Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в правовом анализе, с использованием необходимых философских и экономических понятий, правоотношения, складывающегося в акционерном обществе, как сложной юридической категории.
Исходя из этого, можно поставить следующие задачи:
анализ существующих научно-теоретических представлений, касающихся понятия, содержания и субъектов акционерного правоотношения;
выявление специфических черт акционерного правоотношения и конструирование его понятия;
исследование оснований возникновения и прекращения акционерного правоотношения;
определение субъектов акционерного правоотношения и характера возникающих между ними связей;
исследование правовой основы осуществления акционерными обществами своей деятельности;
проведение анализа опыта создания и деятельности акционерного общества на примере ЗАО «Дельта Банк», с целью всестороннего исследования данной организационно-правовой формы юридического лица;
разработка и обоснование предложений по улучшению конкурентных позиций исследуемой организации на рынке услуг.
Введение
1.Глава 1. Место акционерного общества в системе организационно-правовых форм предприятий
2.Понятие акционерной формы организации предприятия.
3.2. Виды и признаки АО.
4. 1. 3. Способы образования и ликвидации АО
5.1.4. Место акционерного общества в системе организационно-правовых форм предприятий. Предмет и метод акционерного права
6.1.5. Правовые основы создания, деятельности и ликвидации акционерного общества
7.Глава 2. Характеристика деятельности акционерного общества и его место на рынке услуг на примере ЗАО «Дельта Банк» 2.1 Опыт создания и деятельности ЗАО «Дельта Бак»
8.2.2. Анализ внутренней и внешней среды ЗАО «Дельта Банк»
9.Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ЗАО «Дельта банк»
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров, общее руководство обществом осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия или ревизор общества.
Законом установлен порядок создания и ликвидации акционерных обществ, формирования уставного капитала данных обществ, размещения акций и иных ценных бумаг, урегулированы отношения акционерного общества и его акционеров.
Глава 2. Характеристика деятельности акционерного общества и его место на рынке услуг на примере ЗАО «Дельта Банк» 2.1 Опыт создания и деятельности ЗАО «Дельта Бак»
Дельта Банк активно работает
на белорусском рынке в качестве
розничного банка с 2007 года. С 2001 по
2007 годы это был небольшой и
закрытый ЗАО «Атом-Банк», созданный
в СЭЗ «Минск». В 2007 году контрольный
пакет банка был куплен владельцем
украинского Дельта Банка Николаем
Ивановичем Лагуном.
Начиная с 2007 года Дельта Банк проводит
активное развитие розничной сети. Вначале
– путем организации выдачи потребительских
кредитов в розничных торговых точках.
Затем открывает полноформатные отделения,
начинает прием вкладов от населения,
обслуживание юридических лиц.
На 01.10.2012 г. в рейтинге белорусских банков Дельта Банк занимает 15-е место по активам и 23-е – по собственному капиталу.
На 01.10.2012 г. собственный капитал – 143 млрд руб (13 млн евро); активы - 1,2 трлн руб; прибыль - 3,7 млрд руб.
Лицензия на осуществление банковской деятельности от 1 сентября 2007г. № 27 выдана Национальным банком Республики Беларусь на осуществление следующих банковских операций:
3. Открытие и ведение
банковских счетов физических
и юридических лиц;
4. Осуществление расчетного и кассового
обслуживания физических и юридических
лиц, в том числе банков-корреспондентов;
5. Валютно-обменные операции;
6. Выдача банковских гарантий;
7. Доверительное управление
денежными средствами по
8. Выпуск в обращение
банковских пластиковых
9. Выдача ценных бумаг, подтверждающих
привлечение денежных средств во вклады
(депозиты) и размещение их на счета.
10. Финансирование под уступку денежного требования (факторинг).
Основным направлением деятельности ЗАО «Дельта Банк» является потребительское кредитование. Ключевой особенностью применяемой модели кредитования является скорость принятия решения о выдаче кредита, которая, в первую очередь, достигается за счет применения современных информационных технологий.
Кроме того, нужно отметить благотворительную деятельность. Ежегодно Общество проводит множество благотворительных акций для ветеранов, инвалидов, детей из малообеспеченных семей, а также мероприятий, просто направленных на развитие культурных ценностей в нашем регионе.
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ЗАО «Дельта Банк»
В процессе анализа внешней среды
необходимо четко понимать само определение
внешней среды. Внешняя среда - это
совокупность активных хозяйствующих
субъектов, экономических, общественных
и природных условий, национальных
и межгосударственных институционных
структур и других внешних условий
и факторов, действующих в окружении
предприятия и влияющих на различные
сферы его деятельности.
Анализ внешней среды предприятия необходим
не только для определения общей стратегии
развития предприятия, но также и для выявления
и разработки стратегии. Сущность анализа
состояния внешней среды и деятельности
предприятия - в систематическом изучении
и оценке контролируемых и неконтролируемых
факторов (объектов и событий), относящихся
к предприятию. Главной целью такого анализа
является получение необходимой планово-прогнозной
информации, а также определение угроз
и возможностей для организации, связанных
с его внешней средой. Вся внешняя среда
предприятия делится на две большие части:
микросреду и макросреду. Микросреда организации
- это среда прямого влияния на предприятие,
которую создают поставщики материально-технических
ресурсов, потребители продукции (услуг)
предприятия, торговые и маркетинговые
посредники, конкуренты, государственные
органы, финансово-кредитные учреждения,
страховые компании. Макросреда - это среда,
которая влияет и на макросреду и на предприятие.
Макросреда предприятия косвенно воздействует
на его деятельность. Она включает природную,
демографическую, научно-техническую,
экономическую экологическую, политическую
и международную среду. Существует несколько
методик анализа внешней среды. Применительно
к кредитно-финансовой организации лучше
всего использовать комплексный подход
к анализу, который будет включать в себя
методику PEST(Political, Economic, Social, Technological - анализ,
состоящий из анализов политической, экономической,
социальной и технологической сфер), отраслевой
и конкурентный анализы (рис. 3).
Рис. 3. Внешняя среда банка
Начнем с отраслевого анализа, который сможет дать общее представление о сложившейся ситуации в отрасли банковского обслуживания. В продолжение анализа внешней среды обратимся к конкурентному анализу, который сможет дать более представляемую информацию о положении ЗАО «Дельта Банк» на рынке банковских услуг по отношению к конкурентам. Основными клиентами коммерческого банка являются юридические организации. Поэтому прямыми конкурентами предприятия являются те коммерческие банки, которые оказывают идентичные услуги, а именно прием вкладов от юридических лиц и выдача им кредитов. Это такие банки как ЗАО “МТ Банк”, ЗАО “Альфа-Банк”, ЗАО ВТБ, ЗАО “ТК Банк” и другие. В качестве конкурентов будет рассмотрено 3 банка, а именно ЗАО “МТ Банк”, ЗАО “Альфа-Банк”, ЗАО ВТБ, которые занимают лидирующие позиции по оказанию банковских услуг юридическим лицам. Условие отбора - сумма выданных кредитов. Для того чтобы понять размеры коммерческих банков, необходимо отобразить в динамике доли, занимаемых позиций в сегменте обслуживания юридических лиц (табл. 1):
Таблица 1 Доли банков
Из таблицы (табл. 1) видно, что доля ЗАО ”Дельта Банк” выросла на 2%, а именно было выдано кредитов юридическим лицам во втором полугодие больше на 70 млн. рублей. Прирост составил 40%. Это хорошие показатели для выхода на рынок. Они были в основном достигнуты путем активного поиска клиентов и установления благоприятных условий кредитования юридических лиц, а именно низких процентных ставок.
Внутренняя среда организации
- та часть общей среды, которая
находится в ее пределах. Она оказывает
постоянное и самое непосредственное
воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько
срезов, состояние которых в
В основном анализ внутренней
среды коммерческого банка
1). организационная структура банка;
2). финансовая деятельность;
3). внутренняя технологическая
сфера в организации
4). персонал;
5). ассортиментная и ценовая политики.
Анализ финансовой деятельности предприятия будет основан на следующих документах:
1). отчетность за первое полугодие 2011 года, а именно бухгалтерский баланс и отчет об уровне достаточности капитала (приложения 3, 5);
2) отчет о прибылях и убытках на 1 апреля и 1 июля 2011 года – финансовые результаты (приложения 4);
3). данные оборотной
ведомости по счетам
Сначала выявим прибыль банка. Прибыль на 2010 года составила 3048,4 миллиона белорусских рублей, а в 2011- 14 722,5 миллиона белорусских рублей. Мы видим значительное увеличение. Прибыль – это важнейший показатель для любого коммерческого предприятия. Поэтому положительное изменение благоприятно сказывается на финансовой деятельности предприятия.
По состоянию на 1 июля 2012 года депозиты юридических и физических лиц составили 152 753 166,7 млн.р. Для сравнения – за предыдущий квартал сумма долга банков перед экономикой составила 136 181 791,5 млн.р. Так, сумма депозитов увеличилась на 12,2% во II квартале 2012 года по сравнению с I кварталом 2012 года (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Собственные средства банка
с 35850,7 бел.рублей увеличились до 152 132,9
миллионов рублей. Нормативное значение
достаточности собственных средствпозволяет
банку с еще большим, чем запланировано
запасом, оставаться платежеспособным
и продолжать операции.
По итогам II квартала 2012 года совокупные
активы банковской системы составили
280 165 790 млн.р. За период апрель-июнь 2012
года прирост составил 3,9%, в то время как
за предыдущий квартал они увеличились
на 4,5% (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
По сравнению с первым
кварталом 2012 года шестёрка банков-лидеров
по активам практически не изменилась:
лишь Приорбанк поднялся с 6-го места
на 5-е, а Банк БелВЭБ соответственно
переместился на 6-ю позицию.
За II квартал 2012 года существенно увеличили
свои активы Белорусский народный банк
(на 43,2%), Абсолютбанк (на 40,9%), Дельта Банк
(на 32,7%), Бит-Банк (на 26,6%), Евробанк (на 18,4%).
Так, Белорусский народный банк поднялся
с 23 на 20 место, оставив позади БТА Банк
и Сомбелбанк; Абсолютбанк остался на
прежнем 28-м месте; Дельта Банк переместился
с 17-го на 14-е место, обойдя Технобанк, Паритетбанк
и Трастбанк; БИТ-Банк поднялся с 31-го на
30-е место, сместив Евробанк.
Значительное снижение активов отмечено
у Сомбелбанка (-52,5%), Трастбанка (-16,9%), Международного
резервного банка (-14,5),Белросбанка (-14,2%)
и Альфа-Банка (-12,1%).
Доля банков по величине активов в банковской системе страны, %
Значительный прирост капитала наблюдается
в 2012 Дельта Банка (+36,6%),
По основным показателям ЗАО ”Дельта Банк” показывает устойчивый финансовый рост. Исключение составляет валюта баланса, но это значение было снижено из-за уменьшения средств кредитных организаций, а это оказывает несущественный результат.
Увеличение прибыли, рентабельности активов говорит об эффективной финансовой деятельности банка.
Завершим анализ внешней и внутренней среды матрицей SWOT (табл. 5)
Таблица 5 Матрица SWOT
Альтернативные стратегические задачи примут следующий вид:
1). Поддерживать сильные стороны и конкурентные преимущества банка.
2). Устранить слабые стороны: а) найти источник дополнительных финансовых средств. В это случае банк решает две задачи: во-первых, предприятие сможет работать с новым сегментом (крупные юридические предприятия), а во-вторых, увеличить бюджет на маркетинговые исследования и кампании; б) увеличить спектр методов продвижения и стимулирования. Это поможет банку, возможно, найти наиболее эффективные способы, а также наиболее полно заявить о себе рынку банковских услуг; в) разработать четкую стратегию развития кредитной организации.
Эффективно претворять в реальность деятельность возможно только благодаря четко поставленной стратегии; г) снизить комиссионные по некоторым видам расчетно-кассовым услугам. В основном услуги банком анализируются клиентами комплексно, поэтому высокие комиссии даже в минимальном количестве услуг могут вызвать отказ от банка;
д) повысить мало известность банка за счет новых методов стимулирования и продвижения. Известность прибавляет не только клиентов. Банк благодаря этому становится более стабильным в глазах потребителей банковских услуг.
Нормативы безопасного функционирования.
Значения показателей, характеризующих выполнение ЗАО «Дельта Банк» нормативов безопасного функционирования, установленных Национальным банком Республики Беларусь на 01.11.2012 год.
Показатель |
Значение |
Норматив |
Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка, млн. евро |
29.3 |
25.0 |
Достаточность основного капитала, проценты |
19.8 |
4.0 |
Достаточность нормативного капитала, проценты |
29.2 |
8.0 |
Соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском |
0.7 |
1.0 |