Методологические основы разработки Бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью бизенспланирования на предприятии является четкое и ясное обозначение будущего желаемого состояния предприятия выраженное в конкретных целевых показателях (объемах производства, выручке, чистой прибыли).
Для подготовки Бизнес-плана предприятия задействуются все структурные подразделения предприятия, так как только совместными усилиями непосредственных исполнителей возможно корректно спрогнозировать возможности предприятия по объемам производства и реализации конкретной продукции, по необходимым затратам на производство и реализацию продукции, возможным рискам и способам их избежать на стадии планирования.

Файлы: 1 файл

Экономика курсовая .doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

Бизнес-план предприятия

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

ПЗ

 

 

 

 

 

 

Руководитель

 

2013 г

 

 

Автор работы (проекта)

Студент группы

 

2013 г

 

 

Курсовая работа защищена

с оценкой _________________

 

2014 г

 

 

 

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения.

План предприятия (фирмы, компании) — заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или оказанию услуг.

Целью бизенспланирования на предприятии является четкое и ясное обозначение будущего желаемого состояния предприятия выраженное в конкретных целевых показателях (объемах производства, выручке, чистой прибыли).

Для подготовки Бизнес-плана предприятия задействуются все структурные подразделения предприятия, так как только совместными усилиями непосредственных исполнителей возможно корректно спрогнозировать возможности предприятия по объемам производства и реализации конкретной продукции, по необходимым затратам на производство и реализацию продукции, возможным рискам и способам их избежать на стадии планирования.

Актуальность бизнеспланирования в настоящее время весьма высока, так как быстроменяющиеся экономические условия требуют наличие четкой программы деятельности предприятия, которая учитывает все аспекты деятельности предприятия и позволяет добиться поставленных задач.

 

 

1. Теоретическая часть

 

1.1. Методологические основы разработки Бизнес-плана

 

В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

  • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
  • развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
  • документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
  • результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере пять основных вопросов:

  • Что производить?
  • Сколько производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?
  • Какая доходность проекта?

 

 

1.2. Функции и принципы планирования на предприятии

 

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

 

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.

 

Основные принципы внутрифирменного планирования:

Необходимость

1. Обязательное применение  планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей.

2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

Непрерывность. Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

а) введения плановых резервов по основным показателям;

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;

в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

г) использования альтернативных планов.

Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами:

1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования.

2. Все сопряженные частичные  планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития.

3. Включения в план  всех факторов которые могут  иметь значение для принятия решений.

Точность и детализация

1. Любой план должен  быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

2. По мере перехода  от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

Экономичность

1. Расходы на планирование  должны соизмеряться с получаемым от него выгодами.

2. Вклад планирования  в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

Оптимальность

1. На всех этапах планирования  должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений.

2. Выражается в максимизации  прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

Связь уровней управления. Достигается тремя способами:

а) детализацией планов «сверху-вниз» ;

б) укрупнением планов «снизу-вверх»;

в) частичным делегированием полномочий.

Участие

1. Активное участие персонала  в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.

2. Планирование для себя  психологически и экономически эффективнее, чем для других.

Холизм (сочетание координации и интеграции). Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости.

Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

 

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

 

1.3. Цель разработки бизнес-плана.

 

Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.

 

 

В системе бизнеса цель выполняет пять функций:

    • инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
    • критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
    • инструмента управления - руководящие требования к действииям, определение направлений бизнеса;
    • координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
    • контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

Цели выражают конкретные направления деятельности предприятия.

Любое предприятие, как сложная социально - экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных.

Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме.

 

Цели бизнес-плана предприятия должны быть:

    • реальными и достижимыми;
    • не противоречащими законам;
    • понятны исполнителям;
    • измеримы;
    • детализированы по структурным подразделениям и функциональным службам;
    • объединять усилия всех работников и цехов

Цели бизнес-плана должны устанавливаться с учетом:

    • объема работ;
    • срока работ;
    • имеющихся и ожидаемых возможностей;
    • желаемых результатов;
    • персонификации;
    • гибкости и возможности корректировки;
    • сопоставимости на всех уровнях управления;
    • роста компетентности работников.

 

После определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:

Информация о работе Методологические основы разработки Бизнес-плана