Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:26, реферат
Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации, т. е. сфера социально-трудовых отношений в обществе.
Целью работы является исследование влияния метода интервью в экономических процессах.
В процессе написания реферата использовались учебная литература и электронные ресурсы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Метод интервью в исследовании экономических процессов
Интервью. Виды интервью и его структура…………………………….4
Достоинства и недостатки метода интервью……………………………9
Специфика применение метода интервью в экономических исследованиях…………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы …………………………………………….16
Низкая
результативность формализованных
опросов в экономических
Метод массовых репрезентативных опросов, проводящихся как в нашей стране, так и за рубежом, заключается, как известно, в изучении общественного мнения. кардинальное отличие экономических исследований заключается в том, что релевантным для них является не мнение, индивидуальное или общественное, а ЗНАНИЕ, содержащееся в сознании респондентов.
получение
с помощью интервью достоверного
знания об исследуемом объекте требует
рассмотрения вопроса о том, что
считать достоверным знанием
и каковы источники его формирования
в сознании респондента. Специфика
изучения социальной и экономической
реальности методом интервью заключается
в том, что эта реальность дана
исследователю не непосредственно,
а опосредована личностью опрашиваемого.
С этой точки зрения респондент —
это включенный наблюдатель, погруженный
в исследуемую социальную среду
и нередко располагающий
Одна из основных трудностей, возникающих при достижении этой цели, заключается в том, что респондент зачастую не осознает границ своей компетентности. На практике интервьюер постоянно сталкивается с тем фактом, что люди охотно пускаются в рассуждения не только по тем вопросам, в которых они компетентны, но и по тем, в которых они заведомо некомпетентны. В связи с этим интервьюер должен уметь различать в сознании респондента ЗОНУ КОМПЕТЕНТНОСТИ и ЗОНУ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ. Зона компетентности — это совокупность представлений опрашиваемого, которая сформировалась под непосредственным влиянием его практической деятельности и личного жизненного опыта. Подчеркнем, что в данном случае речь идет не о профессиональной (инженерной и т.п.) компетентности работника, а о компетентности в описаниях социальных отношений и социальных проблем на исследуемом экономическом объекте. Зона некомпетентности - это совокупность представлений о предметах, не знакомых респонденту по личному опыту и сформировавшихся под влиянием средств массовой коммуникации и контактов с другими людьми, которые обычно в той или иной мере дополняются личными домыслами и фантазиями. Как показывает опыт интервьюирования, в пределах зоны компетентности опрашиваемый нередко оказывается способным формулировать и обосновывать оригинальные и неожиданные суждения, порой не имеющие аналогов даже в специальной литературе, спорить и подвергать развернутой критике распространенные к включая высказывания в печати, сообщать Информацию, обладающую принципиальной новизной для исследователя. Характерной особенностью компетентного респондента—практика является его способность формулировать выводы, по смыслу и даже по формулировкам близкие к тем, которые были сделаны известными социологами в ходе проводившихся им исследований.
Таким образом, в социальных исследованиях достоверные компоненты обыденного знания могут выступать не только как объект изучения, но и как равноправный партнер научного знания, т. е. как источник не только фактологических сведений, но и конструктивной критики научных концепций, а также концептуальных наработок, прямо или косвенно подлежащих включению в систему научного знания. Представляется, что в отечественной а возможно и в мировой) общественной науке сложилось неоправданное пренебрежение к такому способу взаимодействия с обыденным знанием. В ходе своей практической научной работы автор часто убеждался, что обыденное сознание (при правильной организации взаимодействия с ним) может служить источником чрезвычайно ценных для исследователя сведений и идей.
Наряду
с получением новых и важных для
исследователя знаний контакт с
обыденным сознанием может
Заключение
Цели
и задачи экономических исследований,
как и экономики в целом, состоят
в изучении характера действия экономических
законов, установление закономерностей
и тенденций экономических
Считаю полезным изучения метода интервью при исследовании экономических процессов важным для студентов и будущих специалистов.
При правильном применении метода интервьюирования возможно достижение максимальных результатов.
Список используемой литературы