Методы оценки производительности труда и проблемы её измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является более глубокое изучение темы о резервах роста производительности труда на предприятии.

Содержание работы

Введение.................................................................................................... 3
1. Понятие и методы оценки производительности труда.............................5
2. Влияние производительности труда на конечные результаты.................. 10
2.1. Оценка влияния производительности труда на финансовые результаты.......................................................................................................... 10
2.2. Методы оценки упущенных возможностей роста выручки и прибыли............................................................................................................... 15 3.Пути и способы повышения производительности труда на предприятии ОАО «Ульяновский речной порт».................................................................... 23
3.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах по добыче песка ОАО «Ульяновский речной порт»........................ 23
3.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда.................................................................................................................... 27
Заключение......................................................................................... 29
Список использованной литературы ................................................ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Влияние производительности труда на конечные результаты.

  2.1 Оценка влияние производительности труда на финансовые результаты.

Организация представляет собой открытую систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся  с внешним миром.

На финансовые показатели влияют внешние  и внутренние факторы, которые входят в состав внешней и внутренней среды организации. 

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в самой  организации, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели. Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура, организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации – это  логические взаимоотношения уровней  управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая  позволяет наиболее эффективно достигать  целей организации.

Задачи. Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

         Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера – это в основном работа с людьми. В то же время задачи казначея корпорации в основном связаны с информацией.

       Технология, как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.

Технология  подразумевает стандартизацию и  механизацию.  То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.

В начале века появилось такое понятие  как сборочные конвейерные линии. Сейчас этот принцип используется почти  повсеместно, и очень сильно повышает производительность предприятий.

Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную  эффективность, требует тщательного  изучения и классификации. Существует несколько способов классификации, в данной курсовой будет приведена  классификация по Вудворд.

Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят  три категории технологий:

Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается  только одно изделие.

Массовое  или крупносерийное производство применяется  при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.

Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование,

которое работает круглые сутки  для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций.

Люди. Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

  Люди, работающие в организации,  очень сильно отличаются друг  от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности  и т.п. Все эти отличия могут  оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда.

 Следует помнить, что в управлении внутренние переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Все внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга.


 

 

технология


 

                            Люди                        Цели                           Структура



Задачи


 

 

 

 

Эта схема представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Но нужно не забывать, что  организация – открытая система. И поэтому эта схема не может  быть адекватной полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать  этот рисунок как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому, что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации  и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.

Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы – микросреда и макросреда, или прямого и  косвенного воздействия.

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации – поставщики, потребители, профсоюзы, законы и государственные органы, конкуренты.

Поставщики. С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Всех поставщиков  можно разделить на несколько  групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Законы и  государственные органы. Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинав плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

Государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты.

Потребители. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкурент. Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить.

Среда косвенного воздействия. Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем  среда прямого воздействия. Поэтому  при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

 

2.2 Методы оценки упущенных возможностей  роста выручки и прибыли.

 

При планировании роста производительности труда  используют методы:  по технико-экономическим  факторам,  аналитический,   моделирования   и   метод прямого счета.

      При планировании  производительности  труда  по техникоэкономическим факторам в условиях развития рыночных отношений важно знать,  какие  факторы оказывают влияние  на  повышение  производительности  труда,  какие  из  них тормозят его, какие имеются пути и ресурсы роста.

      Факторы роста  производительности труда - это  те  движущие  силы, под

влиянием которых изменяется ее уровень.

      Темп роста производительности  труда на  планируемый  год   определяется отношением  планового  уровня  производительности  труда   к   базисному   в процентах.

      Расчет возможного  роста  производительности  труда   осуществляется  на

основе экономической оценки влияния  отдельных факторов на уровень  выработки продукции. В качестве меры влияния этих факторов на рост  производительности труда принимается относительная экономия рабочей силы.

      На внутреннем  водном  транспорте,  как  во  всех  отраслях  народного

хозяйства,    применяется    единая     классификация     факторов     роста

производительности  труда,  которая  включает  четыре  укрупненные   группы.

Каждая  из  них  подразделяется  на  ряд  конкретных   факторов   с   учетом особенностей рассматриваемой отрасли. Применительно  к  внутреннему  водному транспорту   факторами,   определяющими   рост производительности   труда, являются:

      1.    Повышение  технического уровня производства:

  а) совершенствование  характеристик   водных  путей  и  улучшение   условий

плавания (увеличение габаритов судового хода,  снижение  скоростей  течения, продление  навигации,  качество  судоходной   обстановки);   механизация   и автоматизация шлюзования; увеличение пропускной способности шлюзов;

  б) совершенствование типов   судов  транспортного  флота   и  улучшение  их

характеристик (грузоподъемности и  мощности судов,  типа  силовой  установки, материала корпуса, конструктивных особенностей, степени  оснащенности  судов средствами механизации и автоматизации всех судовых работ);

  в) совершенствование технической  оснащенности и повышение эксплуатационных - технических характеристик портов (механизации и автоматизации  перегрузочных работ, пропускной способности портов);

      2.    Совершенствование   управления, организации производства  и  труда

– улучшение производственных и  организационных структур управления  во  всех звеньях   речного   транспорта,   методов   управления   –    экономических, организационных  и  социально-психологических,  научная  организация   труда плавсостава  и  береговых  работников,  улучшение   использования   рабочего времени,  повышение  квалификации  кадров;  совершенствование  и  дальнейшее внедрение  технических  средств   управления   –   механизация   учетных   и вычислительных работ, создание автоматизированных систем управления и т.д.

      Эта группа факторов  в  основном  влияет   на  сокращение  численности

условно-постоянного контингента   по  абсолютной  величине  или  на  единицу продукции.

      К  условно-постоянному   контингенту  относятся   работники   береговых

предприятий и организаций, относимые  на  перевозки,  плавсостава  служебно-вспомогательного флота  и  работники,  занятые  на  зимнем  и  навигационном отстое флота.

      Проектирование  труда  –  от  физического   размещения  индивидуального

рабочего  места  до  способа  сообщения  предприятия  с  внешней  средой,  в

частности  с  поставщиками  и   клиентами,   –   важный   ресурс   повышения

производительности. С другой стороны, на качество организации  труда  влияет ряд факторов, один из которых – повышение  производительности.  В  последние годы по мере снижения  темпов  экономического  роста,  усиления  конкуренции между предприятиями и ускорения темпов экономических  структурных  изменений роль качества организации труда  как  фактора  повышения  производительности возросла. В этих условиях все более важным становятся новые виды  занятости, такие, как неполная занятость, работа в рамках проекта,  являющиеся  формами труда, при которых работники имеют больше свободной инициативы,  приобретают

высокую  квалификацию  и  несут  большую  ответственность  за   коллективный результат труда  (например,  работа   во  временном  творческом  коллективе, выполнение проекта, сроки которого жестко ограничены,  нетрадиционные  формы организации рабочего времени).

      Многие   предприятия   упрощают    свои    иерархические    структуры,

Информация о работе Методы оценки производительности труда и проблемы её измерения