Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 01:27, статья
Цель данной статьи заключалась в рассмотрении методологии внутрифирменного планирования в современных условиях. В ходе этого автор намеревался изучить методологию внутрифирменного планирования при функциональном подходе к управлению, определить роль и место планирования при процессном подходе к управлению, и выявить достоинства и недостатки планирования на предприятии при различных подходах к управлению.
Введение. Цель данной статьи заключалась в рассмотрении методологии внутрифирменного планирования в современных условиях. В ходе этого автор намеревался изучить методологию внутрифирменного планирования при функциональном подходе к управлению, определить роль и место планирования при процессном подходе к управлению, и выявить достоинства и недостатки планирования на предприятии при различных подходах к управлению.
Активное развитие планирования как области научного знания началось в XX в. на Западе, вследствие повышения деловой активности и возникновения и развития большого количества новых коммерческих предприятий. Также появилась и необходимость существенного вмешательства государства в экономику с целью регулирования рынка. Так возникло планирование на микро- и макроэкономическом уровне.
На Западе шло бурное развитие планирования и в результате были разработаны различные методы и способы планирования. Но в России же теории планирования, к сожалению, почти не развивались, и поэтому, к началу XXI в. не оказалось очень важного и основного института экономического управления – планирования.
Опыт показывает, что планирование
предпринимательской
Важным показателем в планировании является спрос, именно он является точкой отсчета. На микроэкономическом уровне предприятия посредством планирования ведут поиск оптимального соотношения спроса и предложения своей продукции, что позволяет заранее рассчитывать объемы производства и продаж своей продукции. Но при рыночном планировании предприятие имеет очень жесткие бюджетные ограничения, и считается, что оно не достигнет границы ресурсных ограничений.
Автор предлагает представить технологическую цепочку планирования следующим образом:
Задания этого плана определяют показатели остальных разделов:
- план по материально-
- план по прибыли, издержкам и рентабельности производства;
- план инноваций;
- план по инвестициям и капитальному строительству;
- план социального развития коллектива предприятия;
- план по фондам специального назначения;
- план по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
- финансовый план;
- экономическая эффективность предприятия;
Данная структура плана характерна для крупных предприятий, в то время как малые и средние могут иметь сокращенный вариант плана.
Для достижения поставленных при планировании целей используются определенные методы и методики. Автор статьи дает следующие определения:
Методы в планировании – это способы, приемы, процедуры, позволяющие успешно решать ту или иную конкретную задачу.
Методика планирования – это совокупность методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняющая функцию методической инструкции.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть методологию внутрифирменного планирования.
Внутрифирменное планирование производится в несколько этапов: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль их выполнения.
Процесс внутрифирменного планирования осуществляется на основании данных настоящего и прошлых периодов, которые должны быть как можно более точными и достоверными. Выполнение данного условия является необходимым для достижения конечных целей, поставленных планом. Сложность внутрифирменного планирования состоит в том, что оно базируется на неполных данных. Например, некоторые процессы (кризисы) не подаются планированию, а показатели отражающие состояние рынка в целом (деятельность конкурентов, объемы спроса и др.) часто бывают недостаточно достоверными. Поэтому обязателен контроль выполнения планов и корректировка тех или иных плановых показателей.
Внутрифирменное планирование
включает: технико-экономическое
Автор статьи отмечает важность научного подхода к управлению и внутрифирменному планированию и из всего многообразия существующих научных подходов выделяет функциональный и процессный подходы.
Функциональный подход – обеспечивает на предприятии организацию взаимодействия отдельных функциональных областей и достижения ими своих целей и как следствие целей организации.
Процессный подход – это
деятельность руководящего состава
организации, включающего руководителей
и специалистов, направленная на повышение
эффективности работы предприятия
за счет моделирования системы бизнес-
Особенности функционального планирования:
- отсутствие ориентации на клиента;
- ответственность за
конечный результат работы
- неэффективная информационная поддержка между структурными элементами;
В отличие функционального планирования, главным преимуществом процессного является ориентация на потребителя, что повышает эффективность деятельности предприятия и приводит к увеличению дохода, при сохранении себестоимости товара, и следственно к увеличению прибыли.
Рассмотрим планирование и управленческий цикл с точки зрения различных подходов к управлению:
Анри Файоль считал, что существует 5 исходных функций:
-управлять – предсказывать и планировать
-организовывать
-распоряжаться
-координировать
-контролировать
Современный управленческий цикл при функциональном подходе можно представить в виде набора действий:
Для управления бизнес-процессом рекомендуется применять цикл Деминга, который включает в себя следующие элементы: планирование, выполнение, проверка и воздействие.
Процесс планирования предполагает установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов.
Выполнение - подразумевает исполнение запланированных работ. Доведение до участников процесса цели (показатели) и процедуры работы, обеспечение соблюдения процедур работы участниками.
Проверка – контроль за результатом на основе ключевых показателей эффективности, выявление и анализ отклонений, и установление причин отклонений.
Воздействие – предусматривает принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, внесение изменений в планирование и распределение ресурсов.
Автор утверждает, что оба
подхода к управлению имеют общую
основу, но направлены на разные объекты.
Так при функциональном подходе
управление осуществляется организациями,
подразделениями и
-основные бизнес-процессы – генерируют доходы компании; (приносят добавленную стоимость)
-обеспечивающие бизнес-
-бизнес-процессы управления – управляют компанией;
-бизнес-процессы развития – развивают компанию; (приносят будущую ценность)
Также в своей статье автор
рассматривает планирование как
бизнес-процесс, который является процессом
верхнего уровня. Процессами второго
уровня будут являться: планирование
спроса, планирование производства, планирование
материально-технических
На начальном этапе планирования должна быть заблаговременно учтена и обеспечена связь между отдельными структурными подразделениями, включающими всю технологическую цепочку. Например технологическая цепочка промышленного предприятия выглядит следующим образом: научные исследования – разработка – снабжение – производство – сбыт. Планирование должно быть направлено для предотвращение ошибок и рациональное использование ресурсов.
Роль и место планирования при процессном подходе к управлению.
Оптимизация управления бизнесом
подразумевает рассмотрение предприятия
как системы процессов и
Процесс планирования первым среди процессов управления предприятием, определяющим последующие события цикла. Если же в управлении не происходит цикличности, то для следующего цикла нет сведений, а следовательно не могут быть устранены причины отклонений, таки образом цикл является замкнутым. Цикличность также можно представить как движение по спирали, если компания приобретает новый опыт и новые знания. Тем не менее, планирование не создает в полной мере условий для создания потребительской стоимости - одно из наиболее важных целей любого предприятия. На основе плановых задач ресурсы распределяются между отделами с целью расходования. Такого рода планирование не уделяет внимание видам деятельности, которые являются основными для создания потребительской стоимости. Решить данную проблему можно посредством составления финансового плана, который направлен на создание стоимости для клиентов с одной стороны, и на максимизацию добавленной стоимости для собственников предприятия с другой. Этот план позволяет производить контроль над отчетностью о плановых показателях со стороны работников, а также разобраться в причинах разнообразия видов деятельности и их стоимости посредством калькуляции затрат.
Таким образом, выявляются различия между функциональным и процессным подходами к управлению и планированию. Функциональный подход применяется для малых предприятий, деятельность которых можно представить в виде одного сквозного бизнес-процесса. Процессный же подход эффективен в рыночных условиях хозяйствования и на предприятиях, где возможна функциональная иерархия. Следовательно методология процессного внутрифирменного планирования может стать основой для более эффективного управления предприятиями в различных отраслях современной экономики, так как она позволяет по-новому представить практику планирования и управления на теоретической и инновационно-методической основе, а также изменить ее.
Думается, что в условиях современной конкуренции на российском рынке фирмы для оптимизации управления бизнесом и достижения более высоких результатов не могут упускать из вида такой элемент управления как планирование. Ведь он позволяет не только разработать концепцию будущего функционирования предприятия, а также ее координации и контроля, но и выявить и предотвратить ошибочные действия прошлого периода. По-моему мнению, такое предприятие, заранее позаботившееся о процессе планирования, может оперативно управлять своими ресурсами, запасами и оборотными средствами, а значит может повысить эффективность их использования. Так предприятие своевременно достигает своих целей, а следовательно получает возможность превзойти своих конкурентов.
Информация о работе Методология внутрифирменного планирования