Двумя этими исходными положениями и объясняется примат самоорганизации социально-экономических систем. Более того, даже самое простейшее организационное воздействие на окружающий мир возможно только как результат пусть элементарной или даже примитивной, но совершенно необходимой самоорганизации субъекта.

В реальной жизни организацию окружающего мира можно рассматривать как результат достижения определенного уровня самоорганизации, что обусловливает необходимость адекватного представления се содержания. С этих позиций самоорганизация представляет собой предтечу, совершенно необходимое начало любой организации вообще. Понятно, что и это заключение относится непосредственно к социально-экономическим системам, и прежде всего к индивидууму, с которого авторы и начинают исследования самоорганизации.

Основой проведения такого анализа становится собственно возникновение субъекта, являющееся результатом процесса объективного эволюционного развития. Понятно, что его содержание, включающее этапы генетической или физиологической организации, необходимо предшествует, но непосредственно не представляет собой самоорганизацию, хотя с какого-то момента организм индивидуума развивается достаточно самостоятельно. Этот феномен является предметом исследования биологии, физиологии и других специальных дисциплин, раскрывающих процессы объективной и смешанной организации на соответствующих уровнях и в конкретных аспектах.

Отправной точкой и необходимой основой социальной организации становится возникновение и развитие сознания индивидуума как проявление процесса и системы интеллектуальной организации. В этом смысле самоорганизацию индивидуума можно квалифицировать как его осознанную деятельность по упорядочиванию представлений и овладению действиями [1]. Под этим подразумеваются исследования и воздействия индивидуума, направленные на самого себя, осмысление и обеспечение собственных потребностей, формирование знаний, оценку качеств и овладение навыками, обогащение культурой и достижение определенного уровня развития личности.

Достижение искусства


Закрепление статуса 

Освоение  культуры

Овладение знаниями

Формирование  навыков

Обеспечение потребностей

Все это можно представить в виде шести соответствующих стадий самоорганизации, изображенных на рисунке 2, формирующихся с возникновением сознания индивидуума и так или иначе развивающихся на протяжении всего его жизненного цикла.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 –  Стадии самоорганизации жизненного цикла индивидуумов

 

Представленная модель отражает общую конфигурацию и последовательность становления и развития самоорганизации индивидуума. Понятно, что начало, интенсивность, результат осуществления стадий самоорганизации могут достаточно широко варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных условий, но их содержание уже определено, что позволяет структурировать и детерминировать этот процесс.

Так, достаточно полно исследованные и широко представленные в научной литературе [3] модели обеспечения первичных потребностей индивидуума основываются на генетически наследуемых инстинктах, приобретаемых и закрепляемых каждым, функциях становления и осуществления жизнедеятельности. Их последовательное совершенствование и ассоциативное применение в иных целях и сферах приводит к формированию единой комплексной системы навыков самоорганизации индивидуума, реализуемых, прежде всего, в процессе изучения окружающего мира. Этим, в свою очередь, обеспечивается и начало стадии овладения необходимыми знаниями, содержание которой последовательно расширяется и специализируется на протяжении всего жизненного цикла индивидуума [7].

Собственно, этого уже достаточно для самостоятельного существования и развития человека, но социальный характер его взаимодействия с окружающим миром объективно обусловливает осуществление высших стадий самоорганизации. Прежде всего, это освоение культуры как общепринятого выражения морфологии организации жизнедеятельности социума, обеспечивающего целенаправленное, адекватное, в том числе профессиональное, взаимодействие между индивидуумами.

Информация о работе Механизм организации: сущность и классификация